Понятие и значение принципов трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание

Правовые принципы не могут быть отнесены к числу абстрактных понятий. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что данные принципы закреплены в содержании правовых норм. В связи с чем, эти нормы необходимо выделять в процессе правоприменительной деятельности, поскольку они определяют смысл, содержание и применение права. Поэтому нормы-принципы имеют приоритетное значение при реализации правовых предписаний.

Содержание

1. Понятие правовых принципов и их виды
3
2. Формулировка и система основных (отраслевых) принципов правового регулирования труда

5
3. Содержание и конкретизация основных (отраслевых) принципов трудового права

11
4. Список использованных источников
26

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.docx

— 48.49 Кб (Скачать документ)

Данный принцип предполагает заключение трудового договора и  продолжение трудовых отношений  на основании добровольного волеизъявления работника. Данное волеизъявление может  быть подтверждено исключительно письменным заявлением работника, составленным без  признаков давления на него. Таким  образом, заключение и действие трудового  договора связаны с добровольным волеизъявлением работника. Приведенный  принцип должен соблюдаться по отношению  ко всем без исключения трудовым договорам, в том числе и заключаемым  при прохождении альтернативной гражданской службы, заменяющей военную  службу. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской  службе" от 28 июня 2002 года с лицами, проходящими альтернативную гражданскую  службу, заключается срочный трудовой договор. При заключении данного  договора необходимо учитывать волеизъявление лица, имеющего право на замену военной  службы альтернативной гражданской  службой, на выбор места ее прохождения. Отсутствие добровольного волеизъявления на прохождение альтернативной гражданской  службы в определенном месте, например вне места постоянного жительства лица, позволяет признать трудовой договор заключенным с нарушением рассматриваемого принципа. По этой причине такой договор в судебном порядке может быть признан недействующим, и место прохождения альтернативной гражданской службы будет определяться с учетом волеизъявления работника. Таким образом, данная норма-принцип применима по отношению ко всем без исключения трудовым договорам.

  1. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

      • в целях поддержания трудовой дисциплины;
      • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
      • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
      • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
      • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Каждый имеет равные возможности  для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен  в трудовых правах и свободах или  получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также  от других обстоятельств, не связанных  с деловыми качествами работника.

 Не являются дискриминацией  установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение  прав работников, которые определяются  свойственными данному виду труда  требованиями, установленными федеральным  законом, либо обусловлены особой  заботой государства о лицах,  нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они  подверглись дискриминации в  сфере труда, вправе обратиться в  суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального  вреда и компенсации морального вреда8.

3. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.

Следующий отраслевой принцип  связан с предоставлением государственных  гарантий и компенсаций в период безработицы, а также с мерами по содействию в трудоустройстве. Из данного принципа в качестве юридически значимых обстоятельств вытекают права  лиц, потерявших работу, требовать предоставления гарантий и компенсаций в период безработицы, а равно содействия в трудоустройстве и обязанности  государственных органов службы занятости по предоставлению указанных  гарантий и компенсаций и оказанию бесплатной помощи в трудоустройстве.

 

4. Принцип обеспечения справедливых условий труда.

Данный принцип распадается  на следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие условий труда,  отвечающих требованиям безопасности  и гигиены;

2) наличие установленных  законодательством ограничений  рабочего времени и предоставление  времени отдыха.

Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при  принятии решений, основанных на применении норм трудового права.

 

5. Принцип равенства прав и возможностей работников.

Данный принцип должен применяться при регулировании  отношений, входящих в предмет трудового  права. Из его содержания можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

- обеспечение продвижения  по службе (работе) на равной основе  с учетом производительности  труда, квалификации и стажа  работы по специальности;

- обеспечение равного  доступа работников к прохождению  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышению квалификации;

- обеспечение равенства  прав и возможностей при применении  других норм трудового права.

Таким образом, соблюдение принципа равенства прав и возможностей работников должно проверяться при применении каждой нормы трудового права.

 

6. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда.

Из содержания данного  принципа можно выделить следующие  юридически значимые обстоятельства:

1) получение работником  заработной платы в установленные  законом сроки;

2) выплату заработной  платы в полном размере;

3) получение работником  заработной платы не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда;

4) получение работником  заработной платы, обеспечивающей  достойное существование самого  работника и членов его семьи.

Перечисленные юридически значимые обстоятельства должны быть доказаны представителями работодателя при  каждом случае получения работниками  заработной платы. Для подтверждения  этих обстоятельств могут быть использованы лишь письменные доказательства, свидетельствующие  о получении работником заработной платы в размере, предусмотренном  рассматриваемой нормой-принципом.

Очевидно, что обеспечение  достойного существования самого работника  и членов его семьи невозможно при получении им заработной платы  в размере ниже прожиточного минимума. В связи с чем каждый работник, получающий заработную плату в размере  ниже прожиточного минимума, вправе потребовать  на основании данной нормы-принципа выплаты за свой труд заработной платы  в размере не ниже прожиточного минимума. Таким образом, рассматриваемая  норма-принцип позволяет каждому  работнику, полностью отработавшему  норму рабочего времени, требовать  выплаты заработной платы в размере  не ниже прожиточного минимума. Отсутствие федерального закона, устанавливающего заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума, не может  служить основанием для отказа от применения рассматриваемой нормы-принципа, которая имеет прямое действие. Поэтому  ссылка в ст. 421 ТК РФ на необходимость  принятия федерального закона как основания  для выплаты заработной платы  в размере не ниже прожиточного минимума не освобождает правоприменителей  от обязанности прямого применения нормы-принципа, предусматривающей  выплату достойной заработной платы, которая не может быть меньше прожиточного минимума.

 

7. Запрещение дискриминации  при регламентации трудовых отношений.

Данный принцип закреплен  в различных нормативных правовых актах, а также в ст. 3 ТК РФ. Из содержания данной нормы-принципа следует  выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие равных возможностей  для реализации трудовых прав;

2) отсутствие ограничений  и преимуществ в зависимости  от обстоятельств, запрещенных  или не предусмотренных законом;

3) установление различий, исключений, предпочтений, а также  ограничений прав работников  только по установленным федеральным  законом основаниям.

Следует помнить, что в  ч. 2 ст. 3 ТК РФ и других нормативных  правовых актах дан неисчерпывающий  перечень обстоятельств, доказанность которых позволяет сделать вывод о наличии дискриминации при регулировании трудовых отношений. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены и другие, не предусмотренные федеральным законом. В то же время в ч. 3 ст. 3 ТК РФ исчерпывающим образом определены возможности по установлению различий, исключений, предпочтений и ограничений при регламентации трудовых отношений. Их введение возможно при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

1) наличие условий для  установления различий, исключений, предпочтений и ограничений при  регулировании трудовых отношений  только в федеральном законе;

2) установление указанных  условий в связи со свойственными  данному труду требованиями либо  обусловленных особой защитой  государства о лицах, нуждающихся  в повышенной социальной и  правовой защите.

Доказанность перечисленных  юридически значимых обстоятельств  позволяет сделать вывод об отсутствии дискриминации при правовой регламентации  трудовых отношений, и наоборот, недоказанность любого из этих обстоятельств позволяет  говорить о наличии дискриминации  по отношению к работникам.

 

8. Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. 

Работники и работодатели имеют право в соответствии с  действующим законодательством  создавать объединения по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности. Реализация данного права  происходит через установленные  государственные гарантии, обеспечивающие создание, самостоятельность деятельности и исключительные основания прекращения  деятельности названных объединений  работников и работодателей. Такие  государственные гарантии и составляют содержание данного принципа. При  принятии правовых решений данные гарантии выступают в качестве юридически значимых обстоятельств для принятия решений о создании указанных объединений, невмешательства в их деятельность и при принятии решений о прекращении деятельности общественных объединений.

 

9. Участие работников  в управлении организацией.

В соответствии со ст. 52 ТК РФ право работников на участие в  управлении организацией непосредственно  или через своих представителей регулируется ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Следовательно, реализация данного принципа связана  с гарантиями, установленными в перечисленных  нормативных правовых актах. Данные гарантии должны выступать в качестве юридически значимых обстоятельств  при воплощении рассматриваемого принципа в конкретные отношения.

В настоящее время принцип  участия работников в управлении организацией бездействует, поскольку  в законодательстве не предусмотрены  ни формы, ни гарантии такого участия. В связи с чем его реализация может происходить исключительно  через локальные акты организации, находящиеся под контролем работодателя. Хотя участие работников в управлении организацией может способствовать реализации принципа на справедливую и достойную оплату труда. Одной  из форм подобного участия может  стать распределение прибыли  организации с согласия представительного  органа работников. В этом случае появляется надежда, что на оплату труда работников будет направлен достойный размер прибыли. Тогда как сейчас работники  по общему правилу получают не более 5 процентов от прибыли организации. В то время как партнеры, в качестве которых должны выступать работники  и работодатели, видимо, должны обладать равными правами при распределении  прибыли. Иначе так называемое партнерство  превращается в пустой звук.

10. Сочетание государственного  и договорного регулирования  трудовых отношений.

Содержание принципа сочетания  государственного и договорного  регулирования трудовых отношений  раскрывается в ст. 9 ТК РФ. Из данной нормы следует, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование  отношений, входящих в предмет трудового  права, может быть осуществлено путем  заключения, изменения, дополнения коллективных договоров, соглашений, а также трудовых договоров. Соглашения, коллективные договоры, трудовые договоры не должны иметь  в своем содержании условий, снижающих  уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В связи с изложенным из содержания рассматриваемого принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) установление в трудовом  законодательстве минимума трудовых  прав и гарантий работников;

2) недопустимость умаления  гарантированных трудовым законодательством  прав работников путем принятия  соглашений, коллективных договоров,  а также путем заключения трудового  договора;

Информация о работе Понятие и значение принципов трудового права