Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
* исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
* раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
* исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 5
1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ С XVIII ВЕКА ПО 1980-Е ГГ. 5
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ 1980 ГГ. 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 13
2.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
2.2 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 15
2.3 УРОВНИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 20
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНРИОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 24
3.1 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
3.2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

     В то же время остаются без ратификации  такие важные для реализации на практике институтов социального партнерства  конвенции МОТ, как № 135 (о представителях трудящихся24), № 144 (о трехсторонних консультациях25) и № 154 (о коллективных переговорах26), хотя объективные основания для присоединения России к указанным документам у нас уже имеются.

     Не  секрет, что в силу ряда исторических причин Россия вынуждена постоянно  догонять передовой Запад в социально-экономическом развитии. Так и в сфере регулирования трудовых отношений на рыночной основе приходится законодательным путем внедрять консультативные органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов в духе социального партнерства.

     На  второе место в механизме социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях». В то же время, согласно данным мониторинга социально-трудовой сферы России и Генсовета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) за последние годы, примерно на половине промышленных предприятий, особенно на мелких и средних, коллективные договоры не заключают из-за слабости профсоюзных организаций и сопротивления работодателей. Конечно, на фоне этой безрадостной картины есть приятные исключения. Образцы партнерства существуют в Москве и кое-где в регионах, но не они определяют общую социальную обстановку в стране.

     На  третье место – по счету, но не по важности – западные специалисты  ставят институт участия работников в управлении предприятиями и  акционерными обществами. Во многих странах  Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социально-трудовому законодательству, разработанному, в первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом «социально ориентированной рыночной экономики». Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы и «капитаны индустрии» начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше. И это понятно: стремящимся к личному обогащению «новым хозяевам жизни», пользующимся бессилием государственных структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.27

     Наконец, четвертым слагаемым социального  партнерства являются мирные формы  и методы разрешения трудовых споров и конфликтов. Всегда желательно прийти к соглашению, не доводя дело до судебного рассмотрения. С этой целью в западных странах разработаны эффективные процедуры примирения спорящих субъектов, методы посредничества и третейского разбирательства. Четко различаются законные и «дикие» забастовки, регламентированы юридическая и материальная ответственность сторон за участие в «индустриальных акциях». В нашей стране с начала перестройки принят уже третий закон, посвященный порядку разрешения коллективных трудовых споров, а забастовки и пикетирования продолжаются. При Минтруде РФ ранее действовала специальная служба, преобразованная впоследствии в Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства, но и она не достигла результатов.28 Да иначе и быть не может, поскольку не созданы объективные и субъективные условия для здорового партнерства, основанного на социальной справедливости в распределении национального дохода и на уважении прав и интересов работающего населения страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Следует признать, что уровень развития института социального партнерства в России пока остается низким. Это проявляется, в частности, в неэффективности механизма разработки согласовательных процедур, входящих в систему законодательных и договорных мероприятий и не зависящих от наличия на отдельном предприятии заключенных коллективных договоров. Можно отметить и признаки отстраненности ассоциаций представителей работодателей от регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюзы в настоящее время продолжают выполнять лишь преимущественно распределительные функции и практически отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса. В случае возникновения кризисных явлений в экономике остается высокой опасность возникновения массовой безработицы: так, коллективные договоры заключены не более чем на 65% отечественных предприятий.

     В то же время, следует признать, что  уровень развития института социального  партнерства в России пока остается низким. Это проявляется, в частности, в неэффективности механизма  разработки согласовательных процедур, входящих в систему законодательных и договорных мероприятий и не зависящих от наличия на отдельном предприятии заключенных коллективных договоров. Можно отметить и признаки отстраненности ассоциаций представителей работодателей от регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюзы в настоящее время продолжают выполнять лишь преимущественно распределительные функции и практически отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса. В случае возникновения кризисных явлений в экономике остается высокой опасность возникновения массовой безработицы: так, коллективные договоры заключены не более чем на 65% отечественных предприятий.

Библиографический список

 
  1. Трудовой  Кодекс Российской Федерации: официальный  текст по состоянию на  28 февраля 2008 /Министерство юстиции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008.
 
  1. Федеральный закон «О Российской трехсторонней  Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 № 92-ФЗ // Консультант  Плюс: Версия Проф / АО "Консультант  Плюс". - М., 2008.
 
  1. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // Консультант  Плюс: Версия Проф / АО "Консультант  Плюс". - М., 2008.
 
  1. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс] / АО "Консультант Плюс". - М., 2008.
 
  1. Конвенция № 98 Международной организации труда  «Относительно применения принципов  права на организацию и заключение коллективных договоров» (Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (Принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 100 Международной организации  труда «Относительно равного  вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (Принята в  г. Женеве 29.06.1951 на 34-ой сессии Генеральной  конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 111 Международной организации  труда «Относительно дискриминации  в области труда и занятий» (Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 122 Международной организации  труда «О политике в области занятости» (Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (Принята в г. Женеве 26.06.1978 на 64-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 135 Международной организации  труда «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых  им возможностях» (Принята в г. Женеве 23.06.1971 на 56-ой сессии Генеральной конференции  МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 144 Международной организации  труда «О трехсторонних консультациях  для содействия применению международных трудовых норм» (Принята в г. Женеве 21.06.1976 на 61-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. – Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1. Конвенция № 154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (Принята в г. Женеве 19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 – 1990. Т. II. – Женева: Международное бюро труда, 1991.
 
  1.  Лушников  М.В. Очерки теории трудового  права. Монография /А.М. Лушников. М.В. Лушников. – М.: Юридический  центр пресс, 2006
 
  1.  Молодцов, М.В., Трудовое право России: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Молодцов,   С.Ю. Головина. – М.: Издательство НОРМА, 2008.
 
  1.   Чуча, С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в РФ /С. Ю. Чуча; Науч. ред. В. Н. Скобелкин. - М.: Вердикт -1М, 2001.
 
  1. Трудовое  право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : с учетом новой ред. Трудового кодекса РФ / Н. А. Бриллиантова и др. ; под ред. О. В. Смирнова и И. О. Снигиревой; Академия труда и социальных отношений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007.
 
  1.  Российское трудовое право [Текст] / Под ред. А.Д.Зайкина. – М.: Норма,  2000. 
 
  1.   Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (седьмое издание, переработанное и дополненное). //Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2008.
 
 
  1. Нестерова, Э. Социальное партнерство и коллективное трудовое право // Российская юстиция. – 2004. – № 1.
 
  1. Сошникова, Т.А. Проблемы развития социального  партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2003. – № 4. – С. 36.
 
 
  1. Баринова, М. Регулирование социального партнерства //Человек и труд. - №2. – 2008. С.31
 
  1. Шулус, А. Социальное партнерство – российская модель //Социальное партнерство.- №2. – 2007. С. 35
 
  1. Силин, А.А. Место и значение социального  партнерства в регулировании  трудовых отношений на западе и в  Российской Федерации // Законодательство. – 2000. – № 8. – С. 34.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

  УТРАТИЛ  СИЛУ

     УКАЗ  ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 20.05.96 N 743 
 
 

                            ПРЕЗИДЕНТ РСФСР 

                                  УКАЗ

                      от 15 ноября 1991 года N 212

                             Москва, Кремль 

         О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ И  РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ  СПОРОВ

                              (КОНФЛИКТОВ) 

         В целях  создания  системы   социального партнерства в области

    социально-трудовых отношений,  разрешения  трудовых  конфликтов  в

    условиях  перехода к рыночной экономике  постановляю:

         1. Ввести в практику ежегодное  заключения  на республиканском

    уровне  генеральных соглашений по социально-экономическим  вопросам

    между  Правительством  РСФСР,  полномочными  представителями  обще-

    республиканских  объединений профсоюзов и предпринимателей. Опреде-

    лять  в этих соглашениях обязательства  сторон в  области  занятости

    населения,  поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, со-

    циальной  защиты наиболее  уязвимых  групп   населения,  обеспечения

    роста  доходов трудящихся по мере  стабилизации экономики,  реализа-

    ции  республиканских социально-экономических  программ.

         2. Признать  целесообразным  начиная  с  1991  года заключать

    трехстороннее  отраслевые тарифные соглашения  между органами  госу-

    дарственного  управления, профсоюзами и представителями  собственни-

    ков  (работодателей),  предусмотрев в   них  взаимные  обязательства

    сторон,  регулирующие социально-трудовые  отношения в области орга-

    низации,  оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения ра-

    ботников, обеспечивающие повышение эффективности  производства, ук-

    репление  трудовой дисциплины,  предотвращение трудовых конфликтов,

    а   также соблюдение интересов трудящихся  при проведении приватиза-

    ции.  Соглашения должны быть направлены  на соблюдение экономически

    обоснованных  соотношений между ростом оплаты  труда с учетом рефор-

    мы розничных цен и увеличением объемов выпускаемой продукции. Сог-

    лашения  не должны ухудшать условий  труда и нарушать социальных  га-

    рантий, установленных законодательством,  и противоречить ему.

         3. Предоставить  на время проведения  демонополизации и прива-

    тизации  экономики отраслевым концернам,  ассоциациям и другим объ-

    единениям   предприятий независимо от форм  собственности право зак-

    лючения  отраслевых  тарифных  соглашений  от  лица  представителей

    собственников  (работодателей).  Предусмотреть  в уставах союзов и

    организаций,  представляющих интересы  собственников,  ответствен-

    ность   за создание социально-экономических  и организационнхы усло-

    вий,  необходимых для эффективного  развития отраслей.

         4. Поручить Правительству РСФСР в двухнедельный срок:

         образовать республиканскую комиссию  для рассмотрения и заклю-

    чения  генерального и отраслевых тарифных  соглашений и урегулирова-

    ния  трудовых споров (конфликтов) в составе   представителей  Прави-

    тельства  РСФСР, профсоюзов и работодателей;

         определить правовой статус,  порядок и  условия  деятельности

    комиссии, порядок представительства интересов  сторон и привлечения

    независимых  экспертов;

         разработать и утвердить порядок подготовки и рассмотрения ге-

    неральных  и отраслевых тарифных соглашений  на 1992 год.

         5. Министерствам и ведомствам  РСФСР,  концернам, корпорациям,

    ассоциация  и другим объединениям независимо  от форм собственности,

    получившим  право отраслевого представительства, создать в месячный

    срок  для подготовки проектов соглашений  и урегулирования  трудовых

    споров  (конфликтов) отраслевые комиссии  в составе работодателей и

    представителей  профсоюзов.

         Республиканская комиссия  определяет  при необходимости конк-

    ретных  представителей экономических,  социальных  и  других  госу-

    дарственных  органов управления в работе  отраслевых комиссий.

         6. Для разрешения разногласий  по соглашениям и возникшим  тру-

    довым  спорам (конфликтам) предоставить республиканской и отрасле-

    вым  комиссиям право:

         осуществлять контроль за выполнением  органами государственно-

    го управления,  предприятиями, объединениями и  организациями неза-

    висимо  от форм собственности и ведомственной принадлежности усло-

    вий  соответствующих соглашений;

         привлекать к  работе по  разрешению коллективных трудовых  спо-

    ров  (конфликтов) руководителей и работников  министерств и ведомств

    РСФСР,  ассоциаций,  концернов,  корпораций  и других объединений

    предприятий;

         вносить предложения о привлечении  к ответственности должност-

    ных  лиц,  не обеспечивающих выполнение  достигнутых  соглашений  по

    урегулированию  трудовых конфликтов;

         посещать в установленном порядке объединения,  предприятия  и

    организации  независимо от форм собственности,  знакомиться с трудо-

    выми  и социально-бытовыми условиями  работающих,  а также с отчета-

    ми, статистическими  и другими документами и материалами.

         7. Республиканской и отраслевым комиссиям в недельный срок

    рассматривать   причины коллективных трудовых  споров (конфликтов) и

    принимать  решения об их обоснованности.

         При соблюдении условий соглашения  конфликты (забастовки) счи-

    таются незаконными.

         8. Создать при Министерстве труда  и занятости населения РСФСР

    службу  разрешения трудовых конфликтов, возложив на нее контроль за

    ходом  выполнения заключенных соглашений, изучение причин возникно-

    вения  трудовых споров и их устранение.

         Правительству РСФСР  в месячный  срок разработать и определить

    правовой  статус,  порядок  и  условия   функционирования  указанной

    службы.

         Ввести настоящий Указ в действие  с момента подписания. 

                                                             Президент

                                                                 РСФСР

                                                              Б.ЕЛЬЦИН

Информация о работе Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации