Подведомственность в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание

Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Виды подведомственности дел арбитражным судам. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Содержание

Введение
1. Понятие подведомственности дел арбитражным судам и разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами
1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам
1.2 Разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами
1.3 Подведомственность споров арбитражным судам российской федерации в АПК-1995 и АПК-2002
2. Круг дел, подведомственных арбитражным судам
2.1 Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
2.2 Экономические споры, возникающие из административных правоотношений
2.3 Споры с участием иностранных юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

арбитражное право.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)
Содержание

 

 

Введение

1. Понятие  подведомственности дел арбитражным  судам и разграничение подведомственности  гражданских дел между различными  юридическими органами

1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам

1.2  Разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами

1.3 Подведомственность споров арбитражным судам российской федерации в АПК-1995 и АПК-2002

2. Круг  дел, подведомственных арбитражным  судам

2.1 Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений

2.2 Экономические споры, возникающие из административных правоотношений

2.3 Споры с участием иностранных юридических лиц

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

  

 

Введение

 

Подведомственность  или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов.

Общие правила  о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры  и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Виды подведомственности дел арбитражным судам. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

К специальной  подведомственности дел арбитражным  судам, при рассмотрении которых  субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные  в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ:

- о несостоятельности (банкротстве);

- по спорам  о создании, реорганизации и ликвидации  организаций; 

- по спорам  об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

- по спорам  между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

- о защите  деловой репутации в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

- другие дела, возникающие при осуществлении  предпринимательской и иной экономической  деятельности, в случаях, предусмотренных  законом. 

Множественная подведомственность в зависимости  от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.

Договорная  подведомственность - определяемая взаимным соглашением сторон.

Императивная  подведомственность - дело рассматривается  несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной  подведомственностью охватываются следующие случаи:

- дело до  передачи в арбитражный суд  подлежит рассмотрению в соответствии  с федеральным законом или  договором сторон в обязательном претензионном порядке;

- когда федеральным  законом предусмотрен предварительный  внесудебный порядок разрешения  дела в административном порядке. 

Альтернативной  называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.

Заинтересованное  в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.

Несоблюдение  правил подведомственности. В АПК  РФ нет оснований для отказа в  принятии искового заявления (в том  числе и в связи с неподведомственностью), поскольку установление обстоятельств  дела, свидетельствующих об отсутствии права на обращение в суд, может производиться только в судебном заседании и быть основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ст. 150 АПК РФ). Временная неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с несоблюдением претензионного порядка, является основанием либо для оставления заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ), либо для оставления заявления без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  подведомственности дел арбитражным  судам и разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами

1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам

 

Каждый орган государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему  полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.

Арбитражный суд выполняет  особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).

Термин «подведомственность» происходит от слова «ведомство», т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.

Существительное «подведомственность» соответствует прилагательному  «подведомственный», которое в справочной литературе толкуется как находящийся  в чьем-либо ведении или подчиненный в порядке управления.

В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел  между судом, арбитражным судом  и административными органами.

Совокупность юридических  норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа).

Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный  суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.

Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные  суды призваны рассматривать и разрешать  дела, вытекающие из экономических  правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право судебных органов  рассматривать и разрешать в  установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению  дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.

 

2. Разграничение  подведомственности гражданских  дел между различными юридическими  органами.

В соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а к федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном  Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации.

Согласно подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.

Арбитражному  суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собственности, о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что арбитражный суд не вправе будет отказать муниципальному образованию в принятии искового заявления. Представляется, однако, что споры муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем Арбитражном Суде РФ, а в арбитражных судах субъектов Российской Федерации.

 

 

3. Подведомственность споров арбитражным  судам российской федерации в  АПК-1995 и АПК-2002

 

В июле 2002 года законодательными органами РФ был принят и подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Анализ  статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать  следующие выводы:

  1. Содержание подведомственности  споров арбитражным судам Российской Федерации в новом арбитражном процессуальном кодексе (в сравнении с АПК-1995) в целом сохранено – это споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. В результате обобщения и включения в новый кодекс теоретических и практических наработок прошедшего периода содержание подведомственности  споров арбитражным судам РФ стало существенно более  конкретизированным и в определенной мере, в отдельных своих положениях - более расширенным.

К примеру, если в АПК-1995 подведомственность определялась в основном в двух статьях (22 и 212), то в АПК-2002 – в девяти. Выделены в отдельные статьи подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (статья 29) и подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 30). Появились новые статьи – «Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» (статья 31), «Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» (статья 32), «Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц» (статья 248).

Информация о работе Подведомственность в арбитражном процессе