Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности и организации местной публичной власти и изучение различных аспектов местного самоуправления.
При написании курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставы муниципальных образований. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия системы местного самоуправления. 5
1.1. Понятие местного самоуправления. 5
1.2. Организационные формы осуществления местного самоуправления 9
Глава 2. Представительный орган местного самоуправления 14
2.1. Порядок формирования. 14
2.2. Компетенция 14
2.3. Депутат представительного органа. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Карпенкова.docx

— 68.74 Кб (Скачать документ)

     Закон допускает возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в него по должности глав поселений, находящихся  на территории муниципального района, и избрания представительными органами данных поселений депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения  поселения, нормой представительства.

     Срок  полномочия представительного органа не может быть менее двух лет и  более пяти лет. В соответствии с  Федеральным законом 2003 г. полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случаях:

     а) наступления ответственности перед  государством (ст. 73)14;

     б) принятием представительным органом  решения о самороспуске;

     в) вступления в силу решения суда субъекта Федерации, о неправомочности данного  состава депутатов представительного  органа, в т.ч. в связи со сложением  депутатами своих полномочий;

     г) преобразования муниципального образования.

    В случае досрочного прекращения своих  полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных  населением непосредственно, не позднее  чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном  прекращении полномочий данного  органа проводятся досрочные муниципальные  выборы. При досрочном прекращении  полномочий представительного органа муниципального района, сформированным не путем муниципальных выборов, а иным способом, представительные органы поселений, расположенные в  границах муниципального района, обязаны  в течение одного месяца избрать  в состав представительного органа муниципального района других депутатов15. 

2.2. Компетенция

    Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности  депутатов. К настоящему времени  в основном завершен процесс их формирования. В частности, избрано 247 тыс. депутатов  представительных органов или 98,2% от установленной уставами муниципальных  образований общей их численности.

    В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы, которые перечислены в ч. 10 ст. 35:

    1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

    4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

    5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

    6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

    7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Кроме того, к исключительной компетенции  данного органа могут быть отнесены также иные полномочия, если они  предусмотрены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами)законами субъектов РФуставами муниципальных образований.

    К тому же, представительному органу принадлежат следующие права:

  • принятие решения о проведении местного референдума по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставами муниципального образования (ст. 22);
  • установление порядка и условий приватизации муниципальной собственности (ст. 29);
  • установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39);
  • образование целевых внебюджетных фондов в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (ст. 41);
  • право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации (ст. 45).

    Конкретный  перечень полномочий, относящихся к  компетенции представительного  органа местного самоуправления, устанавливается  в уставе муниципального образования, регламенте представительного органа местного самоуправления на основе федеральных  законов, законов субъектов Федерации.

    Акты  представительных органов – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им органами федеральными законами и законами субъектов РФ, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

    К нормативным правовым актам представительных органов можно отнести:

  • решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • решения по вопросам организации деятельности представительного органа;
  • другие нормативные акты, как правило, более полный перечень нормативных актов представительных органов указывается в уставах муниципальных образований.
 

    Полномочия  представительного органа муниципального образования независимо от порядка  его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска, а также в случаях принятия им решения о самороспуске, вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного  состава депутатов представительного  органа муниципального образования, в  том числе в связи со сложением  депутатами своих полномочий либо преобразования муниципального образования.

    Досрочное прекращение полномочий представительного  органа муниципального образования  влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. Досрочные прямые выборы проводятся в сроки, установленные  федеральным законом, а выборы депутатов  представительного органа муниципального района, если они избираются представительными  органами поселений, в течение одного месяца.

 

    

2.3. Депутат представительного  органа.

    Депутат - это лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения муниципального образования. Член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

    Статус  члена выборного органа местного самоуправления имеет глава муниципального образования, избираемый непосредственно  гражданами, входящий в состав представительного  органа местного самоуправления и являющийся его председателем. Данный статус - лишь одна из его служебных ролей. Глава муниципального образования  не только работает в составе представительного  органа, руководя им, но и является высшим должностным лицом своего муниципального образования в целом. В то же время, думается, глава муниципального образования, избираемый представительным органом  из своего состава, может сохранять  свой изначальный статус депутата. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то лица, избираемые в него, входящие в него по должности, также  не могут рассматриваться в качестве его депутатов, должны наделяться статусом членов своего представительного органа. Этот статус, как и статус члена  выборного органа местного самоуправления, - одна из служебных ролей указанных лиц.

    Правовой  статус муниципального депутата, члена  выборного органа местного самоуправления определяется нормами федерального, регионального законодательства, уставами муниципальных образований, иными  муниципальными правовыми актами.

    Управленческая  деятельность депутата предполагает, что ее осуществляют компетентные должностные  лица. Депутаты принимают управленческие решения и осуществляют контроль за их выполнением.

    Таким образом, понятию "депутат" присущи  во многом те же признаки, что определяют понятие "должностного лица". Однако депутат - должностное лицо особого  рода. Он обладает распорядительно-властными  полномочиями только в составе депутатской  коллегии в целом. Иные его полномочия не носят распорядительного характера.

    Полномочия  члена представительного органа - главы муниципального образования, избираемого непосредственно гражданами, начинаются, по общему правилу, со дня  его избрания главой муниципального образования и заканчиваются  с момента прекращения его  полномочий как главы муниципального образования. Срок полномочий самого представительного  органа на срок полномочий названного лица влиять не должен. Полномочия члена (не депутата) представительного органа муниципального района должны начинаться с момента признания его полномочий в представительном органе района и заканчиваться в момент признания полномочий заменяющего его лица.

    Полномочия  депутата прекращаются досрочно в случае:

  • его смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыва избирателями;
  • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; в иных случаях, установленных законом.

    Формами деятельности депутата являются:

    а) участие в сессиях (заседаниях) представительного  органа местного самоуправления;

      б) участие в формировании и  работе комитетов, комиссий представительного  органа местного самоуправления;

    в) выполнение поручений представительного  органа местного самоуправления;

      г) внесение в представительный  орган в порядке нормотворческой  инициативы проектов нормативных  правовых актов представительного  органа, а также поправок к  ним, участие в разработке нормативных  правовых актов представительного  органа;

    д) участие в депутатских слушаниях;

    е) обращение с депутатским запросом;

    ж) участие в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа;

    з) участие в расследованиях, проводимых представительным органом;

    и) обращение к соответствующим  должностным лицам с требованием  принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

Информация о работе Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения