Правовое регулирование налоговых отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание

Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения. Данные цели определили задачи исследования:
- изучить налоговое законодательство;
- изучить основные институты налогового права
- определить правовой статус и функции налоговых органов РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предмет и система правового регулирования налоговых отношений 5
2.Юридическое содержание налоговых отношений 7
3.Основные институты налогового права 17
4.Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по фин праву.docx

— 71.16 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Предмет и система правового  регулирования налоговых отношений 5

2.Юридическое содержание налоговых  отношений 7

3.Основные институты налогового права 17

4.Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права  в целом, и налогового права, в частности – налогового правоотношения – актуализируется в настоящее время, характеризующееся экономическими преобразования.

Развитие нормативно-правовой базы и совершенствование применения норм налогового законодательства нуждается, на наш взгляд, в дальнейших исследованиях  налоговых правоотношении, имеющих  своей целью разработку теоретических  основ эффективного налогообложения  и обеспечение стабилизации налогового законодательства.

Формулирование научного понятия налогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислении круга регулируемых отношений, но и в описании их специфических  признаков, позволяет более детально охарактеризовать данную категорию  финансового права. Углублению наших  представлений о сущности налоговых  правоотношений способствует проведение классификации их видов по различным  основаниям, а также их отграничение от иных видов правоотношений (в  том числе финансовых), что позволит наиболее полно реализовать на практике права и обязанности сторон отношения  и, следовательно, соблюсти баланс прав и обязанностей исследуемых субъектов  в целях достижения наиболее эффективного налогообложения.

Вопросам общей теории правоотношений посвятили свои труды  Петрова Г.В., Кучеров И.И., Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Р.О.Халфина и др.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, возникающие  в процессе установления, введения, взимания налогов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц и привлечения  к ответственности за нарушение  налогового законодательства.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов  и сборов, осуществления налогового контроля.

Цель исследования заключается  в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики  состава по сравнению с иными  финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения. Данные цели определили задачи исследования:

- изучить налоговое законодательство;

- изучить основные институты  налогового права

- определить правовой  статус и функции налоговых  органов РФ

В первой главе работы рассматриваются  предмет и система правового регулирования налоговых отношений. Вторая глава посвящена исследованию юридического содержания налоговых правоотношений. В третьей глава исследуются основные институты налогового права. Последняя глава посвящена определению правового статуса и функций налоговых органов РФ. К работе прилагается список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и система правового регулирования налоговых отношений

Эффективное финансовое  обеспечение  деятельности государства, с одной  стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует  выполнение государством и его органами необходимых  для поддержания такого суверенитета публичных, социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства  осуществляется за счет различных видов  государственных доходов. Под предметом  финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных  образований по формированию, распределению  и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения1.

Указанные общественные отношения (налоговые  правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

    1. властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
    2. правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов.
    3. правовых отношений, возникающих в процессе  налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства.
    4. правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав  и законных интересов участников налоговых правоотношений.
    5. правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в  том числе:

    • налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы ФНС, органы внебюджетных фондов и др.
    • органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним(регистраторы).

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Также в налоговом праве выделяют два метода:

  • публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод)
  • гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии)

Так как отношения, регулируемые налоговым  правом по большей части относятся  к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования  применяется в налоговом праве  более часто. Диспозитивный метод  используется, например, при регулировании  отношений по заключению договоров  о предоставлении налогового и инвестиционного  налогового кредита2.

 

  1. Юридическое содержание налоговых отношений

 

Правоотношение – это  юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение – это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения3.

Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оный составляет специфику правоотношений. Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т.е. совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий. Нередко нормы права связывают юридические последствия не только с наличием того или иного обстоятельства, но и с его отсутствием. Типичным примером такой связи служит неисполнение обязанности, которое выступает основанием возникновения процессуального отношения в целях защиты нарушенного права. Факты, свидетельствующие об отсутствии каких-либо обстоятельств или действий, в юридической науке называются отрицательными.

Если рассматривать любые  общественные отношения как систему, их участники являются важнейшими структурными элементами данной системы. Свойства участников соответственно определяют специфику  самих общественных отношений. В  частности, на природу налоговых  отношений решающее влияние оказывает  то, что в них одновременно участвуют (противостоят друг другу) субъект, наделенный властными полномочиями в сфере  налогообложения, и субъект, не наделенный таковыми. Субъекта, наделенного властными  полномочиями (публично-территориальные  образования, государственные органы и органы местного самоуправления), целесообразно именовать публичным; субъекта, не обладающего таковыми (физические лица, организации), - частным.

Частные субъекты имеют собственные  интересы, обладают автономией воли, которая  определяет их поведение. Публичные  субъекты призваны проявлять публичный  интерес, понимаемый как производный  от совокупности частных интересов. Содержание воли публичного субъекта определяется тем публичным интересом, для проведения которого он существует. Частный интерес и публичный  интерес, выступающий как среднее  арифметическое совокупности частных  интересов, могут не совпадать. Если такое совпадение и имеет место  объективно, оно может не быть осознано конкретным носителем частного интереса4.

Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов.

Налоговое правоотношение обладает сложной элементной структурой. Принято  выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

Наиболее полно сущность правоотношений раскрывается в юридическом  и фактическом содержании правоотношения. Юридическое содержание – более  широкое понятие, чем фактическое, оно включает комплекс возможных  вариантов, несколько потенциальных  перспектив развития событий. Фактическое  содержание означает уже конкретные формы поведения субъектов, развития событий, т.е. реализацию одного из вариантов  возможного юридического содержания правоотношений5.

Например, юридическое содержание налогового правонарушения предполагает множество вариантов. Это и налоговые  преступления (уклонение от ведения  учета, уклонение от налогообложения  и т.д.), и налоговые проступки (нарушение порядка представления  информации об открытии счета в банке, нарушение порядка ведения учета  и т.д.). Но фактическое содержание налогового правонарушения намного  конкретнее и предполагает определенный вид правонарушения (например, уменьшение или сокрытие объекта налогообложения), определенного субъекта правоотношения и соответственно этому определенную совокупность прав и обязанностей управомоченного  и обязанного субъектов, лежащих  в основе их фактических отношений.

Таким образом, юридическое  содержание налоговых правоотношений определяется потенциальными возможностями  развития событий и соответствующих  действий уполномоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов. Фактическое  содержание налоговых правоотношений представляет собой конкретные действия плательщиков, с одной стороны, и  государства (либо уполномоченных им органов) по реализации прав и обязанностей сторон при осуществлении предписаний налогово-правовых норм, с другой.

Система норм права, лежащая  в основе правовых отношений, выделяет последние из общественных отношений  в целом и определяет некоторые  особенности налоговых правоотношений:

 Целевая системность  – система налоговых правоотношений  подчинена определенной цели  – установлению и взиманию  налогов. Налоговые правоотношения  подчинены определенной логике, которая отражает смысл деятельности  государства по установлению  и сбору налогов, обязанность  плательщика внести определенную  сумму в денежный фонд.

Формальная определенность связана с тем, что правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между субъектами. Особенностью налоговых правоотношений является то, что одним из субъектов всегда выступает государство при этом определен также круг иных субъектов  налоговых правоотношений, перечень их прав и обязанностей: государства  и компетентных органов установить налоги и обеспечить их уплату; налогоплательщиков – внести в бюджет или внебюджетный государственный фонд денежную сумму  в установленные сроки и в  необходимом размере.

Обеспечение государственным  принуждением налоговых правоотношений усиливается тем, что фактически речь идет об охране собственником  принадлежащего ему имущества. Налоговые  поступления, составляя основу денежного  фонда государства, представляют государственные  денежные средства, и ущемление реализации государственных интересов порождает  ответную реакцию охранительного государственного механизма.

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в РФ