Трудовая миграция в Европу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 03:01, реферат

Описание

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Работа состоит из  1 файл

Трудовая миграция в Европу.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра связей с общественностью

 

Реферат

По дисциплине: «Современные международные отношения»

«Международная миграция трудовых ресурсов в Европе»

 

 

   

         Выполнила:

                                                                                                           студентка III курса

                                                                                                           очной формы обучения

                                                                                                                     специальности 030602

                                                                                                           «связи с общественностью»

                                                                                                           Цыганкова Александра Олеговна

         Проверила:

         к.и.н., проф. Путятова

         Эмилия Георгиевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. [I]

Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:

      Миграция рабочей силы (labor force migration) — переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Первым массовым перемещением трудящихся в новое время стал целенаправленный завоз рабов из Африки на

Американский континент.

      Иммиграция (immigration) — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

      Эмиграция (emigration) — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

      Миграционное сальдо (net migration) — разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

      «Утечка мозгов» («brain drain») — международная миграция высококвалифицированных кадров.

      Реэмиграция (ге-еmigration) — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна восходит к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Особенности регулирования миграции, степень жесткости проводимой миграционной политики в целом и трудовой - в частности, зависят от экономических и политических интересов стран приема и стран поставщиков рабочей силы.

Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие с 1815 по 1914 г. «чистая» эмиграция из неё составила 35-40 млн. человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и в их границах привели, прежде всего, к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Как нетрудно заметить, наиболее многолюдные миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран. Из них на территории Западной Германии осело 7,4 млн., Восточной - 4,3 млн. человек. Для Западной Европы в первый послевоенный период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Например, из Алжира во Францию возвратилось не менее 1 млн. французов, из Индонезии в Нидерланды - 300 тыс. голландцев. Однако до середины 1950-х гг. Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, т.е. эмиграция превосходила иммиграцию.[II]

В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире рынок притяжения рабочей силы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).

Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн.) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии, хотя в Великобритании, например, среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция (более 5 млн чел.). Наибольшая озабоченность, связанная с «исламизацией», возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин - например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса. Но с исламом, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время в связи с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.

Как показывают исследования, консервативные европейцы в своем большинстве неисправимые домоседы. Представители развивающихся стран - вынужденные “перекати-поле”: искать за тридевять земель лучшей жизни их заставляют бедность и острый дефицит достойного труда на родине. Поэтому они берутся за любую работу (неважно, сколь она труда и опасна) за рубежом.[III]

Однако, использование труда мигрантов в Евросоюзе - не филантропия. Без них сегодня не может обойтись ни одна индустриально развитая страна.

Так, по мнению ряда экспертов, британская экономика и сфера ее коммунальных услуг оказались бы в коллапсе без мигрантов, нелегально въехавших в страну. Мадридский корреспондент Financial Times (от 26 апреля 2006 г.) отмечает, что импульсом к строительному буму в Испании послужила потребность мигрантов в жилье. Трехстороннее соглашение между испанским правительством, работодателями и рабочими, заключенное в 2005 г., позволило легализовать около 700 тыс. трудовых мигрантов.

Как известно, существенную часть заработка мигранты отсылают на родину. По оценкам, сегодня в мире около 86 млн. трудовых мигрантов, сумма их трансфертов “back home” достигает 160 млрд. долл. в год. Эта цифра в 3 раза больше суммы, выделяемой на глобальную помощь развивающимся странам.

Как правило, вклад мигрантов (включая нелегалов) в развитие экономик принимающих стран либо игнорируется, либо преуменьшается. Однако статистика свидетельствует: трудовые мигранты отсылают домой в среднем 13% своих доходов; соответственно 87% они тратят в той стране, где в данный момент проживают. Получается, что вклад трудовых мигрантов в экономики стран-хозяев в целом превышает 1 трлн. долл.

В одной из недавних публикаций ОЭСР, Международной организации по миграции (IOM) и МОТ отмечается: “Многочисленные исследования подтверждают, что мигранты занимают рабочие места, невостребованные коренным населением, их присутствие, деятельность и инициатива создают дополнительные возможности для трудоустройства”.

“Утверждение, что мигранты являются финансовым бременем для принимающих стран, не подтверждается исследованиями”, - считает МакКинли, генеральный директор IOM. Например, по оценкам правительства Великобритании, мигранты, обосновавшиеся в Англии, в 1999-2000 гг. внесли в бюджет 4 млрд. долл. (2,2 млрд. ф. ст.). Это означает, что сумма, которую они заплатили в виде налогов и взносов в систему социального страхования, превышает стоимость полученных ими “выгод”. И если в 1999-2000 гг. вклад мигрантов в “общественный кошелек” составлял 8,8%, то сегодня - уже больше 10%.

В Германии каждый мигрант за свою жизнь вносит в казну в среднем более 60 тыс. долл. В 2005 г. в Испании 25% доходов в жилищном строительстве обеспечено благодаря трудовым мигрантам, для которых возведено более 170 тыс. новых домов.

Если трудовая миграция так важна для принимающих стран сегодня, то в будущем без нее не обойтись. И это притом, что уже сегодня очевидно: “утечка мозгов” наносит ущерб развивающимся странам.

По прогнозам Еврокомиссии, за период 2010-2030 гг. количество молодежи (в возрасте до 25 лет) в странах ЕС снизится на 25 млн. человек; к 2050 г. население Италии уменьшится на 28%, Испании - на 24%. Чтобы сохранить нынешнюю численность населения, четырем крупнейшим европейским странам - Германии, Франции, Англии, Италии - придется принимать порядка 700 тыс. иммигрантов ежегодно (для сравнения: сегодня эта цифра - 230 тыс.). А если они хотят сохранить нынешний уровень экономически активного населения и установленный пенсионный возраст, им придется принимать где-то около 1 млн. иммигрантов в год.

В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого – это успешная иммиграционная политика. Иначе говоря, иммигранты – это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Этой недостойной тенденции должны противиться все те, кто несет ответственность за будущее Европы. Ведь большинство иммигрантов отличаются трудолюбием и целеустремленностью. Они не хотят получать подарки – они хотят интегрироваться в общество, не теряя при этом своей идентичности. Таким образом, основной проблемой связанной с миграцией является не численность мигрантов, а возможность их вовлечения в общество, правильную адаптацию, предотвращающую рост преступности, а также так называемый «кризис идентичности» у коренных жителей принимающих стран.[IV]

С миграцией тесно связана и проблема беженцев, с которой Европа столкнулась в конце второй мировой войны. Кроме того, что странам континента приходилось в труднейших условиях восстанавливать разрушенную экономику, нужно было еще репатриировать или переселить более 40 миллионов перемещенных лиц. Кроме того, после подавления в 1956 году советскими войсками восстания в Венгрии из страны бежало более 200 тысяч человек, а в 1968 году после подавления «Пражской весны» люди, хотя и в меньшем количестве, устремились из Чехословакии.

Беженцы с других континентов стали пребывать в Европу впервые в 70-е годы. После военных переворотов в Чили и Уругвае в 1973 году и в Аргентине в 1976 году многие были вынуждены покинуть Латинскую Америку. После 1975 года Западная Европа также приняла около 230 тысяч беженцев из Индокитая.[V]

Падение Берлинской стены в ноябре 1989 года еще более увеличило нагрузку на международную систему защиты беженцев в Западной Европе по сравнению в 80-ми годами, поскольку появились опасения массового притока людей из стран бывшего социалистического лагеря. Беспорядочный исход албанцев из всей страны в Италию и массовый приток беженцев из бывшей Югославии заставили правительства западноевропейских стран всерьез задуматься о механизмах контроля потоков мигрантов.

Для регулирования потоков несанкционированных мигрантов и беженцев, с которыми столкнулись европейские страны, были приняты меры четырех видов.

Во-первых, страны стремились проводить политику «предотвращения въезда», направленную на то, чтобы не дать не имеющим надлежащих документов иностранцам, а в их числе и потенциальным просителям убежища, попасть в Европу. Широкое распространение получили визовые ограничение и штрафы, налагаемые на транспортные компании за ввоз пассажиров без надлежащих документов.

Во-вторых, были разработаны методы «переадресовки» для тех, кому все-таки удалось добраться до границы. Суть их заключалась в том, что ответственность за рассмотрение ходатайств об убежище таких лиц и предоставление им защиты перекладывалась на другие страны. Это стало возможно еще и потому, что к этому времени страны Центральной Европы уже перешли в разряд стран, где беженцы, пусть и теоретически, могли бы найти защиту. После 1989 года большинство этих стран присоединились к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, и в 90-е годы УВКБ ООН, Совет Европы и другие организации приложили немало усилий для наращивания возможностей этих стран в решении проблем ищущих убежища лиц и беженцев.

В-третьих, государства все чаще прибегали к ограничительному применению Конвенции 1951 года, стремясь исключить некоторые категории заявителей из сферы охвата определения «беженец». Это сократило долю признанных беженцами людей. Многие из них получили возможность остаться в стране, где подавали ходатайства о предоставлении убежища, но с более низким статусом, нежели официальный статус беженца, и с меньшим количеством льгот. Примерами таких статусов могут служить статус «В», «гуманитарный статус» и «исключительное разрешение остаться». Таким образом, признается, что люди нуждаются в убежище, но обязательства принимающих стран, особенно в части воссоединения семей и предоставления предусмотренных Конвенцией проездных документов, сведены к минимуму.

Информация о работе Трудовая миграция в Европу