Правонарушения в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является анализ правонарушений и ответственности в сфере труда.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть сущность правопорядка и правонарушения в сфере трудовых отношений;
- рассмотреть виды нарушений в сфере труда;
- привести квалификацию ответственности за нарушение трудового законодательства;
- рассмотреть спорные правовые проблемы при заключении и расторжении трудового договора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА КАК ОСНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО НОРМАМ ТРУДОВОГО ПРАВА 10
1.1. Понятие и сущность правопорядка в сфере трудовых отношений 11
1.2. Правонарушения в сфере труда 21
1.3. Виды правонарушений в сфере труда 35
Глава II. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 50
2.1. Материальная ответственность работника в сфере труда 50
2.2. Административная ответственность работодателя в сфере труда 67
2.3. Уголовная ответственность работодателя в сфере труда 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

Поэтому суд  обоснованно исходил из того, что  данный приговор суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего иска и в силу ст. 61 ГПК РФ он обязателен для суда по вопросам: имели ли место  эти действия и совершены ли они данным лицом?

В силу ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в  полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных  приговором суда.

В данном случае ущерб причинен в результате преступных действий Ч. и это установлено  приговором суда.

При таких обстоятельствах  суд обоснованно удовлетворил требования истца, взыскав с Ч. материальный ущерб в полном размере.

Доводы Ч. в  жалобе о том, что преступления она не совершала, с приговором суда не согласна, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку вина ее установлена приговором суда, который вступил в законную силу, и для суда, рассматривающего настоящий иск, имеет преюдициальное значение в части выводов о ее вине. Подвергать сомнению выводы приговора суда в рамках гражданского судопроизводства суд не вправе.

Другие доводы жалобы также являются несостоятельными, поэтому они не могут явиться  основанием для отмены решения суда.

Определением  судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

 

 

 

2.2. Административная ответственность работодателя в сфере труда

 

 

 

Административная  ответственность представляет собой  один из видов юридической ответственности, которая возникает в случае совершения субъектом противоправного деяния, которое признается правонарушением и за которое устанавливается ответственность в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Названный кодекс разграничивает ответственность должностных и юридических лиц, при этом раскрывает понятие должностного лица. Так, согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Далее в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ законодатель подробно описывает признаки, по которым можно определить должностное лицо. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных функций  руководители и другие работники  иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Что касается административной ответственности юридических лиц, ст. 2.10 КоАП РФ предусматривает ряд нюансов, на которые необходимо обратить внимание при рассмотрении данного вопроса, а именно: юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (т.е. Особенной части КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I "Общие положения", III "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях", IV "Производство по делам об административных правонарушениях", V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только по отношению к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лиц, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, предусмотренных данной статьей (т.е. при слиянии, присоединении, разделении юридических лиц), административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. ч. 3 - 6 названной статьи (т.е. с учетом правил по слиянию, разделению и присоединению юридического лица). КоАП РФ раскрывает формулировку административного правонарушения. Так, согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Затем законодатель указывает на основания признания  юридического лица виновным и правил назначения ему назначения. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. ч. 2, 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Как и при других видах юридической ответственности, для наступления административной ответственности необходимо наличие ряда условий, таких как:

1) деяние;

2) ущерб;

3) вина лица;

4) причинно-следственная  связь.

Вина при  административной ответственности может быть выражена в форме умысла и неосторожности. В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Следует учитывать, что виновное лицо не всегда может быть привлечено к административной ответственности в силу различных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть:

1) крайняя необходимость;

2) малозначительность  административного правонарушения;

3) невменяемость.

Так, не является административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии  крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ). Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Административные правонарушения, нарушающие трудовые права граждан, могут быть длящимися и оконченными. Длящимися признаются такие правонарушения, которые продолжаются на момент их обнаружения. Если на момент обнаружения правонарушение было закончено, оно квалифицируется как оконченное. Противоправные деяния руководителей и иных должностных лиц организации, нарушающие трудовые права граждан (работников), могут повлечь за собой привлечение к административной ответственности и, как следствие, - наложение административного наказания. КоАП РФ предусматривает следующие виды правонарушений, которые затрагивают трудовые права граждан:

1) нарушение  законодательства о труде и  об охране труда. Нарушение  законодательства о труде и  об охране труда влечет наложение  административного штрафа на  должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ);

2) уклонение  от участия в переговорах о  заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного  срока их заключения. Уклонение  работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);

3) непредставление  информации, необходимой для проведения  коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.29 КоАП РФ);

4) необоснованный  отказ от заключения коллективного  договора, соглашения. Необоснованный  отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);

5) нарушение  или невыполнение обязательств  по коллективному договору, соглашению. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП РФ);

6) уклонение  от получения требований работников  и от участия в примирительных процедурах. Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.32 КоАП РФ);

7) невыполнение  соглашения. Невыполнение работодателем  или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ст. 5.33 КоАП РФ);

8) увольнение  работников в связи с коллективным  трудовым спором и объявлением забастовки. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.34 КоАП РФ);

9) нарушение  прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ);

10) сокрытие  страхового случая. Сокрытие страхователем  наступления страхового случая  при обязательном социальном  страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.44 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция  труда и подведомственные ей государственные  инспекции труда рассматривают  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях в трудовой сфере от имени федеральной инспекции труда вправе:

1) главный государственный  инспектор труда РФ, его заместители;

2) главный государственный  правовой инспектор труда РФ;

3) главный государственный  инспектор РФ по охране труда;

4)руководители  структурных подразделений федеральной  инспекции труда, их заместители  (по правовым вопросам и по  охране труда), главные государственные  инспекторы труда, государственные  инспекторы труда;

5) руководители  государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) начальники  отделов государственных инспекций  труда, их заместители (по правовым  вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы  труда, государственные инспекторы  труда.

При выявлении  административного правонарушения соответствующие органы обязаны  соблюсти процессуальный порядок, предусмотренный  КоАП РФ. Речь идет о документальном закреплении выявленного правонарушения, т.е. об оформлении протокола об административном правонарушении. Данный порядок регламентирован ст. 28.2 КоАП РФ. Так, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Информация о работе Правонарушения в сфере труда