Метод правового регулирования государственных и непосредственно связанных с ним отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы возрастает с повышением роли персонала в современном производстве, принципиальными изменениями в содержании труда и обусловлена тем, что в системе мер реализации экономической реформы особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановке этой проблемы на прочный научный и законодательный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Цель курсовой работы состоит в изучении правовой регламентации деятельности туристского предприятия для более эффективного использования персонала на примере ООО «Русский регистр».

Работа состоит из  1 файл

курс ТП.docx

— 68.17 Кб (Скачать документ)

Как отмечалось ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

    • метод поощрения (характерен, например, для трудового права);
    • метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);
    • метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию – императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

Типы правового регулирования.

Общая направленность права  на общественные отношения зависит  от того, что лежит в основе правового  регулирования – дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

    • разрешительный тип;
    • общедозволительный тип.

Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве.

Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место, прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

В юридической практике указанные  способы, методы и типы правового  регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется  их сочетание.

Теперь рассмотрим структуру  механизмов  правового регулирования.

Механизм правового регулирования  как система в общем случае имеет следующие элементы:

    • норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;
    • юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права, и механизм правового регулирования приводится в движение;
    • возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;
    • реализация права;
    • правоприменительный акт;
    • охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В механизме правового  регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным  элементам выделяются следующие  стадии механизма правового регулирования:

    • регламентация общественных отношений, в ходе которой издается соответствующая норма права;
    • появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, то есть событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;
    • выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, то есть общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;
    • непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;
    • издание правоприменительного акта – властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

Рассмотрим действие механизма  правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель – поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, то есть стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

Для того чтобы эта норма  начала работать, нужно появление  реальных обстоятельств, необходимых  для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические  факты. Таковыми являются достижение лицом  определенного возраста, получение  им общего среднего образования и  главный в данном случае юридический  факт – подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических  фактов, то есть их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны – абитуриента, а с другой – администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

Далее происходит непосредственный акт реализации права на образование: абитуриент успешно сдает вступительные  испытания, проходит конкурсный отбор.

Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном  акте – приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

Приказ ректора о зачислении – правоприменительный акт – вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

В механизме правового  регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования – защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).

    1. Цели и средства в механизме правового регулирования

Рассмотрим цели и средства механизма правового регулирования.

Юридическая цель – это идеально предполагаемое управомоченным на то органом состояние отношений, явлений или процессов, для достижения которого предлагают использовать определенные комплексы юридических средств. Она характеризуется формализованностью, официальностью, общеобязательностью и согласованностью действий, но ее достижению.

В процессе работы механизма  правового регулирования сталкиваются между собой цели законодателя, правоприменителя и конкретного участника правоотношений. Единство этих целей интегрирует все элементы механизма правового регулирования в единую взаимосогласованную систему, позволяющую достичь оптимального результата. В то же время неверно понятая потребность, недобросовестная мотивация (мотив является связующим звеном между объективной потребностью и той целью, которая устанавливается для ее удовлетворения), ошибки в выборе средств или неправильно поставленная цель одного из субъектов могут свести на нет все усилия правотворческого органа и прервать работу отлаженного механизма.

На каждом этапе правового  регулирования достигаются вспомогательные, промежуточные цели, объективно необходимые  для достижения планируемого результата и желаемой конкретной цели. Таким  образом, различают: общие и частные  цели, основные и неосновные, абстрактные  и конкретные, общественные и индивидуальные.

Достижение цели возможно лишь с помощью допустимого и  достаточного комплекса юридических  средств, зависимых от характера  удовлетворяемого интереса.

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

    • они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
    • отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
    • сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов;
    • приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;
    • обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности  их подразделяют на  первичные  (элементарные) и  комплексные  (составные).

Если к первым относятся  простейшие и неделимые предписания  – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты, то ко вторым – комбинированные, состоящие из простейших, – договор, норма, институт, правовой режим. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления).

Средство – связующее среднее звено между целью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления – права, обязанности, поощрения, наказания), так и фрагменты реального (средства- деяния, направленные на использование инструментов – прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Игнорирование средств-деяний (технологии) не позволяет полноценно учитывать все тс факторы, с помощью  которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить без деяний, усилий, активности, связанных  с использованием предоставленных  в законодательстве инструментов. Кроме  всего прочего, невключение деяний в понятие «юридические средства» будет связано и с неизбежно вытекающим отсюда «отсечением» от механизма правового регулирования ряда его общеизвестных элементов: юридических фактов (правомерных действий), актов применения права (прежде всего, актов-действий), что тоже противоречит логике и не является оправданным.

Принципами взаимосодействия средств-установлений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие:

    • достаточно полный выбор средств установлений для осуществления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, противозаконными для удовлетворения своих интересов);
    • обеспечение конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (поощрениями и наказаниями);
    • учет практики использования средств установлений в соответствующих условиях, то есть учет реально существующих средств-деяний;
    • согласование их юридической силы;
    • взаимодополнение инструментов (как информационных феноменов) и технологии (как энергетических феноменов);
    • экономия средств как первого, так и второго рода.

Информация о работе Метод правового регулирования государственных и непосредственно связанных с ним отношений