Женская трудовая миграция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа

Описание

В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане

2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103

Работа состоит из  1 файл

Женская трудовая миграция в условиях глобализации.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

 

Исследование женской трудовой миграции в Кыргызстане и его влияние на стратегию развития страны позволило сделать следующие выводы:

1. Провозглашение независимости  Кыргызской Республики поставило  ее лицом к лицу перед лавиной  проблем, в решении которых  республика не имела достаточного  опыта. Эйфория независимости и социально-экономический кризис, охвативший молодое государство, привели к массовой эмиграции. Первый период миграции из Кыргызстана характеризовался всплеском выезда из республики русскоязычного населения; слабой действенностью миграционной политики; низким уровнем сотрудничества с другими государствами по проблеме русскоязычной миграции; резким социально-экономическим кризисом в развитии страны; политическими неурядицами и изменчивым внешнеполитическим курсом. Последний при отсутствии четко сформулированных приоритетов в сочетании с несбалансированной и непродуманной внутренней политикой, проводимой в большинстве случаев наугад, благоприятствовало развитию и углублению кризисных явлений в социально-экономической жизни государства. Сочетание этих факторов и привело к резкому всплеску трудовой миграции уже коренного населения к концу 90-х годов. Кыргызстаном в свое время был упущен важный момент, когда необходимо было уделять больше внимания проблемам трудовой миграции, межэтническим отношениям; было допущено множество серьезных просчетов в проведении как внутриполитического, так и внешнеполитического курсов. Вследствие подобной недальновидности и непростительных промахов процессы трудовой миграции населения набирали силу и становились все менее контролируемыми.

2. В качестве «женских»  чаще всего идентифицируются  миграционные потоки, связанные  со специфическими сферами занятости,  а именно: домашняя прислуга; специалисты в сфере образования и здравоохранения; индустрия развлечений и секса; самозанятость; работницы на фабриках. Тема феминизации миграции также поднимается при обсуждении проблем вынужденной миграции, а в особенности трафика и нелегальной миграции.

3. Выделение «специфически  женских» видов миграции не  исключает, а дополняет «классические» типологии миграции («легальная – нелегальная», «вынужденная – добровольная» миграции и т.п.).

4. Феминизация современных  миграционных потоков имеет ряд  позитивных последствий. Страны-«реципиенты» получают рабочую силу, труд мигрантов вносит существенный вклад в рост благосостояния принимающего общества. Страны - «доноры» получают поддержку в виде денежных и социальных переводов женщин-мигрантов (идеи, навыки, знания и т.д.). Переезд в новую страну для женщин-мигрантов открывает для них возможность не только улучшить свой материальный статус, но и познакомиться с новыми идеями, социальными нормами, знаниями, которые расширяют права женщин и способствуют их включению в общественную жизнь.

5. Трудовая миграция  женщин сопряжена также с негативными  последствиями и высокими рисками. Страны-«доноры» теряют ценные трудовые ресурсы. Нелегальные формы миграции усложняют криминологическую обстановку в странах-«реципиентах», обостряют социальные конфликты. Женщины-мигранты рискуют оказаться жертвами дискриминации, сексуального насилия, трафика.

6. Кыргызстану свойственны  все тенденции и закономерности  в развитии международной миграции, которые проявляются на глобальном уровне, но при этом национальной (на государственном уровне) спецификой является очень высокий уровень нелегальности и/или полулегальности трудовой миграции.

7. Для эффективной  борьбы с нелегальной миграцией,  наркоторговлей, терроризмом и развития  взаимовыгодного сотрудничества  необходимо преодолеть в первую очередь различие в национальных законодательствах. В данном случае представляется важным наладить правовые механизмы регулирования трудовой миграции путем унификации законодательных документов и выработки согласованной политики по этому вопросу и создать единое миграционное пространство и единый рынок труда в рамках международных организаций (таких как ЕврАзЭС).

Для реализации этой идеи предлагается:

– сохранить безвизовый режим, обеспечить возможность взаимных поездок по внутренним паспортам, отменить необходимость получения работодателями разрешений на работу для работников из этих стран, продлить срок нахождения на территории соответствующих стран без регистрации до 90 дней, а в перспективе ввести упрощенный вариант получения вида на жительство и гражданства;

– создать условия  для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников путем подписания межправительственных соглашений, а также соглашений правительств посылающих мигрантов стран с правительствами регионов стран приема трудовых мигрантов;

– развивать миграционную инфраструктуру, в том числе создавать  и поддерживать создание банков данных о вакансиях, миграционных бирж, рекрутинговых  агентств и т.п.;

– проводить процедуру легализации в принимающих странах (прежде всего в России и Казахстане) трудовых мигрантов на условиях наличия трудовых контрактов;

– стимулировать вывод  из тени денежных средств, заработанными  трудовыми мигрантами путем создания разветвленной сети доступных пунктов денежных переводов;

– разработать программы  внутригосударственной занятости, повышения общеобразовательного уровня трудовых мигрантов.

8. Результаты прикладного  исследования показали, что женщины-мигранты  в большинстве случаев играют активную роль, выступают самостоятельными акторами в принятии решения о миграции, инициируя и организовывая собственную миграцию и миграцию своей семьи, причем не только в тех случаях, когда они являются фактически главами семьи (например, матери-одиночки).

9. Судьбы женщин-мигрантов,  приехавших из республик Средней  Азии в другие страны в качестве  трудовых мигрантов и отдельно  от своих семей, наглядно демонстрируют  изменение гендерных ролей в  патриархальных обществах. Рыночные реформы, снижение уровня жизни, бедность и безработица оказались не менее «эффективными эмансипаторами», чем политика Советской власти по вовлечению восточных женщин в сферу общественной занятости. Сегодня женщины из Средней Азии наряду с мужьями или даже самостоятельно отправляются на заработки в разные регионы России.

10. В государственной миграционной политике рамках концепции и законодательной нормативной базы трудовой миграции должны быть решены следующие ключевые вопросы:

– четкое распределение  и долгосрочное закрепление функций государственных органов, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и усиление координации и взаимодействия между ними. В первую очередь это создание программы информирования населения по вопросам внешней трудовой миграции. Важно, чтобы она была тщательно разработана на основе системного подхода, с привлечением основных акторов в стране и регионе – МОМ, МОТ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, других международных и местных организаций. На наш взгляд, эффективность кампании достигается, если она основана не на общих положениях, а на надежных фактологических данных и их анализе. В этой связи проведение исследований по проблемам трудовых мигрантов в странах исхода и достижения представляется одним из наиболее важных компонентов этой и последующих программ информирования. В целях повышения эффективности таких программ необходимо проводить мониторинг и оценку во время и после их осуществления, разработать рекомендации и предложения, обобщить и распространить позитивный опыт;

– четкая регламентация деятельности посреднических организаций и тесное сотрудничество государственных органов с теми из них, которые положительно зарекомендовали себя;

– координация действий министерств труда и образования  в организации системы подготовки и переподготовки различных категорий специалистов, в том числе сферы внешней занятости, работающих в коммерческих, общественных и государственных структурах, во избежание подготовки ненужных специалистов одним министерством и оплаты пособий по безработице другим министерством;

– совершенствование  системы лицензирования. Проведение страхования ответственности юридических  лиц, имеющих лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Кыргызстана за границей;

– максимальное содействие молодежи в оформлении наравне с гражданами других стран права участвовать на общих основаниях в международных молодежных программах «Работа, стажировка» (в качестве школы рыночной экономики и подготовки кадров на международном уровне). Оказание помощи в упрощении процедуры оформления документов, их стоимости и доступности для молодежи.

11. Проводимая на сегодняшний день миграционная политика не учитывает катастрофическое положение в регионах. И здесь особого внимания требуют юг страны, высокогорные районы и зоны экологической опасности. Важно не игнорировать этноконфессиональный аспект проблемы, особенно на юге страны. Как представляется, решение данной проблемы может быть осуществлено в рамках создания на юге Свободной экономической зоны (СЭЗ). При этом было бы целесообразно жестко увязать экономические преференции, характерные для СЭЗ, с решением социальных вопросов местного населения Баткенской, Ошской, Жалалабадской областей. В частности, можно было бы развернуть такие социально-экономические проекты как «Баткенский абрикос», «Узгенский рис», «Арсланбобский орех» и т.д., которые должны быть, прежде всего, ориентированы на улучшение материальных условий местных жителей. Аналогичные проекты можно было бы разработать в интересах сельских врачей и учителей и других категорий граждан. Они будут способствовать сдерживания оттока специалистов из республики.

12. Одним из направлений управления трудовой миграции должна стать разработка региональной миграционной программы на ближайшие пять лет.  Основой ее должны служить концепция региональной политики, которая состоит из концепции миграционной политики, концепции размещения производственных сил и программы социально-экономического развития областей, основным содержанием которой должны стать меры по регулированию миграционных процессов.

13. Внести раздел о правах женщин трудящихся-мигрантов в периодический доклад о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; разработать краткие справочники (памятки) для выезжающих женщин трудящихся – мигрантов по различным вопросам, возникающим перед ними и членами их семей в процессе миграции; создать эффективную систему обучения и переобучения женщин (на всех языках региона) базовым  экономическим знаниям и навыкам, включая основы открытия и ведения частного бизнеса, эффективного использования заработанных и накопленных средств, а также урегулирования различных конфликтов на бытовом, межкультурном, правовом и трудовом уровнях.

Анализ социально-политических изменений в мире позволяет сделать  вывод о том, что появление Кыргызстана на мировой политической арене как независимого государства потребует его активного участия в процессе мирового развития со всеми вытекающими из этого последствиями. Глобализация ставит перед Кыргызстаном жесткий выбор – либо органически подключаться к важнейшим тенденциям мирового развития, либо оставаться на периферии мировой системы.

список использованных источников

 

1. Законодательные  и нормативные акты

1. Конституция Кыргызской  Республики 21 октября 2010 года.

2. Курс на обновление страны: http: //www.president.kg/ru/strateg/src

3. Обращение Президента  Кыргызской Республики к нации  27 января 2009 года.

4. Закон Кыргызской Республики «О внешней трудовой миграции» от 13 января 2006 года №4.

5. Концепция государственной политики занятости населения Кыргызской Республики до 2010 года: Принята Постановлением Правительства КР 15 мая 2004 года №170.

6. Постановление Правительства  РФ от 15 декабря 1999 г. № 1393 «О временном приостановлении действия порядка транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской» // Сборник Законов РФ. – 1999. –  № 51.– Ст. 6358

7. Концепция государственной  миграционной политики Кыргызской  Республики до 2010 года: Утверждена  Указом Президента КР 30 апреля 2004 года № 151.

8. Программа «Национальная политика занятости населения Кыргызской Республики до 2010 года»: Утверждена Указом Президента от 17 марта 2006 года № 591.

9. Договор от 16 июля 1991 г. между Республикой Кыргызстан  и Республикой Туркменистан о дружбе и сотрудничестве.

10. Договор от 27 сентября 2006 г между Кыргызской Республикой и Республикой Беларусь о дружбе и сотрудничестве

11. Постановление Правительства  России от 30 августа 2000 г. №  641 «О выходе Российской Федерации  из Соглашения о безвизом передвижении  граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников» // Сборник законов РФ. – 2000. – № 36. – Ст. 3662.

 

2. Специальная  литература

(академические издания,  монографии, научные статьи)

 

13. Абдубакирова Т.А., Шакуорв А.Ж., Омурбеков Ч.А. Занятость. Безработица. Трудовая миграция: Итоги одновременного обследования занятости населения в июле 2006 года. – Бишкек [б.и.], 2007. – 194 с.

14. Абдылдаев Т.А. Республика Кыргызстан в условиях трансформации рыночных отношений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. – 234 с.

Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации