Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
* исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
* раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
* исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 5
1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ С XVIII ВЕКА ПО 1980-Е ГГ. 5
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ 1980 ГГ. 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 13
2.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
2.2 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 15
2.3 УРОВНИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 20
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНРИОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 24
3.1 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
3.2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    Оперативность, с какой принимались вышеперечисленные  документы, во многом объяснялась непростой  ситуацией, сложившейся в связи с реализацией мер по либерализации экономики. Не менее важным было влияние прокатившейся в 1990-х гг. волны забастовок, появление новых независимых профсоюзов.

    Таблица 1. Динамика забастовочной активности в России (1990 - 2000 гг.)

    1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число организаций, на которых проходили  забастовки 260 1755 6273 264 514 8856 8278 17007 11162 7285 817
Число организаций, на которых проходили  забастовки, без организаций образования  и здравоохранения 247 405 401 263 235 296 653 685 433 106 25
Численность участников забастовок (тыс. чел.) 99,5 237,7 357,6 120,2 155,3 489,4 663,9 887,3 530,8 238,4 30,9
 

    Решающая  роль в формировании системы социально  партнерства в России, в обеспечени согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений на всех уровнях принадлежит Закону Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года, с внесенными в него в 1995 году изменениями и дополнениями. Закон регламентирует порядок ведения переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений, определяет основные принципы их заключения, права и обязанности сторон коллективных переговоров, примерное содержание соглашений и колдоговоров, ответственность сторон за их выполнение. Принципиально новым было то, что законом вводилось понятие, определялись виды соглашений различных уровней, так как до этого законодательством регламентировалось лишь заключение коллективных договоров на предприятиях.

    Поправкой, внесенной в 1995 году в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», был закреплен статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как постоянно действующей. С мая 1999 года деятельность комиссии регламентируется Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», в котором учтен опыт, наработанный ею в последние годы.

   В соответствии с законом главной  задачей комиссии является ведение  коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального соглашения. В числе ее основных функций можно выделить такие как:

  • содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
  • проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;
  • проведение в рамках комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

   Законом стали более жестко сформулированы права комиссии на получение соответствующей информации от органов исполнительной власти, профсоюзов, объединений работодателей, представленных в комиссии. Если ранее порядок подготовки и заключения Генерального соглашения регламентировался Правительством, то теперь это входит в компетенцию комиссии.

   Можно заключить, что правовая база социального  партнерства формировалась в России, во многом, ориентируясь на выработанные международным сообществом нормы и правила, в первую очередь, определенные Конвенциями и Рекомендациями МОТ по вопросам содействия коллективным переговорам, обеспечения свободы ассоциаций.

   Рассмотрим  теперь понятие, основные формы и  принципы социального партнерства.

 

ГЛАВА 2. Основные принципы, понятия и формы системы социального партнерства в России.

   2.1 Понятие и формы системы социального партнерства

     Трудовой  кодекс РФ (ТК РФ)4  – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

     Социальное  партнерство представляет собой  совокупность способов, с помощью  которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

     Конкретные  способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к  социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

     Универсальными  сторонами отношений социального  партнерства являются работники  и работодатели. Отношения по договорному  регулированию трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, в  которых не принимают участия  либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей. Соответственно к регулированию данных отношений не применяются нормы раздела 2 ТК РФ. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести соглашение, во-первых, между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, во-вторых, между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

     Отношения социального партнерства, сторонами  которых являются работники и  работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».

     Органы  государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства: 1) когда  они выступают в качестве работодателей  или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным  законом. В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».5

     Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.

     Стороны социального партнерства участвуют  в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих  представителей, уполномоченных в установленном  порядке.

     ТК  РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства  органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

2.2 Принципы системы социального партнерства

     Основными принципами социального партнерства являются:

     – равноправие сторон; 

     – уважение и учет интересов сторон;

     – заинтересованность сторон в участии  в договорных отношениях;

     – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства  на демократической основе;

     – соблюдение сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов;

     – полномочность представителей сторон;

     – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

     добровольность  принятия сторонами на себя обязательств;

     – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

     – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

     – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

     – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

     Принципы  социального партнерства – это  основные начала, исходные положения, которым в своей деятельности должны следовать стороны социального партнерства. Принципами социального партнерства руководствуется и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Данный тезис находит подтверждение в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов объединяет в себе и принципы взаимодействия сторон социального партнерства, и принципы законодательного регулирования отношений социального партнерства.6

     Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости  организаций трудящихся и работодателей.

     Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»7 гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

     Организации как трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций или управление ими. В частности, как недопустимое вмешательство квалифицируются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

     Обеспечению равноправия сторон социального  партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,8 которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

     Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.9

     Принципы  уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии  в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального  партнерства, материальным продуктом  которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов.

Информация о работе Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации