Подведомственность дел арбитражным судам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:34, контрольная работа

Описание

Под подведомственностью или предметной компетенцией понимается круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ.

Работа состоит из  1 файл

АП моя.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

    Подведомственность  дел арбитражным  судам.

  1. Понятие подведомственности.

     Под подведомственностью или предметной компетенцией понимается круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных  судов РФ.

     В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть в РФ осуществляется только судами. Судебную систему РФ составляют:

     - Конституционный Суд РФ;

     - Система судов общей юрисдикции;

     - Система арбитражных судов

     У каждого из этих судов законом  определен свой круг дел, который они правомочны рассматривать и разрешать. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного производства. Его полномочия определены ст. 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 г № 1-ФКЗ (с изм. от 05.04.2005 № 2-ФКЗ). Он решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного производства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.

     Возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания самостоятельной  ветви судебной власти- арб. судов  – повлекло за собой проблемы, связанные  с разграничением подведомственности между арб. судами и судами общей юрисдикции.

     Система судов общей юрисдикции рассматривают  уголовные, административные, дела, возникающие  из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (например, из публичных правоотношений).

     В соответствии со ст. 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных  судах в РФ» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции  Конституцией РФ, указанным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

     До  принятия нового АПК определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно было опираясь на критерии подведомственности, выработанные и широко использованные процессуальной наукой и практикой. К таким критериям, позволявшим разграничить предметную компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции относили: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения. Критерий субъектного состава участников спора означал, что арбитражные суды рассматривали экономические споры, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели.

     Второй  критерий означал, что арбитражным  судам были подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и  иных правоотношений

     Совокупность  этих критериев позволяло определять подведомственность дел арбитражным судам.

     Имеет ли сейчас значение эти критерии для  определения подведомственности дел  арбитражным судам? Принятый в 2002 г. новый АПК РФ изменил подходы  к определению подведомственности дел арбитражным судам, расширив пределы их юрисдикции.

     Субъектный  состав участников определен в п. 2 ст. 27 АПК РФ 2002 г. Ими могут быть:

  1. организации, обладающие статусом юридического лица. Однако не все споры между организациями подведомственны арбитражному суду. Например, спор некоммерческой организации с государственным органом об отказе в регистрации изменений в ее учредительные документы не является экономическим по своему характеру и, следовательно, подведомственен суду общей юрисдикции;
  2. граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 23 ГК РФ.);
  3. образования не являющиеся юридическими лицами и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (например, участвующие в делах о несостоятельности (банкротстве);
  4. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота или публично-правовых отношений, споры которых отнесены к подведомственности арбитражных судов;
  5. государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, их должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе;
  6. иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Аналогичная норма содержалась и в АПК 1995 г.(ч.6 ст. 22). Однако наличие такой нормы не исключало альтернативной подведомственности экономических споров с участием иностранных лиц, поскольку гражданское процессуальное законодательство относило к подведомственности судов общей юрисдикции дела с участием иностранных лиц, в том числе в силу соглашения сторон. Новый АПК РФ принципиально изменил ситуацию, отнеся все экономические споры с участием этих лиц по общему правилу к ведению арбитражных судов, за исключением случаев, когда иное правило предусмотрено международным договором РФ.

     К тому же, ч.4 ст. 27 АПК РФ устанавливает, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В арбитражной практике были случаи привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, с целью прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не является субъектом спорного правоотношения, и в связи с этим его привлечение к участию в деле не должно повлечь за собой изменения подведомственности спора.

     Таким образом, указание в ст. 27 АПК на многообразие состава участников арбитражного процесса фактически отводит на второй план значимость субъектного состава при определении подведомственности.

     Статус  юридического лица и индивидуального  предпринимателя имеет значение только при определении подведомственности арбитражному суду экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских  правоотношений, да и то ст. 28 нового АПК РФ допускает возможность расширения субъектного состава этих споров за счет других участников этих споров.

     Как же определяет новый АПК подведомственность дел арбитражным судам?

     АПК РФ 2002 г. ключевую роль в разграничении  подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов и в Конституции (ст. 125) и в ст. 4,5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры.

     Термин "экономические споры" в законодательстве не определен, однако положения § 1 гл. 4 АПК РФ с учетом задач судопроизводства в арбитражном суде, определяемых в ст. 2 АПК РФ, в значительной степени позволяют дать его понимание, относя к экономическим спорам, подведомственным арбитражному суду, споры, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

     По  общему правилу, сформулированному  в ст. 27 АПК и в других статьях  гл. 4 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Это правило, в основе которого и лежит предметный принцип позволит разграничить подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. 

    
  1. Виды подведомственности.

В зависимости  от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к  ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную (специальную) и множественную*(76).

Правила исключительной подведомственности характеризуются  тем, что определенные категории  дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК к специальной (но более точно - исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст.ЗЗ АПК):

о несостоятельности (банкротстве);

по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3)    по   спорам   об   отказе   в   государственной   регистрации,   уклонении   от   государственной

регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4)   по спорам между акционером  и акционерным обществом, участниками  иных хозяйственных

товариществ и обществ,  вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за

исключением трудовых споров;

5)    о   защите   деловой   репутации   в   сфере   предпринимательской   и   иной   экономической

деятельности;

6)  другие  дела, возникающие при осуществлении  предпринимательской и иной экономической

деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

Указанные дела рассматриваются арбитражным  судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так  и третейским судам. Множественная  подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной  является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной  называют подведомственность, при которой  дело рассматривается несколькими  юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1)  дело  до передачи в арбитражный  суд подлежит рассмотрению в  соответствии с федеральным

законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2)   федеральным законом предусмотрен  предварительный внесудебный порядок  разрешениядела   в   административном   порядке,   включая   возможность   бесспорного   списания   средств   либо обращения взыскания на  имущество (налоговыми органами и т.п.).

Претензионный порядок установлен федеральным  законом, например, в следующих случаях:

1)  по  требованиям об изменении или  расторжении договора иск может  быть заявлен стороной в

арбитражный  суд только  после  получения  отказа другой  стороны  на  предложение  изменить  или

расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении  или установленный

законом или договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.452 ГК)*(77);

по  требованиям  к  перевозчику,   вытекающим  из договора  перевозки  груза,   в  порядке,

предусмотренном соответствующим транспортным уставом  или кодексом (ст.797 ГК), в частности  в

соответствии   со   ст.125   Воздушного   кодекса   РФ;   ст.22   Федерального   закона   "О   федеральном

железнодорожном  транспорте";  ст. 120  Федерального  закона  "Устав железнодорожного  транспорта

Российской  Федерации";

по   требованиям,   связанным   с   предоставлением   услуг   организациями   связи   (ст.38

Федерального  закона "О связи", ст.37 Федерального закона "О почтовой связи");

4)  В СТ.104НК.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам