Правонарушения в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:16, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является анализ правонарушений и ответственности в сфере труда.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть сущность правопорядка и правонарушения в сфере трудовых отношений;
- рассмотреть виды нарушений в сфере труда;
- привести квалификацию ответственности за нарушение трудового законодательства;
- рассмотреть спорные правовые проблемы при заключении и расторжении трудового договора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА КАК ОСНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО НОРМАМ ТРУДОВОГО ПРАВА 10
1.1. Понятие и сущность правопорядка в сфере трудовых отношений 11
1.2. Правонарушения в сфере труда 21
1.3. Виды правонарушений в сфере труда 35
Глава II. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 50
2.1. Материальная ответственность работника в сфере труда 50
2.2. Административная ответственность работодателя в сфере труда 67
2.3. Уголовная ответственность работодателя в сфере труда 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

Объективная сторона  правонарушения в сфере труда  содержит ряд элементов: поведение  правонарушителя; время и место  совершения правонарушения и т.д.

Дисциплинарные  проступки включают в себя либо действие, либо бездействие. Нарушением трудовой дисциплины может быть не только виновное ненадлежащее исполнение или неисполнение трудовой обязанности, но и противоправное превышение или неприменение своих полномочий.

Итак, под нарушением трудовой дисциплины следует понимать всякое виновное противоправное неосуществление  или превышение трудовых правомочий или неисполнение трудовых обязанностей лицом, состоящим в трудовых правоотношениях с конкретным работодателем. Такое определение позволяет дать наиболее полную классификацию правонарушений, совершаемых в сфере труда.

 

1.3. Виды правонарушений в сфере  труда

 

 

 

С точки зрения характера ответственности, наступающей  в результате противоправных деяний в сфере трудовых отношений, правонарушения можно разделить на четыре группы:

1) правонарушения, влекущие уголовную ответственность;

2) правонарушения, влекущие административную ответственность;

3) правонарушения, влекущие гражданско-правовую ответственность;

4) правонарушения, влекущие ответственность по  нормам трудового права.

Уголовное законодательство определяет, какие действия (бездействие) представляют собой общественную опасность  и требуют применения мер уголовно-правового  регулирования.

К правонарушениям, влекущим уголовную ответственность, относится широкий круг преступлений, которые могут быть совершены  в сфере трудовых отношений как  работодателем (его представителем), так и работниками при исполнении ими трудовых обязанностей. Пожалуй, в каждой главе Особенной части УК РФ (за исключением глав 33 и 34) предусматриваются составы преступлений, которые могут быть совершены в процессе осуществления трудовых правоотношений.

Так, относительно работодателя (его представителя) считается  уголовным преступлением необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а ст. 19 Конституции РФ предусматривает для женщин и мужчин равные права и свободы, как и равные возможности для их реализации. Право беременной женщины и женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, на труд охраняет названная статья УК РФ. Она является дополнительной гарантией для реализации женщиной права на труд, если она имеет детей указанного возраста либо находится в состоянии беременности.

Необоснованным  отказом гражданину в приеме на работу и необоснованным увольнением работника следует считать отсутствие объективных причин, которые давали бы достаточные основания для такого решения. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное должностное лицо, наделенное правом приема и увольнения работников, осознает, что совершает данное преступление, и желает этого.

Для наступления  уголовной ответственности должен быть установлен мотив действий должностного лица, который состоит в нежелании  иметь на работе беременную женщину или женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет, избавиться от неугодного работодателю работника, сведение личных счетов (расправа за критику и т.п.), стремление назначить на вакантную должность (уволенного работника) угодное для себя лицо.

В ст. 37 Конституции  РФ подчеркивается, что каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это требование охраняется ст. 143 УК РФ "Нарушение правил охраны труда".

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" от 23 апреля 1991 г. в редакции от 21 декабря 1993 г. разъяснил судам, что предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности организаций, в которых они работают.

Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечить соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.30

Статья 37 Конституции  РФ (п. 3) закрепляет право работников на вознаграждение за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда. Опираясь на этот принцип, трудовое законодательство закрепляет систему юридических средств, обеспечивающих выплату работникам заработной платы (вознаграждения за труд).

Заработная  плата - это установленное соглашением  сторон систематическое денежное вознаграждение работника за выполнение им трудовой функции, которое работодатель обязан выплачивать по заранее установленным тарифным нормам с учетом индивидуального вклада и не ниже минимального размера, установленного государством.31 При этом законом устанавливаются порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ), а также ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 142 ТК РФ).

Конкретные  сроки выплаты заработной платы предусматриваются в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах.

Соблюдение  сроков выплаты заработной платы  является важнейшей юридической  обязанностью работодателя. Виновное неисполнение этой обязанности является грубым нарушением трудового законодательства. Уголовным кодексом РФ (ст. 145.1) установлена уголовная ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Следует подчеркнуть, что совершение преступления и привлечение  к уголовной ответственности  работодателя (его представителя) не препятствуют применению санкций, предусмотренных нормами трудового права, например увольнения, лишения права на получение льгот и преимуществ, закрепленных в трудовом законодательстве.

В сфере труда  нередки случаи совершения правонарушений, влекущих административную ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.32

Основным видом  административного правонарушения в сфере труда является нарушение  трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27 КоАП). К другим видам административных правонарушений относятся:

- в сфере  социального партнерства - уклонение  от участия в переговорах о  заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного  их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП); невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП).

Кроме того, в  области социального партнерства, в деятельности профсоюзов могут  быть такие административные правонарушения, как: нарушение законодательства о  собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП); нарушение  установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП); организация деятельности общественного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.2.1 КоАП);

- в сфере  коллективных трудовых споров - увольнение  работников в связи с коллективным  трудовым спором и объявлением  забастовки (ст. 5.34 КоАП); принуждение  к участию или к отказу от  участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП); самовольное прекращение работы  как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст. 20.26 КоАП);

- в сфере  организации труда и управления  трудом - ненадлежащее управление  юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП); самоуправство (ст. 19.1 КоАП);

- в сфере  трудоустройства - нарушение прав  инвалидов в области трудоустройства  и занятости (ст. 5.42 КоАП); осуществление  дисквалифицированным лицом деятельности  по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП); нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10 КоАП); незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18.13 КоАП);

- в сфере  защиты охраняемой законом тайны и защиты персональных данных - отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП); нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП);

- в области  социальных гарантий - непредоставление  на безвозмездной основе услуг  на погребение, невыплата социального  пособия на погребение (ст. 5.41 КоАП);

- в области  охраны труда - сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП); нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха (ст. 11.23 КоАП); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП) и др.;

- в сфере  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства - неповиновение  законному распоряжению должностного  лица органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП); невыполнение  в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП); непредоставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП).

Кроме того, необходимо обратить внимание на недопустимость и пресечение таких правонарушений, являющихся административными, как  мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП), вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП).

Административные  правонарушения совершают, как правило, должностные лица, а также работники, управляющие транспортными средствами.

Противоправное  действие (бездействие), совершенное должностным лицом, признается как административный проступок только в том случае, если объектом правонарушения были социально-трудовые и иные правоотношения, то есть правоотношения, урегулированные нормами трудового права и права социального обеспечения и охраняемые мерами административной ответственности, то есть причинение вреда работнику.

Объективная сторона  административного правонарушения в сфере труда состоит в  невыполнении или нарушении трудового  законодательства должностным лицом организации или иными субъектами, указанными в нормативных правовых актах, а также в правовых предписаниях по соблюдению установленных обязанностей.

Статья 2.4 КоАП РФ закрепляет правило, в соответствии с которым административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к  указанной статье впервые в административно-деликтном  законодательстве дано определение должностного лица. Под ним Кодекс понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К ним закон приравнивает руководителей и других работников иных организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Названные субъекты несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Информация о работе Правонарушения в сфере труда