Понятие и значение принципов трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание

Правовые принципы не могут быть отнесены к числу абстрактных понятий. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что данные принципы закреплены в содержании правовых норм. В связи с чем, эти нормы необходимо выделять в процессе правоприменительной деятельности, поскольку они определяют смысл, содержание и применение права. Поэтому нормы-принципы имеют приоритетное значение при реализации правовых предписаний.

Содержание

1. Понятие правовых принципов и их виды
3
2. Формулировка и система основных (отраслевых) принципов правового регулирования труда

5
3. Содержание и конкретизация основных (отраслевых) принципов трудового права

11
4. Список использованных источников
26

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.docx

— 48.49 Кб (Скачать документ)

3) наличие возможности  повысить уровень трудовых прав  и гарантий работников по сравнению  с действующим трудовым законодательством  в договорах о труде за счет  средств договаривающихся сторон.

Договоры о труде, при  заключении которых перечисленные  юридически значимые обстоятельства не подтверждены, должны признаваться недействующими в судебном порядке или органами государственной инспекции труда.

 

11. Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данный принцип заключается в том, что возникающие при регламентации трудовых отношений разногласия должны быть урегулированы в рамках установленных законодательством примирительных процедур, которые непосредственно связаны с ведением коллективных переговоров. Причем ведение коллективных переговоров является обязанностью работников и работодателей, а также их представителей. Несоблюдение этой обязанности может повлечь наступление неблагоприятных последствий для лиц, уклонившихся от ее выполнения. Таким образом, из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие обязанности  у работников и работодателей,  а также у их представителей  по ведению коллективных переговоров  в установленных трудовым законодательством  случаях;

2) наступление неблагоприятных  последствий для лиц, уклонившихся  от выполнения обязанности по  ведению коллективных переговоров.

 

12. Принцип обязательности  возмещения работнику вреда, причиненного  в процессе трудовой деятельности.

Данный принцип состоит  из права работников, которым причинен вред в процессе трудовой деятельности, требовать его возмещения и обязанности  работодателя возместить этот вред в  порядке и на условиях, предусмотренных  трудовым законодательством. Принцип  обязательности возмещения работнику  вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, предполагает возможность обращения с требованиями об этом к работодателю не только пострадавшего  работника, но и его представителей, в частности, профсоюзов, членов семьи. Таким образом, реализация данного  принципа возможна только при условии  установления особого порядка возмещения вреда пострадавшему работнику. Установленный особый порядок возмещения работнику вреда должен обеспечить обязательное получение работником соответствующей компенсации. Рассматриваемый  принцип касается и компенсации  морального вреда. Однако пока специальных  способов возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому принцип обязательного  возмещения вреда превращается в  принцип не совсем обязательного  получения соответствующей компенсации, поскольку его реализация связана с активным поведением пострадавшего работника или его представителей. Тогда как обязательное возмещение вреда может быть обеспечено только специальными способами, исключающими возможность уклонения работодателя от обязанности по его компенсации.

 

13. Принцип установления  государственных гарантий прав  работников и государственного  контроля за их соблюдением.

Данный принцип предполагает установление государственных гарантий, обеспечивающих права работников, а  также осуществление государственного контроля за соблюдением установленных  прав работников. Следовательно, полномочные  государственные органы обязаны  не только установить права работников, но и обеспечить их реализацию при  осуществлении государственного контроля за их соблюдением. В свою очередь, у  работников, исходя из содержания рассматриваемого принципа, появляется право требовать  обеспечения реализации трудовых прав при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового  законодательства. Невыполнение контролирующими  органами своих обязанностей по обеспечению  трудовых прав работников должно влечь  неблагоприятные для соответствующих  государственных органов последствия. Подобные последствия непосредственно  связаны с правами работников, которые вправе потребовать от органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением трудовых прав, возмещения причиненных по их вине убытков и  компенсации морального вреда.

 

14. Принцип обеспечения  защиты трудовых прав.

В ст. 2 ТК РФ к числу принципов  трудового права отнесено обеспечение  права каждого на защиту принадлежащих  ему прав и свобод государством, в том числе и в судебном порядке. В связи с чем государственные  органы обязаны обеспечивать соблюдение установленных правил поведения  в трудовых отношениях, устраняя допущенные нарушения. При реализации данного принципа у полномочных государственных органов возникают задачи, которые не совпадают друг с другом. Во-первых, полномочные государственные органы обязаны устранять допущенные представителями работодателя нарушения трудовых прав работников. Во-вторых, при устранении подобных нарушений государственные органы не должны ущемлять права работодателей. При возникновении коллизий, связанных с решением названных задач, государственные органы обязаны отдавать приоритет защите прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью, а их реализация отнесена к обязанностям государства. Таким образом, и при реализации рассматриваемого принципа в качестве юридически значимого обстоятельства выступает приоритетное положение прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

 

15. Принцип обеспечения  права на ведение индивидуальных  и коллективных трудовых споров.

В ст. 2 ТК РФ гарантируется  право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а  также право на забастовку. Данное право корреспондирует обязанности  государственных органов обеспечить разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая рассмотрение в суде заявлений о признании  забастовки незаконной. В связи с  изложенным из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие права у работников  и работодателей на ведение  индивидуальных трудовых споров  в органах по их рассмотрению;

2) наличие у полномочных  государственных органов и КТС  обязанности по своевременному  и правильному разрешению индивидуальных  трудовых споров;

3) наличие права у работников  и их представителей на проведение  процедур коллективного трудового  спора, включая забастовку как  крайнюю меру его урегулирования;

4) наличие обязанности  у работодателей по участию  в процедурах по урегулированию  коллективных трудовых споров;

5) наличие у полномочных  государственных органов обязанности  по участию в установленных  законодательством формах в урегулировании  коллективного трудового спора  и по рассмотрению заявлений  о законности забастовки.

 

16. Принцип выполнения  работником возложенных на него  трудовым договором обязанностей.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ стороны трудового договора обязаны  соблюдать его условия, в частности, работодатель вправе требовать от работника  исполнения трудовых обязанностей и  бережного отношения к имуществу  работодателя, работники вправе требовать  от работодателя соблюдение обязанностей, трудового законодательства.

Содержание рассматриваемого принципа позволяет выделить следующие  юридически значимые обстоятельства:

1) выполнение работником  возложенных на него трудовым  договором обязанностей;

2) право работодателей  требовать от работников выполнения  условий трудового договора и  положений трудового законодательства;

3) изменение условий трудового  договора работодателем только  по основаниям, предусмотренным  трудовым законодательством или  с согласия работника.

Отсутствие доказательств, подтверждающих соблюдение перечисленных  юридически значимых обстоятельств, позволяет  сделать вывод о нарушении  рассматриваемого принципа, что позволяет  возложить на нарушителя установленные  законодательством неблагоприятные  последствия.

 

17. Принцип профсоюзного  контроля за соблюдением трудового  законодательства.

Право осуществления профсоюзами  контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных актов, имеющих  в своем содержании нормы трудового  права, корреспондирует обязанности  работодателя не препятствовать осуществлению  профсоюзного контроля в установленных  законодательством формах, а также  обязанности полномочных государственных  органов обеспечить условия для  выполнения профсоюзом контролирующих функций. Сказанное позволяет выделить из содержания рассматриваемого принципа следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у профсоюзов  права на осуществление контроля  за соблюдением трудового законодательства  и иных правовых актов в  установленных законодательством  формах;

2) наличие у представителей  работодателя обязанности не  препятствовать осуществлению профсоюзного  контроля за соблюдением трудового  законодательства в установленных  формах;

3) наличие у полномочных  государственных органов обязанности  по обеспечению реализации права  профсоюзов на осуществление  профсоюзного контроля за соблюдением  трудового законодательства.

Доказанность каждого  из перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет сделать  вывод о соблюдении данного принципа.

 

18. Принцип обеспечения  права на защиту достоинства работников в процессе трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ каждый работник имеет право на защиту достоинства в период трудовой деятельности. Данному праву корреспондирует  обязанность представителей работодателя не допускать совершения действий, посягающих на достоинство работников, а также обязанность государства  по обеспечению защиты достоинства  работников в процессе трудовой деятельности. Содержание рассматриваемого принципа позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у работников  права на достоинство и его  защиту в процессе трудовой  деятельности;

2) наличие обязанности  у представителей работодателя  по соблюдению достоинства работников;

3) наличие обязанности  у полномочных государственных  органов по защите достоинства  работников в процессе трудовой  деятельности.

Недоказанность каждого  из перечисленных обстоятельств  позволяет сделать вывод о  нарушении рассматриваемого принципа. Наличие подобных нарушений позволяет  работнику требовать компенсации  морального вреда за причиненные  в процессе трудовой деятельности физические или нравственные страдания, связанные  с посягательством на его достоинство.

 

19. Принцип обеспечения  обязательного социального страхования  работников.

К числу принципов правового  регулирования трудовых отношений  в ст. 2 ТК РФ отнесено обеспечение  права работников на обязательное социальное страхование. Из содержания данного  принципа можно выделить следующие  юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у работников  права на обязательное социальное  страхование;

2) наличие у работодателей  обязанности уплаты взносов по  установленному законодательством  страхованию работников;

3) наличие у полномочных  государственных органов обязанности  по обеспечению реализации права  работников на обязательное социальное  страхование;

4) возложение на работодателя  неблагоприятных последствий, предусмотренных  законодательством, за невыполнение  обязанности по обязательному  социальному страхованию работников.

Таким образом, работник, за которого работодателем не уплачены взносы по обязательному социальному  страхованию, не может нести бремя  неблагоприятных последствий. Государственные  органы обязаны обеспечить получение  им социальных выплат, предусмотренных  законодательством, и взыскание  с работодателя невыплаченных за работника взносов и штрафных санкций и пеней за ненадлежащее выполнение обязательств по обязательному  социальному страхованию работников9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературных источников:

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993 (с  изм. от 30.12.2008) // Рос. газета. 1993. 25 декабря. 
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в ред. от 01.01.2012 // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА – М», 2002. – 959 с.
  4. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В.

     Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 512 с.

  1. Лищук В.В. Трудовое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2004 г. — 172 с.
  2. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: в 2-х т. Т.1. 
    Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: 
    Учеб.-М.6 Изд-во Проспект, 2003. - 448 с.
  3. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 1149 с.
  4. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003. – 320 с.

Информация о работе Понятие и значение принципов трудового права