Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:01, реферат

Описание

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство такого законодательство или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства являются работники и работодателя в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Принципы социального партнерства.................................................................6
2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства …………………………………………………………………….....7
3. Система социального партнерства и его формы …………………………...10
4. Органы по регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства……………………………………………………......11
5. Соглашение……………………………………………………………………12
Заключение...................................................................................................……..19
Список использованной литературы.................................................

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение...................................................................................................................3

1. Принципы социального  партнерства.................................................................6

2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства …………………………………………………………………….....7

3. Система социального партнерства и его формы …………………………...10

4. Органы  по регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства……………………………………………………......11

5. Соглашение……………………………………………………………………12

Заключение...................................................................................................……..19

Список использованной литературы.......................................................………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социальное  партнерство представляет собой  систему взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направляется на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства в тех  случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство такого законодательство или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства являются работники и работодателя в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

     Посредством закрепления в законодательстве права работников на защиту своих экономических и социальных интересов через заключение коллективных договоров и социально-партнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной занятости работников как участников трудовых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Принципы социального партнерства 

     В статье 24 ТК РФ установлены основные принципы социального партнерства (то есть его основные руководящие  начала).

       К основным принципам социального партнерства относятся:

     1) равноправие сторон;

     2) уважение и учет интересов сторон;

     З) заинтересованность сторон в участии  в договорных отношениях;

     4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства демократической основе;

     5) соблюдение сторонами и их  представителями законов и иных  нормативных правовых актов;

     6) полномочность представителей сторон;

     7) свобода выбора при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда;

     8) добровольность принятия сторонами  на себя обязательств;

     9) реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

     10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

     11) контроль за выполнением принятых  коллективных договоров, соглашений;

     12) ответственность сторон, их представителей  за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

  Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм.

  Социальное  партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие — с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства.

  При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:

  Правительство РФ (ст. 35 ТК);

  Министерство  труда и социального развития РФ, традиционно принимавшее участие  в заключении отраслевых соглашений на фе-деральном уровне;

администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов  федерального значения, автономной

  области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов РФ);

  органы  службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости населения).

  Они направляют своих представителей для  создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

  Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.  
 
 
 
 
 
 
 

  2. Стороны социального партнерства. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства

    Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели. 1

Они заключают  коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию

1 В том случае, когда  работодателем является индивидуальный предприниматель, он представляет свои интересы самостоятельно.

  Стороны социального партнерства — работники и работодатели — не могут действовать иначе, чем через своих представителей. В связи с этим законодатель включил в содержание Кодекса специальную главу, определяющую круг представителей сторон и их правовое положение.

  1.1. Представители работодателя (работодателей) 

    Представителем работодателя названы  руководитель организации или уполномоченные им лица1.

  Руководитель  организации в соответствии с  ч. 4 ст. 20 ТК осуществляет права и  обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.

  Надо  учитывать также возможность  передачи полномочий испол-нительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

  Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том чис-ле и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

  В последние годы приобретает актуальность еще один вид пред-ставительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. 94, 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Соответственно  внешний управляющий или конкурсный управ-ляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

  Такой вид представительства актуален скорее не для заключения коллективного  договора, а для его изменения  или обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

  Объединения работодателей могут создаваться  по территориаль-ному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотрасле-вому, территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объе-динениях работодателей). Закон называет следующие виды объеди-нений работодателей:

  общероссийское  отраслевое (межотраслевое) объединение  рабо-тодателей;

  межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение  рабо-тодателей;

  региональное  объединение работодателей;

  региональное  отраслевое объединение работодателей;

  территориальное объединение работодателей;

  территориальное отраслевое объединение работодателей.

  Для взаимодействия социальных партнеров  на самом высоком уровне (образование  РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей — общероссийское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

  Объединения работодателей осуществляют свою деятельность не-зависимо от органов государственной  власти, органов местного само-управления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

  Объединение работодателей, будучи некоммерческой организаци-ей, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и гарантировать выполнение работодателями принятых на себя обязательств. Объединение работодателей осуществляет лишь представительские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в правилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права — разногласий по поводу невыполнения соглашений.

  1.2. Представители работников 

  Основными представителями работников выступают профсоюзы и их объединения, профсоюзные организации.

  Профсоюзные организации и профсоюзы действуют  через свои органы.

  В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

На федеральном, региональном, территориальном и  отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений  социально-экономической

  политики  работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские).

    Для взаимодействия на федеральном уровне по согласованию основных направлений социально-экономической политики, заключению генерального соглашения, организации работы РТК создаются общероссийские объединения профсоюзов. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов признается добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда