Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
* исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
* раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
* исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 5
1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ С XVIII ВЕКА ПО 1980-Е ГГ. 5
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ 1980 ГГ. 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 13
2.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
2.2 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 15
2.3 УРОВНИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 20
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНРИОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 24
3.1 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
3.2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российская  экономическая  академия  им. Г.В. Плеханова» 

Факультет дополнительного образования

Кафедра экономики труда и социального развития

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Экономика труда»

на  тему:

«Предпосылки  формирования и условия  эффективного функционирования системы социального  партнерства в  Российской Федерации»

 

Выполнила

студентка группы Э-10

очной формы  обучения

 факультет дополнительного образования

Лялина  Виктория Александровна 

Научный руководитель:

кандидат  экономических наук, доцент

Миргород  Екатерина Евгеньевна 
 
 

Москва - 2010 
 
 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  темы исследования. Переход России от административно-плановой, централизованной экономики к рыночной выдвинул сложные задачи по преобразованию социально-трудовых отношений и поиску эффективных путей согласования интересов различных социальных групп. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

     В России социальное партнерство выступает  как определенного рода амортизатор  социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере труда. В ходе процедур социального партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров1.

     Исторические  процессы демократизации трудовых отношений, развития сотрудничества и социального  диалога привели к появлению  и законодательному отражению социального  партнерства.

     Изучение  процесса формирования и развития системы социального партнерства в России является одной из важнейших научных проблем. Её исследование позволяет раскрыть закономерности и тенденции перехода от административно-плановой системы хозяйствования к рыночным отношениям; выявить механизмы и типы солидарного поведения в социально-трудовой сфере; обнаружить пути согласования интересов различных социальных групп, слоев и классов. И поскольку в советский период широко распространенным было утверждение о том, что социальное партнерство присуще в основном капиталистической системе хозяйствования, то понятно, что потребовались концептуальный пересмотр и обновление взглядов на наиболее важные и значимые исторические процессы, происходящие в сфере социально-трудовых отношений.

     Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.

     Поставленная  цель предопределила решение следующих  основных задач:

  • исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
  • раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
  • исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.

     Объектом  исследования является система социально-трудовых отношений, имеющая своей целью непрерывный поиск баланса социально-экономических интересов между работодателями и наемными работниками в целях стимулирования их эффективного социального взаимодействия в процессе развития общественного производства.

     Предметом исследования являются предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. Эволюция системы социального партнерства в России.

1.1 Предпосылки становления социального партнерства в России с XVIII века по 1980-е гг.

 

     Ростки  партнерства проявились в отечественной истории в начале XVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов. Подтверждение этому Указ и «Регламент» (1722 г.), изданные Петром I, в которых предписывалось ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, а также установить максимальный размер заработной платы.

Первый  фабричный закон общего характера  в России - «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений  и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» издан в 1835 г. В соответствии с данным «Положением» фабриканты были обязаны письменно оформлять условия найма, рабочие не имели права уйти ранее обусловленного договором срока и требовать повышения заработной платы. В свою очередь, владелец предприятия имел право уволить рабочего, предупредив его об этом за две недели. Как видно, юридическая форма договора личного найма ещё далеко не соответствовала содержанию партнерских трудовых отношений, носила патриархальный характер.

     По  мере развития крупного промышленного  производства органы государственной  власти осуществляли все более активное воздействие на трудовые отношения, как на государственных, так и на частных предприятиях. Регулирование трудовых отношений постепенно выделялось в самостоятельную отрасль права. При этом работодатели и работники рассматривались как равные партнеры.

     Органы  государственной власти на этапе  формирования капитализма все более  энергично вмешивались в регулирование  трудовых отношений. В 1882 г, в системе  Министерства финансов учреждена фабричная  инспекция для надзора за соблюдением  фабричного законодательства и принятия мер по обеспечению порядка на промышленных предприятиях.

     При поддержке органов государственной  власти получило распространение заключение коллективных договоров на предприятиях. Специального законодательства о коллективных договорах не существовало, основой для них служило гражданское право.

     Практика  подписания коллективных договоров  начата в ходе революции 1905-1907 гг. Первые коллективные договоры имели произвольную индивидуальную форму фиксации требований сторон и могли называться «Коллективный договор», «Коллективные соглашения» или просто «Протокол». Как правило, коллективные договоры фиксировали положения о минимуме заработной платы, порядке оплаты труда, включали требования об оплачиваемых ежегодных отпусках, об условиях сверхурочных работ (их необязательности или особой форме оплаты за них и пр.).

     Первыми профессиональными объединениями  рабочих стали заводские комиссии, стачечные комитеты, делегатские  и депутатские советы, собрания уполномоченных, цеховые сходки, создаваемые в январе 1905 г. Они обсуждали выдвигаемые коллективные требования, избирали представителей для переговоров с администрацией, рассматривали задачи предстоящих стачек.

     В деятельности съездов промышленников, объединений предпринимателей одно из главных направлений занимали вопросы совершенствования взаимоотношений с работниками. Промышленники выступали против государственного вмешательства в регулирование рынка труда. Они считали, что отношения с работниками это их «частное» дело. Развитие взаимодействия рабочих и предпринимателей стимулировалось идеями копартнершипа, в основе которых находились вопросы привлечения рабочих  участию в прибылях своего предприятия. Данные идеи получили распространение ещё в пореформенной России с 70-80-х гг.

     Социальное  партнерство зарождалось как сфера взаимодействия труда и капитала, регулирования социальных конфликтов. Властные структуры вынуждены были не только устанавливать некие границы договорных отношений сторон, но и активно, напрямую вмешиваться в их содержание. Государство определяло правовой статус как индивидуальных, так и коллективных субъектов, а также правовые средства разрешения трудовых конфликтов.

     Несмотря  на специфические условия социально-экономического развития, дореволюционная Россия в  целом шла в русле общецивилизационных закономерностей механизма социального партнерства.

     В конце XIX - начале XX века в индустриальных странах постепенно формируется  трудовое законодательство. Так, в 1907 г. был принят Датский гражданский  кодекс, в 1911 г. - Швейцарский кодекс обязанностей, в 1912 г. -специальное законодательство в Норвегии, в 1918 г. - аналогичное законодательство принимается в Германии, в 1919 г. - во Франции.

     В 1919 году была образована Международная  организация труда (МОТ). По мере того, как крепло профсоюзное движение, стали возникать и объединения работодателей. В 1920 г. для того, чтобы противостоять МОТ, была создана Международная организация работодателей (МОР), в которую в настоящее время входят 108 национальных организаций из 106 стран мира.

     В Советской России, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений законодательно оформилось после 1917 года. В КЗоТ 1922 года в разделе о профсоюзах и их органах на предприятиях было определено, что они имеют право выступать от имени работников, заключать коллективные договоры и представительствовать по вопросам труда и быта. Коллективный договор определялся как соглашение, заключаемое профессиональным союзом, как представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем с другой, которое устанавливало условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений и хозяйств или группы таковых и определяет содержание личных (трудовых) договоров найма. Коллективные договоры, в основном, определяли не нормативные условия, а конкретные обязательства, прежде всего предприятия перед работниками. В 20-е гг. они представляли собой реальный документ, определяющий взаимодействие сторон трудовых отношений.

     В период с 1934 по 1947 годы коллективные договоры на предприятиях не заключались совсем. Позже, когда практика их заключения была возобновлена, их содержание и цели принципиально отличались от западных аналогов. В советский период интенсивно использовалась вся атрибутика социльного партнерства – заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по трудовым и социальным вопросам, - однако никто не называл эту практику социальным партнерством. Считалось, что основу советсного стоя составляло экономическое, социальн7о-политичиеское и моральное единство всех членов обещства, в котором не существовало противоположных по своему содержанию интересов, а потому не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.

1.2 Предпосылки становления социального партнерства в России после 1980 гг.

    Переход российской экономики на рыночные принципы хозяйствования кардинально изменил всю сферу труда, создав новую систему отношений между государством, работодателями и наемными работниками.

    В регулировании социально-трудовых отношений государство является прямым участником, осуществляя это регулирование на основе Конституции и законов правового государства. Распад централизованного планирования развития экономики, возникновение новых форм собственности и хозяйствования, изменившийся характер общественных отношений стали объективными причинами внесения существенных изменений в действующее трудовое законодательство, формирования практически заново правовой базы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Начало либеральных реформ, массовые коллективные действия трудящихся в конце восьмидесятых годов существенно ускорили этот процесс.

    Одним из первых правовых актов современности, направленных на развитие коллективно-договорного  регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях, стал Указ Президента от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»2.

    В данном документе еще не определены основные принципы развития переговорного  процесса: добровольность участия в  нем объединений работодателей и профсоюзов, свобода выбора ими вопросов для переговоров.

    В таком же директивном порядке  Указом Президента Российской Федерации  от 24 января 1992 года была образована Российской трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений (РТК)3, утвержден ее состав. РТК вменялось заключение Генерального соглашения и рассмотрение отраслевых тарифных соглашений, урегулирование трудовых споров. Правительству Российской Федерации поручалось утвердить Положения: о комиссии, о порядке подготовки и заключения Генерального, отраслевых тарифных соглашений на 1992 год и порядке урегулирования трудовых споров.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Предпосылки формирования и условия эффективного функционирования системы социального партнерства в Российской Федерации