Трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:58, реферат

Описание

Основной целью данной курсовой работы является выявление сущности миграции и определение её оптимальных размеров для Республики Беларусь. Задачи, которые лежат в основе курсовой работы, проанализировать внешнюю и внутреннюю миграцию, вызванную политическими и экономическими причина. Данная тема очень актуальна в наше время, т.к. массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МИГРАЦИИ 5
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ МИГРАЦИЙ 12
2.1 Миграции, вызванные политическими причинами 12
2.2 Миграции, вызванные экономическими причинами 18
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

Трудовая миграция в РБ.docx

— 166.86 Кб (Скачать документ)

Трудовая миграция

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 3 
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МИГРАЦИИ 5 
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ МИГРАЦИЙ 12 
2.1 Миграции, вызванные политическими причинами 12 
2.2 Миграции, вызванные экономическими причинами 18 
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36 

 

ВВЕДЕНИЕ 
В условиях глобализации и углубления социально-экономических и демографических различий между странами все более активизируется и интенсифицируется процесс миграции населения и трудовых ресурсов. 
Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция). Внутренняя миграция – переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны. Внешняя – миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.  
В каждой стране есть свои проблемы, главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.  
Разные государства относятся к этой проблеме по-разному. Например, Латинская Америка, которая имеет почти наибольшее число государств, высказывает свое негативное отношение к сложившейся эмиграционной обстановке. А в Германии проживают 7.3 млн. иностранцев, которые составляют около 10% всего населения. 
Миграция происходит: из менее развитых в более экономически развитые страны (Бразилию), в США, где трудится около 2.5 млн. человек из Мексики, Сальвадора, Колумбии и Ямайки. 
Объектом и предметом исследования является миграция населения Республики Беларусь. 
Основной целью данной курсовой работы является выявление сущности миграции и определение её оптимальных размеров для Республики Беларусь. Задачи, которые лежат в основе курсовой работы, проанализировать внешнюю и внутреннюю миграцию, вызванную политическими и экономическими причина. 
Данная тема очень актуальна в наше время, т.к. массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.  
 
 
ГЛАВА 1 
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МИГРАЦИИ 
Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция в переводе с латинского языка (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население».  
Перемещение и переселение – отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное – более широкое толкование миграции [3, с.126]. 
Бурное развитие проблемы миграции населения в современном мире продиктовало необходимость изучения этого вопроса. С наступлением во второй половине 60-х годов и продолжавшимся до середины 70-х годов ренессансом в изучении миграции населения связано появление большого количества определений этого явления и попыток классификации. Активизация изучения проблемы миграции привела к применению множества различных терминов. Миграцию стали называть территориальным, географическим, пространственным явлением, пытаясь иногда выявить семантические различия там, где их нет. Миграцию стали определять как мобильность или как подвижность, она же – движение, перемещение, переселение, перераспределение и т. д. [7, c. 7].  
Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн. человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной. 
С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран[1, с. 124-125]. 
В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан[1, с. 126]. 
В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества[1, с. 127]. 
Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации. 
Проблема миграции населения в современном мире во многом определяется тем, что необходимо постоянно отслеживать все процессы, происходящие при перемещении людей, а процессы могут зачастую меняться неконтролируемо. Так, например, при перемещении через границу людей данный факт фиксируется, а если внутри страны, области, района – факт перемещения может остаться не учтенным. Поэтому необходимо учитывать виды пространственного перемещения населения [3, с.126]. 
Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели. 
Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.  
Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений – центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. 
Сезонные миграции – это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов. 
К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других. 
Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совершающейся навсегда. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе – возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места. 
Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства. 
Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и перемещение между поселениями. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его территориальное перемещение. Причем перемещения между поселениями могут быть и внутритерриториальными. Перемещения между поселениями по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриториальные, так и перемещения между поселениями представляют собой различные срезы одного и того же явления – то ли безвозвратной, то ли возвратной миграций. 
Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономические районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют на - межрайонные и внутрирайонные. 
В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно перемещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что миграция внутри села и миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию – разные процессы, как, впрочем, и остальные направления [14]. 
Миграционные процессы внутри Республики Беларусь подчинены закономерному процессу урбанизации, охватившему весь земной шар и особенно характерному для стран с развивающейся и переходной экономикой. Лишь в некоторых постиндустриальных странах Европы наблюдается процесс дезурбанизации, когда население стремится обосноваться в окрестностях крупных городов и сельской местности. 
Следует отметить, что миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спецификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков. 
 
 
ГЛАВА 2 
ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ МИГРАЦИЙ 
2.1 Миграции, вызванные политическими причинами 
 
Вторая половина XX века стала, вероятно, самым политически неспокойным периодом за всю историю современной цивилизации, принесла огромное количество внутри- и внешнеполитических конфликтов и, как следствие, породила самые масштабные потоки международных политических мигрантов. 
Исторически территория Беларуси всегда отличалась высокой миграционной подвижностью населения, которое за свою многовековую историю узнало и добровольные и вынужденные перемещения во всех видах и формах. Миграция вызывалась политическими, экономическими, этническими причинами, чему способствовало экономико-географическое положение страны в центре Европы на пересечении основных дорог, сложная, полная драматизма, история страны, особенности его этнического состава [12, с.52 ] 
Важную роль в процессе обмена населением играет не только миграция внутри страны, но и за ее пределы. Особенное значение внешняя миграция приобретает сейчас, когда население нашей республики не воспроизводит свою численность и ежегодно происходит значительная убыль населения. В такой ситуации на сегодняшний день лишь приток населения из-за пределов страны может способствовать замедлению процесса депопуляции [12, с. 53] 
С обретением независимости в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная миграция, также как и внутриреспубликанская, претерпела кардинальные изменения как в направлении движения потоков мигрантов, так и в причинах возникновения миграции. В этот период в большинстве стран постсоветского пространства происходили массовые волнения населения, связанные с обретением независимости, резко ухудшилась экономическая обстановка, изменились политические настроения. Все это сильно отразилось на потоках мигрантов. 
На фоне остальных бывших республик СССР Беларусь отличалась более стабильным политическим климатом, отсутствием межнациональных конфликтов, что, безусловно, привлекало в республику как мигрантов, самостоятельно решивших переехать, так и вынужденных переселенцев. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый сильный приток населения из республик бывшего СССР [12, с.54-60] 
Рисунок 1- Динамика чистой внешней миграции Республики Беларусь по основным потокам  

 

 

 

Примечание - собственная  разработка 
 
Рисунок 2- Динамика официальной нетто-миграции в Беларусь по основным странам (кроме Российской Федерации) в 1997-2010 гг. тыс. человек 

 

 
Примечание – собственная разработка  

 

 
Динамика миграционных потоков с  ближним зарубежьем обусловлена  рядом разнонаправленных факторов. Население, которое ранее свободно переезжало по территории СССР, сдерживают не только экономические (разные валютные системы, обнищание населения, отсутствие перспектив приобретения жилья, опасения по поводу возможных трудностей с  трудоустройством), но и административные факторы. Люди остерегаются менять место  жительства из-за проблем с гражданством, боятся потерять возможность связи  с родственниками, опасаются проблем  с исчислением стажа работы и  получением пенсии и т. д. Сыграло  свою роль и разделение Вооруженных  Сил[6, c.52].  
Активизируют миграционные потоки такие причины, как опасение потерять гражданство той страны, на территории которой люди собираются жить; военные конфликты, возникшие на территории ряда бывших республик СССР, нежелание жить в разных государствах с родственниками [6, c. 53]. 
Трудящиеся-эмигранты из Беларуси выезжали в основном в Российскую Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову, Украину. Статистическая информация о сроках действия договоров и контрактов выезжающих на работу за пределы республики отсутствует[8, c. 213]. 
Отсутствуют также данные об уровне образования и других социальных характеристиках трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов, а также о том, работают ли они в соответствии со своим образованиием и прежней профессией[8, c.214]. 
В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5 % составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей[8, c. 215].  
Наиболее привлекательным направлением трудовой миграции для населения республики являются страны Западной Европы и другие (таблица 2.1.1). 
 
Таблица 2.1.1-Желание работы в других странах 
Страны % желающих 
Западная Европа Германия 51% 
(73%) Франция 9,5% 
Швеция 8% 
Великобритания 2,3% 
Северная Америка США 28,2% 
(28,2%) Канада 18,2% 
Восточная Европа Польша 22,7% 
(41%) Чехия 14,8% 
Словакия 1,2% 
Болгария 0,8% 
СНГ и страны Балтии Россия 26,8% 
(36%) Украина 2,9% 
Страны Прибалтики 1,4% 
 
Примечание - собственная разработка  
 
Работа в странах Западной Европы больше всего привлекает молодежь (73 %).  
Рисунок 3 – Структура международной миграции в 2010 гг.  
Иммигранты 

 

 
Эмигранты 

 

 

 

 
 
Как известно, между желанием (намерением) найти временную работу за границей и возможностью его реализации стоит  много обстоятельств и условий  объективного и субъективного характера, способствующих или затрудняющих его  осуществление. К объективным условиям можно отнести: особенности иммиграционной политики страны, которую выбирают для работы; состояние рынка труда; востребованность определенной профессии (сезонные рабочие, строители и т. д.); состояние межправительственных соглашений в области обмена рабочей силы и защиты прав трудящихся-мигрантов. Такие соглашения Республикой Беларусь заключены с Россией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Литвой, Польшей и Арменией. Ведется работа по подготовке к заключению аналогичных соглашений с Чешской Республикой и Словакией. Следует отметить, что западные государства, стремясь защитить свой внутренний рынок труда, идут на ужесточение своей иммиграционной политики, визового режима[10,с.217]. 
Следует отметить, что даже незначительные изменения в политическом режиме любого государства, которые приводят к ухудшениям условий жизнедеятельности населения, уже стимулируют к оттоку рабочей силы из своего государства. 
 
2.2 Миграции, вызванные экономическими причинами 
Рассмотрим теперь миграции, обусловленные экономическими причинами. Традиционно, такие миграции в литературе именуются как трудовые. Однако, в связи с тем, что в последние десятилетия возникло и закрепилось понятие «утечка мозгов», обозначающее трудовую миграцию высококвалифицированной рабочей силы, в данной работе термины «утечка мозгов» и «трудовые миграции» дифференцированы[9, c. 270]. 
Основную роль в современном международном движении населения играют миграции, вызванные экономическими причинами, называемые чаще всего трудовыми миграциями. В поисках желаемой работы и соответствующего уровня жизни люди переезжают из страны в страну, причем срок пребывания в стране приезда может варьироваться от нескольких часов или дней до десятилетий. Масштабы трудовой миграции в мире постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира[1, c.122].  
Главной причиной миграции населения является плохое экономическое положение страны. В связи, с чем падает численность населения. Но, с другой стороны, это выгодно для государств, в которых хорошее экономическое положение, и куда население прибывает большими потоками, а это значит, что прибывает новая рабочая сила[7, с. 8]. 
В современных социально-экономических условиях Беларусь является потенциальным экспортером рабочей силы. При государственном регулировании временной внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций[5,с. 75]. 
Позитивным моментом является также возможность смягчения напряженности на рынке труда республики, хотя в настоящее время вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер[13,с.74]. 
Отток кадров из научно-технической сферы и падение престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, экономические причины: 
• низкий уровень финансирования научных исследований и разработок, невостребовательность результатов научных исследований производством; 
• резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий.  
• неразвитость инфраструктуры научно-инновационного предпринимательства, отсутствие экономических и моральных стимулов внедрения разработок в производство как для научных коллективов в целом, так и для отдельных научных работников[11, c.140-141]. 
По данным на 1 апреля 2011 года, население Республики Беларусь составляет 9474,2 тыс. человек. По данным переписи населения 2009 года, на территории Белоруссии проживали представители более 130 наций и национальностей (таблица 3.2). 
 
Таблица 2.2.1 –Нации, проживающие на территории Беларусь  
Нации Численность 
Белорусы 7 957 252 
Русские 785 0 84 
Поляки 294 549 
Украинцы 158 723 
Евреи 12 926 
Армяне 8 512 
Татары 7 316 
Цыгане 7 079 
Азербайджанцы 5 567 
Литовцы 5 087 
другие 3 500 
Примечание - собственная разработка 
Среди мигрантов, прибывших из стран СНГ, 18,8 тыс. человек (58%) приехали из России, 5,1 тыс. (16%) – из Украины, 3,1 тыс. (9%) – из Казахстана[6, с. 52]. 
Численность мигрантов сравнительно невелика, но она ежегодно увеличивается благодаря государственной миграционной программе Республики Беларусь, Департамент по гражданству и миграции Белоруссии сообщил, что к 2012 г. разработает новый нормативный миграционный акт. 
В Беларуси миграционный прирост за прошлый год составил 9,9 тыс. человек и снизился по сравнению с 2010-м на 3,9% 
Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 38,5% (за 2010 год - на 35,4%). 
 
Таблица 2.2.2 –Миграционные потоки  
Годы Прибыло Выехало 
2010 17 тыс. 510 чел. 7 тыс. 610 чел. 
2011 17 тыс. 169 чел. 6 тыс. 866 чел. 
Примечание - собственная разработка 
Из стран СНГ в нашу республику в 2011 году прибыли 14,7 тыс. человек, из которых 88,8% составляют приехавшие из России, Украины и Казахстана.  
Таблица2.2.3 - Процентное соотношение мигрирующих  
Прибыло в Беларусь Выехало из Беларуси 
88,8% 76,2% 
Примечание - собственная разработка 
 
По официальной статистике в Республику Беларусь за период 1997-2010 гг. на постоянное место жительство в страну прибыло 127,2 тыс. чел. При этом коэффициент миграционного прироста в среднем за период составил 0,7%, достигнув своего максимума в 1998 году (1,9%). 
Согласно мировому рейтингу по этому показателю Беларусь в 2010 году занимала 66 место, однако среди стран бывшего СССР этот коэффициент имеет положительное значение кроме Беларуси (1,06), только Россия (1,76). 
Что касается других характеристик постоянной миграции, то чистая миграция на 62,8% состоит из лиц трудоспособного возраста. Такой удельный вес трудоспособных мигрантов всего на 1,2% больше, чем доля трудоспособного населения Беларуси[4, с 245]  
Рисунок 4 -Внешние мигранты по возрастным группам 

 

 

 

Примечание - собственная разработка 
 
Таблица 2.2.4 - Внешние мигранты по стране  
предыдущего жительства 
 
Тысяч  
человек В % к  
итогу 
Внешине мигранты 39,3 100 
прибыли из стран СНГ 32,1 81,9 
из них :  
Россия 18,8 47,8 
Украина 5,1 13,1 
Казахстан 3,1 7,8 
Туркменистан 2,7 6,9 
прибыли из других стран 7,1 18,1 
Примечание - собственная разработка 
 
Большинство белорусских иммигрантов в России работают без официального разрешения, что не является обязательным для граждан Беларуси в России. В результате, по данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало всего 612 человек, в то время пресс-служба ФМС России сообщила, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе-марте этого года стало 1500 белорусов, то есть в одну столицу России выезжают на работу белорусов почти в 2,5 раза больше, чем показывают официальные белорусские инстанции в отношении всей эмиграции из страны. Причем, как подчеркнули в ФМС России, из-за необязательности регистрации реальное количество белорусов в России может быть в десятки раз больше официальных данных их службы (Приложение А). 
При этом по официальной статистике нетто-миграция имела положительное значение, главным образом за счет России, стран Средней и Центральной Азии, Украины и Казахстана (миграция Юг-Юг), в то время как основными направлениями эмиграции были Германия, развитые страны ОЭСР и Израиль (Юг-Север), что не является неожиданностью[16]. 
Стоит обратить внимание на то, что из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. И это вполне закономерный процесс: в борьбе за высококвалифицированные кадры выигрывают более богатые страны. 
 
 
ГЛАВА 3 
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
Как считают эксперты, представители интеллектуальной элиты составляют около 5 % от общего потока эмигрантов с высшим образованием. При существующих в настоящее время в республике темпах эмиграции это около 100 человек ежегодно. При этом убытки, оцененные по методике ООН, составляют около 30 млн. дол. США. 
Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, стажировки. В 1996 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники. 
Нет сомнения, что временная работа и обучение научных кадров и студентов за рубежом способствуют вхождению наших ученых в мировое технологическое пространство, позволяют подготовить высококвалифицированные научные кадры. Однако на практике они часто предшествуют "утечке умов" и способствуют утечке интеллектуальной собственности.  
Результаты опросов свидетельствуют о высокой популярности контрактной формы работы за границей: в ходе социологического исследования научных работников выявлено, что 54 % из числа опрошенных хотели бы работать за границей по контракту, а из числа молодых ученых – 89 %. Потенциал интеллектуальной миграции, как видим, чрезвычайно высок. Необходима систематическая работа по ее регулированию.  
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует. 
В связи с этим необходима четкая политика государства, направленная на регулирование интеллектуальной миграции. Имеются два главных фактора эмиграции ученых и длительного выезда на работу по контрактам: заметная разница в уровне жизни и в условиях профессиональной деятельности. Экономическая ситуация в Беларуси не позволит в ближайшем будущем существенно повлиять на эти факторы. Прямое административно-законодательное подавление процесса интеллектуальной миграции в настоящих условиях также представляется нереальным и политически нецелесообразным. Ей должна быть противопоставлена определенная система механизмов, стимулирующих работу на родине и возвращение из-за рубежа. Особое внимание при этом должно быть уделено "группам риска": молодым ученым и аспирантам, проходящим стажировку или обучающимся в зарубежных научных центрах, а также работающим по контрактам ученым среднего возраста, являющимся носителями значительной интеллектуальной собственности. 
Решение проблемы ограничения интеллектуальной эмиграции видится также в контексте продолжения и дальнейшего развития политики сохранения и развития научного потенциала республики. Здесь важным является установление и сохранение положительной тенденции поддержки науки и гарантий социальной защиты ученых. 
Принципиально важным является создание условий для цивилизованной, с учетом заинтересованности государства и личной заинтересованности ученых, коммерциализации научно-технических достижений, развития научно-инновационного предпринимательства. В условиях недостатка финансовых средств сегодня это, по-видимому, один из реальных путей существенного улучшения финансирования науки и повышения зарплаты эффективно работающим научным работникам alt=.  
Потенциал международной трудовой миграции. Снижение жизненного уровня, экономическая нестабильность, обострение проблем занятости ведут к тому, что многие специалисты, рабочие высокой квалификации, научные работники, предприниматели, молодежь без специальности и другие категории населения страны в целях реализации своих трудовых интересов, улучшения своего материального положения и положения семьи ищут возможность получить работу за границей. Число таких граждан, как подтверждают социологические исследования, колеблется от 0,6 млн. до 1,5 млн. человек[15].  
С целью выработки мер государственного регулирования процессов внешней трудовой миграции по заказу Комитета по миграции НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь провел социологическое исследование, которое позволило определить потенциал внешней трудовой миграции, направления возможных миграционных потоков; выявить "выталкивающие" и "сдерживающие" факторы и условия, определяющие ее количественные и качественные параметры. Всего было опрошено 2400 человек трудоспособного возраста. По своим социально-демографическим характеристикам выборочная совокупность исследования является репрезентативной для всей Беларуси. 
Исследование показало, что наиболее активны потенциальные мигранты в младших возрастных группах: 16–20 лет и 21–25 лет. Они охватывают почти половину (41,6 %) опрошенной молодежи. Доля желающих выехать среди респондентов других возрастных групп уменьшается по мере увеличения их возраста. Так, доля средней возрастной группы (36–45 лет) более чем в полтора раза меньше доли молодежной возрастной группы (23,4 %). 
Как показало исследование, среди потенциальных трудящихся-мигрантов явно преобладают мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1 % – среди женщин. 
Опрос выявил тенденцию зависимости миграционной активности от уровня образования респондентов. Наибольшую потенциальную миграционную активность проявляют респонденты с высшим образованием – 31,4 % респондентов этой категории желают найти работу за границей, что в полтора раза превышает миграционную активность респондентов со средним общим и в два раза – с неполным средним образованием.  
Социально-профессиональное положение респондентов также влияет на их миграционную активность. Наиболее активными, по данным исследования, оказались представители нового социального слоя – предприниматели. Более половины (51,1 %) предпринимателей желают поработать за границей в ближайшем будущем. На втором месте по миграционной активности среди социальных групп стоят учащаяся молодежь и студенты: 42,0 % из них желают поработать за границей. На третье место по показателю миграционной активности вышли безработные (или не работающие на момент опроса): 33,3 % опрошенных представителей этой категории желают найти работу за границей.  
Миграционные намерения населения существенно различаются в зависимости от места проживания. Население из крупных индустриальных и культурных центров в большей степени включено в процессы внешней трудовой миграции. Так, условия такого крупного индустриального центра, каким является Минск, в значительной степени влияют на уровень миграционной активности всех работников народного хозяйства, которые здесь представлены. Процент желающих поработать за границей у них выше, чем у респондентов в областных центрах и районных городах. Самый низкий уровень миграционной активности выявлен среди сельского населения.  
В то же время, как показало исследование, по отдельным социально-демографическим группам наблюдаются значительные особенности дифференциации миграционной активности в зависимости от места жительства. Так, предприниматели г. Минска почти в два раза уступают по этому показателю своим коллегам из областных центров. У студентов, наоборот, не наблюдается резких колебаний уровня миграционной активности в зависимости от места проживания: молодежь областных центров по нацеленности работать за рубежом ничем не уступает своим столичным сверстникам[5, с.93]. 
К субъективным условиям, затрудняющим трудоустройство за границей, относятся: незнание иностранного языка; нежелание работать не по специальности; отсутствие по месту жительства фирм, занимающихся трудоустройством граждан за границей, и др. 
Таким образом, если за границей желают поработать 25 % опрошенных, то только 5,6 % из них имеют реальную возможность, а 19,0 % – некоторые шансы найти работу в странах Западной Европы; 6,4 % и 22,5 % – в странах Восточной Европы; 16,1 % и 23,3 % – в странах СНГ, исключая страны Средней Азии. Необходимо, конечно, при этом иметь в виду и то, что масштабы миграционных потоков могут колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от состояния национальной экономики Беларуси, а также экономики стран-реципиентов. Например, кризис экономики России может уменьшить поток белорусских трудящихся-мигрантов в эту страну. И наоборот, заключение межправительственных соглашений в области обмена рабочей силой со странами Западной Европы несомненно повысило бы шансы белорусских граждан найти работу в этих странах и тем самым увеличило бы масштабы миграционного потока. 
Структура мотивов внешней трудовой миграции определяется прежде всего тяжелым материальным положением, в котором оказалось в настоящее время большинство населения республики. Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных – заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. Отрыв этого мотива от других столь значителен, что дает все основания говорить о резком падении жизненного уровня всех слоев населения. 
На второе место в структуре мотивов трудовой миграции респонденты поставили нематериальный мотив – пожить в цивилизованной стране (41,1 % опрошенных). Желание увидеть другой мир воочию, испытать себя в этом мире – это, в конечном счете, другая сторона медали одного и того же состояния, а именно: отражение бедственного профессионального и материального положения, которое испытывают сегодня активные и высококвалифицированные кадры промышленного производства, непроизводственных сфер экономики Беларуси. 
На третьем месте среди основных мотивов внешней трудовой миграции стоит опять же материальный интерес – заработать капитал для своего дела (бизнеса). Его определили как значимый 25,7 % опрошенных. Среди социальных групп в этом отношении выделяется учащаяся молодежь, прежде всего студенты. Отчасти в этом можно усмотреть влияние на молодежь реалий настоящего времени, процессов становления рыночной идеологии и новых социальных ориентаций. Однако, на наш взгляд, возможность заработать за границей достаточно большие деньги (стартовый капитал для открытия своего дела) ничтожно мала, и больше похожа на иллюзии, которые свойственны молодежи. Об этом говорит тот факт, что только 26,7 % респондентов-предпринимателей, которые как никто другой представляют, что такое "стартовый капитал" для открытия своего дела в бизнесе, отметили этот мотив как значимый. Более реальным мотивом внешней трудовой миграции для 46,7 % респондентов-предпринимателей оказался мотив, связанный с их профессиональными интересами: установление деловых контактов с зарубежными партнерами. Этот мотив в группе респондентов-предпринимателей занял второе место и оттеснил вместе с мотивом "заработать капитал для своего дела" мотив "пожить в цивилизованной стране" на четвертое место. 
Среди основных мотивов желания поработать за границей мотив повышения своего профессионального уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных. Наибольшая доля респондентов, указавших на это, относится к ИТР – 35,1 %, а также к служащим – 34,4 %. Однако этот мотив можно отнести больше к желаемым, чем реально осуществимым. Как известно, выезд за границу для работы по контракту (или нелегально) всегда влечет за собой установление профессиональных контактов, связей и приобретение опыта проживания за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов, имеющих этот мотив трудовой миграции, незначительна – 13,4 %. Наиболее полно он представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8 %), менее всего – у учащейся молодежи и студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %). 
Как показал опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих желание поработать за границей, определили непреложным условием контракта работу только по специальности. Причем наиболее ярко это желание проявляется у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов, занимающих должности ИТР, это условие найма для работы за рубежом выражено в значительно меньшей степени. Только 12,5 % из них ставят такое условие. В определенной степени это весьма неожиданный результат опроса. ИТР, как известно, люди с высшим образованием, с развитой самооценкой и высокой квалификацией. Такое снижение социально-профессиональных притязаний может говорить, во-первых, о том, что они более реалистично представляют себе ситуацию на рынке труда в западных странах и понимают, что при таких условиях им никогда не удастся найти работу по специальности за границей. Во-вторых, материальное положение их семей таково, что им приходится забыть о своих высоких социально-профессиональных притязаниях и соглашаться на любую работу, лишь бы она была высокооплачиваемой. Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных ИТР согласны на любую высокооплачиваемую работу, а 10,7 % – вообще согласны на работу при любых условиях. Интересно отметить в этой связи, что наименьший процент респондентов, ставящих непременным условием выезда за границу работу по специальности, был выявлен у предпринимателей – 6,7 %. У них же и самая высокая доля (63,3 %) согласных на любую, но высокооплачиваемую работу. Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей выразили согласие на любую работу без каких-либо условий.  
Следует отметить, что для большинства респондентов (62 %) желательна легальная работа по контракту. Однако не всегда это возможно. В связи с этим 34 % респондентов готовы на нелегальную работу, подвергая себя тем самым значительному риску. Интересно отметить, что наиболее высокий процент таких людей мы находим среди предпринимателей (37,9 %) и ИТР (28,6 %). Если говорить о предпринимателях, то здесь, вероятно, решающую роль играет не тяжелое материальное положение, а готовность к риску, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности, а также большая осведомленность в отношении возможности нелегального трудоустройства.  
Государственное регулирование должно быть направлено на поддержку внешней трудовой эмиграции, организацию их трудоустройства, обеспечение информацией о положении на рынке труда других государств, рекламирование фирм, имеющих лицензии, и пресечение распространения ложной информации[16].  
Выдача лицензий на осуществление деятельности по направлению граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам регулируется Инструкцией «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27. 
Под студенческой программой понимается предусмотренный в соответствии с соглашением (договором) о совместной деятельности между соискателем лицензии либо лицензиатом и иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией порядок направления граждан Республики Беларусь, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме обучения (далее – студенты), на работу за границей с целью содействия в совершенствовании их языковой практики в стране пребывания, а также их общему академическому и культурному развитию. 
Направление студентов на работу за границей осуществляется по студенческим программам. 
По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании заявлений о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, в следующем порядке: 
- согласование заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, оформляется грифом "СОГЛАСОВАНО" в нижней части документа с подписью заместителя Министра образования Республики Беларусь, заверяется печатью Министерства образования с изображением Государственного герба Республики Беларусь и выдается соискателю лицензии; 
- отказ в согласовании вышеуказанного заявления оформляется в виде письма соискателю лицензии с указанием причин отказа в согласовании, подписывается заместителем Министра образования Республики Беларусь, копия направляется в Министерство внутренних дел Республики Беларусь. 
По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования выдает заключение о возможности (невозможности) направления студентов на работу за границей, подписанное заместителем Министра образования Республики Беларусь[2]. 
Исходя из этого, проблему недостатка рабочей силы внутри Республики Беларусь необходимо решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах национальной экономики (например, на транспорте) и перераспределением высвобожденных работников между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Миграция населения остается одной из основных проблем каждого государства, выражаясь в различной форме. Главной причиной миграции населения является плохое экономическое положение страны. В связи, с чем падает численность населения. Но, с другой стороны, это выгодно для государств, в которых хорошее экономическое положение, и куда население прибывает большими потоками, а это значит, что прибывает новая рабочая сила. 
Предлагают в «Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы» оговорить необходимость ориентации миграционной политики страны на привлечение квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, предусмотрев при этом национальные критерии отнесения работников к этим категориям специалистов. 
Проблему недостатка рабочей силы внутри Республики Беларусь необходимо решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах национальной экономики (например, на транспорте) и перераспределением высвобожденных работников между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров. 
Поступление в Республику Беларусь денежных средств мигрантов в размере, приближающемся к 2 процентам ВВП и 2,6% валового внешнего долга страны, следует рассматривать как достаточно существенную поддержку национальной экономики, в том случае, если зарабатываемые и перечисляемые в Республику Беларусь средства в пересчете на иностранную валюту будут больше, чем зарабатывали работники внутри страны. В связи с этим для указанных работников не следует создавать препятствий для работы за границей и переводу заработанных валютных средств в Республику Беларусь. 
В данной работе были рассмотрены вопросы, актуальные для каждого человека, не зависимо от того, в какой стране он проживает. Проблемы миграции населения в современном мире остаются открытыми на сегодняшний день и требуют постоянного изучения, обсуждения и не только на уровне правительства, но и студентами – будущими управленцами, и другими группами людей. 
На данный момент наша Республика ещё может воспользоваться эффектом «демографического окна». Но с учётом увеличивающёйся доли не трудоспособного населения постепенно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное. Поэтому необходимо грамотно воспользоваться теми преимуществами, которые имеет наша страна. Одно из них это ограничить въезд людей в предпенсионном возрасте. Постараться привлечь молодых специалистов для работы в нашей стране. Но самым приоритетным направлением является удержание своих, что позволит развиваться нашей экономике.  
Как бы правительство не боролось с этой проблемой, она все равно останется, и будет развиваться год от года. 
В данной работе можно увидеть, что существует ряд проблем миграции населения в современном мире, которые являются результатом тех или иных процессов, протекавших много столетий назад, и процессов, взявших свое начало в наше время, имеющие различную природу возникновения, например, экономическую, политическую и т.п., и, что данными проблемами активно занимаются, а это играет немалую роль в жизни каждого человека, так как всем нам приходится куда-то выезжать по работе, на отдых или менять место жительства. 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
1. Вишневский А. Постсоветское демографическое пространство: Восточная Европа или интегративная часть Европы. МЭ и МО, 1998 №5 – с.122-127 
2. Инструкция «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденная Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27. 
3. Миграция населения Республики Беларусь / М.И. Артюхин [и др.]; под общ. ред. Г.М. Евелькина; Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. – Минск: Белорус. Наука, 2008, с. 182 
4. Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции // "Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты" // Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. Москва, 2003, с. 288 
5. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь 2000-2011 года// Республика, 2010, окт., 18., с. 93 
6. Сергеев Г.Г.. Беларуская дыяспара у новых незалежных дзяржавах: Нацыянальна-культурны аспект// Becцi Акадэмii навук Беларусi. Сер. гуман. нав. 1997. Й 3. c. 52-53.  
7. Слука Н.А. Урбанистическая панорама мира на пороге XXI века. Вестник Московского Университета, 2006 №2 – с. 7-12 
8. Снaпкoycкi Ул. Беларуская палiтычная эмiграцыя (1945-1990 гг.) // ЋПолымяЛ. 1997.Й 2. c. 213-215. 
9. Современная демография. Под ред. Кваша А.Я. и Ионцевой В.А. М.: Издательство Московского Университета, 1995 , с. 490 
10. Супрунович Р. М. Трудовая миграция в мировой экономике / Р.М. Супрунович; под научн. ред. В.Ф. Медведева; Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минстк: Право и экономика, 2006, с. 312 
11. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭ и МО, 1998 №7 – с.140-145 
12. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. МЭ и МО, 1999 №3 – с.52-63 
13. Шахотько Л.П. Модель демографического развития Республики Беларусь / Л.П. Шахотько; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. – Минск: Беларус. Навука, 2009, с.73-75 
14. Экономическая теория: Системный курс. – Минск, ООО “Новое знание”, 2000, с. 664 
15. IMO, 2010, World Migration 2010: The Future of Migration: Building Capacities for Change, 24.10.2011


Информация о работе Трудовая миграция