Женская трудовая миграция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа

Описание

В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане

2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103

Работа состоит из  1 файл

Женская трудовая миграция в условиях глобализации.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

Регулирование трудовой миграции должно являться составляющей единого механизма управления трудовыми ресурсами, основными функциональными подсистемами которого должны быть:

– прогнозирование и  программирование, предполагающие разработку прогнозов динамики численности  трудовых ресурсов и миграционных процессов в разрезе отдельных регионов и потоков, разработку программы основных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели с учетом прогноза развития, территории на определенный период в плане демографической обстановки, реальной социально-экономической ситуации, а также проведение определенных мероприятий, направленных на ознакомление и разъяснение перспектив развития региона для сохранения и развития его трудового потенциала;

– организация деятельности и координация соответствующих  управленческих воздействий, мотивация, учет, контроль и анализ.

На наш взгляд, проводимая на сегодняшний день миграционная политика не учитывает катастрофическое положение в регионах. И здесь особого внимания требуют юг страны, высокогорные районы и зоны экологической опасности. Важно не игнорировать этноконфессиональный аспект проблемы, особенно на юге страны. Как представляется, решение данной проблемы может быть осуществлено в рамках создания на юге Свободной экономической зоны (СЭЗ). При этом было бы целесообразно жестко увязать экономические преференции, характерные для СЭЗ, с решением социальных вопросов местного населения Баткенской, Ошской, Жалалабадской областей. В частности, можно было бы развернуть такие социально-экономические проекты как «Баткенский абрикос», «Узгенский рис», «Арсланбобский орех» и т.д., которые должны быть, прежде всего, ориентированы на улучшение материальных условий местных жителей. Аналогичные проекты можно было бы разработать в интересах сельских врачей и учителей и других категорий граждан. Они будут способствовать оттоку специалистов из республики.

Одним из направлений  управления трудовой миграции должна стать разработка региональной миграционной программы на ближайшие пять лет.  Основой ее должны служить концепция региональной политики, которая состоит из концепции миграционной политики, концепции размещения производственных сил и программы социально-экономического развития области, основным содержанием которой должны стать меры по регулированию миграционных процессов. В рассматриваемой программе необходимо, прежде всего, на государственном уровне принять меры по регулированию миграционных процессов, в которых должны быть отражены основы взаимодействия стран СНГ в области трудовой миграции. На национальном уровне необходимо принять меры по стабилизации рынка труда, создать условия по социальной защите населения. Этапами реализации такой программы может стать в частности разработка плана мероприятий по созданию рабочих мест и механизма регулирования, помощи и содействия возврату трудящихся-мигрантов.

Среди мер законодательного порядка, на наш взгляд, необходимо совершенствование системы приграничного и паспортного контроля в соответствии с международными стандартами, разработка и совершенствование законодательной базы в области предотвращения торговли людьми, проведение работ по обучению трудовых мигрантов правовым основам регионального законодательства. Необходимо также начать работу над проектом Миграционного кодекса, который должен объединить существующую законодательную базу по всем проблемам трудовой миграции.

Развитие рыночных отношений  открывает пути для развития различных  вариантов методов управления миграционными  процессами: как социально-экономических, так и социально-психологических. Важно не только принять опыт развитых стран, но и сочетать между собой известные методы управления трудовыми ресурсами с учетом региональных особенностей.

Несмотря на возросший  в последние годы поток трудовых мигрантов, принимающие государства (Россия и Казахстана) до сих пор  проявляют определенную неготовность к цивилизованному обустройству больших масс и регулированию потоков миграции. Отсюда возникновение противоречий уже на уровне отдельных субъектов, личностей, групп, конфессий и др. В связи с этим важен вопрос дальнейшего развитии кыргызских диаспор, особенно за рубежом. Ведь для трудовых мигрантов, прибывающих из традиционалистских обществ (к которым относятся центральноазиатские государства) в другие страны, опора на институты посылающего сообщества становится основной стратегией выживания. На всех стадиях – при принятии решения о выезде, подготовке переезда, в пути, поиске работы, обустройстве на новом месте, возвращении, переводе заработанных средств – выходцы из Центральной Азии, например, вынуждены опираться на традиционные структуры общества: многопоколенную семью и земляческую этнорегиональную группу. Патриархальная структура воспроизводится и в принимающем обществе.

Диаспоры могут  оказать неоценимую помощь государства  в налаживании контроля и своевременной защиты своих граждан. Мощным стимулом к формированию и развитию диаспоры могут стать экономические мотивы и интересы. Сети, сформированные на земляческой основе, важны в качестве механизма завоевания и освоения собственной экономической ниши в принимающем обществе. Подталкивают к диаспорализации также характер и интенсивность связей с исторической родиной. Поддерживать такие связи намного легче на групповой, общинной основе. Тем более что власти и их оппоненты в новых независимых государствах, нуждаясь в поддержке соотечественников за рубежом, стремятся к установлению с ними прямых связей через создание сети формальных и неформальных организаций и структур.

Сочетание этих и некоторых других факторов стимулирует  быстрое развитие диаспоральности как одного из следствий трудовых миграций. Отражением этого процесса становится интенсивное повышение уровня этнической самоидентификации. Таким образом, думается, рост значения этничности в настоящий период – это ответ на вызов времени и обстоятельств, когда такие молодые независимые государства, как Кыргызстан, становятся составной частью глобализационных процессов, несущих в себе расширение рынка труда и торговлю рабочей силой.

И, наконец, о самом  главном – защите прав трудовых мигрантов. Какие меры должны предприниматься для того, чтобы права трудовых мигрантов не нарушались? Защищать права мигрантов необходимо до их выезда из страны. Это основная концепция, которая позволит гарантировать защиту прав трудового мигранта, когда он будет работать за пределами родины. Для этого должны работать всевозможные институты, которые будут направлять человека в его желании работать за рубежом.

Не исключено, что человек  может найти равносильную работу и на внутреннем рынке труда, но такие  аспекты не рассматриваются мигрантами, потому что они не знают, куда обратиться. Поэтому наша концепция предполагает рассматривать собственных трудовых мигрантов в качестве той же категории граждан страны, которые заняты, но на внешнем рынке труда.

Есть люди, которые  знают, куда они едут, что будут  делать и сколько получать, но у них нет контрактов. Поэтому первый шаг этого процесса – возможность легально трудоустроить человека до его выезда. Люди должны знать, кто их работодатель и сколько они будут получать.

Стоит отметить, что трудовые мигранты отправляются за рубеж с целью поиска больших денег, потому что их задача – купить дом, обеспечить детей хорошим образованием и прочее. Поэтому эти люди должны понимать, что такое 300 долларов США в Москве: достаточно это для того, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни и при этом часть денег отправлять домой? Есть категория людей, для которых 300 долларов в пределах города Бишкек, считается очень большой суммой, поэтому они готовы работать за эти же деньги в Москве. Но никто им не объясняет, сколько стоит месяц проживания в Москве. Стоит ли ехать в Москву, чтобы ежемесячно посылать 50 долларов домой, если эти же средства можно найти и на внутреннем рынке труда. Поэтому необходимо объединить внешнюю и внутреннюю занятость, чтобы перенаправлять людей. Дать понять, что нет необходимости ехать в Россию, чтобы заработать 50 долларов. Если же мигрант отказывается от всех альтернатив по внутреннему трудоустройству, то ему должны предоставляться программы внешней занятости с настоящими вакансиями и оформлением контрактов, чтобы его интересы гарантировались госструктурами.

Государство должно создать  систему, которая будет регулировать мигранта в течение трех этапов: этап до трудоустройства, этап трудоустройства, этап после трудоустройства. На первом этапе уже существует большое количество информационных центров, системы регистрации, кадровые агентства, медицинские центры, двусторонние соглашения и так далее. Сейчас необходимо создать определенные стандарты, по которым мигрант должен знать, какие документы и справки ему необходимо с собой брать, куда обратиться в случае нарушения его прав.

Государство должно создать  систему, когда человек может  получить все, начиная от консультаций и заканчивая сертификатами, и ехать на работу с контрактом. Он должен иметь возможность открыть счет в банке для накоплений, застраховать себя и семью в случае непредвиденных ситуаций, получить ссуду на первые месяцы жизни его семьи, пока он будет отсутствовать. Если все эти условия будут созданы в стране, то тогда отпадает проблема защиты прав мигранта вне его страны.

На втором этапе не исключено, что возможны нарушения  прав мигрантов в чужой стране, но для этого должен создаваться институт трудоустройства, институт трудовых атташе и представителей государственной власти. Которые будут представлять трудовых мигрантов в местах их наибольшего скопления за пределами страны.

Следующий этап – это стадия после трудоустройства. Если первые две стадии существуют в стране, то последней практически  нет. Даже на стадии возвращения в  страну мигрантам требуется защита их прав со стороны государства. К примеру, если мигрантам не выплатили заработную плату, то они хотят узнать, как вернуть деньги, либо частное агентство занятости не выполнило условий контракта, или они стали жертвами торговли людьми. Наряду с этим по возвращении на родину свои права должны защищать не только трудовые мигранты, но и работодатели и агентства занятости, которые также зачастую страдают от недобросовестности трудовых мигрантов, которые подписывают контракты, выезжают, а затем все бросают и убегают к другому работодателю либо отказываются выполнять условия контракта. Государством должны быть решены вопросы о том, кто в этом случае понесет ответственность за вложенные средства, потому что это позволит получить четкий баланс отношений между работником и работодателем.

И, наконец, государство  должно создать конкретную миграционную политику, которая должна предусматривать функции государственного контроля и управления соответствующих ведомств и служб и сотрудничества с компетентными неправительственными организациями. Представляется важным вычленить основные этапы разработки такой национальной миграционной политики, без которых, как представляется, невозможно становление эффективной миграционной стратегии в условиях глобализации.

Первый – это определение  того, что необходимо сделать, какая цель преследуется и почему разрабатывается та или иная политика. После выработки основных критериев на втором этапе следует четко определить и сформулировать цели этой политики. На третьем этапе разрабатываются программы, в рамках которых возможно движение этих целей, определяются инструменты для их осуществления. Прежде всего, для этого нужна достоверная информация о миграционных процессах. Далее рассматриваются вопросы, связанные с соответствующими административными структурами, а затем уже законодательная база.

Современная миграционная политика Кыргызстана тесно связана  с международным положением страны и ее международными обязательствами. Например, страны, участвующие в региональной интеграции, меняют свою миграционную политику в зависимости от политики, которую проводит  та или иная интеграционная организация. Это необходимо для более эффективного использования миграционных ресурсов в рамках одного региона в соответствии с логикой экономической интеграции, а также для решения социальных проблем. Следует принимать во внимание и основные права и свободы человека. К ним относятся не только «классические» (свобода места жительства и передвижения), но и так называемые права человека «второго поколения». Это солидарные права, связанные с принципом социальной справедливости, недискриминацией на рынках труда и возможностью иметь адекватный уровень жизни. И, наконец, необходимо упомянуть права человека «третьего поколения», значение которых за последние десятилетия значительно возросло. К ним относится право на несогласие, право исповедовать свою религию, право на особое мнение, т.е. те элементы, которые позволяют личности жить в условиях другой культуры, не подвергаясь дискриминации.

Обращая внимание на международные  факторы, следует отметить и то, что миграционная политика должна использоваться в первую  очередь как инструмент внешней политики. В концепции миграционной политики именно внешнеполитические аспекты в последнее время приобретают все более важное значение.

Возвращаясь к внутренним факторам, обусловливающим содержание миграционной политики, следует отметить фактор безопасности в глобальном смысле слова. Здесь следует учитывать определенные политические обстоятельства, которые берет на себя государство, а также экономические и социальные потери, связанные с экспортом рабочей силы. Миграционная политика Кыргызстана не должна идти вразрез с международными политико-правовыми стандартами, установленными соответствующими конвенциями.

 

 

заключение

Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации