Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
* исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
* раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
* исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 5
1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ С XVIII ВЕКА ПО 1980-Е ГГ. 5
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ 1980 ГГ. 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 13
2.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
2.2 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 15
2.3 УРОВНИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 20
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНРИОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 24
3.1 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
3.2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

     Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

     Соответствующие органы государственной власти, как  правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

     Государство также содействует сторонам социального  партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

     Принцип соблюдения сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов равнозначен общеправовому  принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности  сторон социального партнерства.

     В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители  должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую  силу и для себя самих, и для  представляемых ими лиц. Полномочность  представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.10

     Содержание  принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам.

     Принцип добровольности принятия сторонами  на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда и означает, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

     В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

     Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.11

     Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений  социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.12

     Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного  договора, соглашения вытекает из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа.

     Перечень  принципов социального партнерства  не исчерпывается принципами, закрепленными  в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще  принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, – самими сторонами социального партнерства, их представителями.13

2.3 Уровни и формы социального партнерства

     Социальное  партнерство может осуществляться на пяти уровнях: 1) федеральном (РФ в  целом); 2) региональном (субъекта РФ); 3) отраслевом (определенной сферы экономической  деятельности); 4) территориальном (муниципальных образований); 5) конкретной организации. (Приложение А)

     Взаимодействие  сторон на указанных уровнях создает  целостную систему социального  партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.

     На  федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

     На  региональном уровне стороны взаимодействуют  также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).

     Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации или муниципального образования.

     На  региональном уровне взаимоотношения  сторон обычно складываются как отношения  трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения  в сфере труда на уровне муниципального образования).

     В конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации).

     Формы социального партнерства – это  способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Социальное  партнерство осуществляется в формах:

     – коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

     – взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

     – участия работников, их представителей в управлении организацией;

     – участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. (Приложение Б)

     Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений.

     Не  менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений.14 В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

     Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

     Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального  партнерства объясняется новым  порядком формирования органа досудебного  разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.15

     Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

     Перейдем  к рассмотернию условий функционирования системы социального партнерства в России.

 

ГЛАВА 3. Условия функционриования системы социального партнерства в России.

3.1 Российская модель системы социального партнерства 

 

     Не  существует единственной, пригодной  для всех стран модели социального  партнерства. В самом общем виде типологизировать сложившиеся модели можно следующим образом: ”американская” - основывающаяся на широком участии трудящихся в собственности предприятия; ”немецкая” - базирующаяся на включенности работников в управление производством через специально созданные органы, на тарифной автономии; ”скандинавская” - суть, которой в вовлеченности персонала в распределение результатов производства.16

     Российская  модель социального партнерства  основывается на:

     - общих закономерностях и общих  принципах социального партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране;

     - международных правовых нормах  регулирования социально-трудовых  отношений;

     - рациональном использовании мирового  опыта становления и развития  социального партнерства в российской практике с обязательном учетом российской специфики;

     - учете новых факторов и явлений,  которые привносят в практику  социального партнерства отечественный  опыт и современные реалии.

     Сущностное  содержание российской модели можно выразить в следующих чертах.

     Во-первых, специфика положения, роли и форм деятельности каждого из субъектов  системы социального партнерства. Например, содержание, характер и границы  участия государства в регулировании  социально-трудовых и иных отношений. Это участие характеризуется традиционно высокой ролью государства как основного субъекта в формировании социальной политики, как выразителя, представителя и защитника интересов общества в целом. В Концепции социального государства, разработанной по инициативе Академии труда и социальных отношений, отмечено то, что социальное партнерство является важнейшим принципом общественных отношений в социальном государстве.

     Следует отметить недостаточную структурированность  российских работодателей, их низкую социальную ответственность. Столь же специфичны российский опыт и роль в социальном партнерстве других его субъектов. Профессиональные союзы имеют относительно высокую численность, более полно, чем в других странах, представляют права и интересы работников. Вместе с тем следует отметить неизжитую до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.

     Во-вторых, специфика российского опыта  заключается в расширительном толковании сфер общественных отношений, регулируемых на принципах социального партнерства: это не только социально-трудовые, но и связанные с ними экономические и политические отношения.

     В-третьих, в России складывается одна из самых  сложных в мире систем социального  партнерства, она отличается своим  многоуровневым характером, значительной структурированностью. Согласно Трудовому кодексу РФ, российская система социального партнерства насчитывает шесть уровней (ст. 26) и семь видов соглашений.

     Наконец, в-четвертых, специфично законодательное  обеспечение функционирования системы социального партнерства в России, что, в частности, выражается в относительно небольшом числе ратифицированных конвенций МОТ и многоуровневости законодательного обеспечения. Законодательная база российской практики социального партнерства - одно из слабых мест нашего опыта.17

3.2 Условия эффективного функционированя системы социального партнерства

 

     Первым  и необходимым условием осуществления  социального партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском смысле, субъектов  трудовых отношений, т. е. профессиональных организаций и работников, и работодателей (предпринимателей). Российский Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»18 (далее – Закон о профсоюзах) полностью соответствует международным стандартам и, в частности, положениям основополагающих конвенций МОТ № 87 (о свободе ассоциации и защите права на организацию19) и № 98 (о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров). Кроме того, как известно, Российская Федерация ратифицировала ряд других конвенций МОТ, имеющих прямое отношение к вопросам социального партнерства, а именно: № 100 (о равном вознаграждении20), № 111 (о дискриминации в области труда и занятий21), № 122 (о политике в области занятости22) и № 150 (о регулировании вопросов труда23).

Информация о работе Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации