Правовое регулирование налоговых отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание

Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения. Данные цели определили задачи исследования:
- изучить налоговое законодательство;
- изучить основные институты налогового права
- определить правовой статус и функции налоговых органов РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предмет и система правового регулирования налоговых отношений 5
2.Юридическое содержание налоговых отношений 7
3.Основные институты налогового права 17
4.Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по фин праву.docx

— 71.16 Кб (Скачать документ)

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты налогов, сборов  и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим  в  выработке налоговой политики  и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты  всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других  обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев ФНС РФ (общие функции налоговых органов).

ФНС РФ:

1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

2) обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

  3) осуществляет исчисление окладных налогов;

  4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;

6) осуществляет   контроль   выполнения   субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

7) применяет меры для предотвращения или ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;

 8) применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;

10) является органом валютного контроля;

        11) осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;

         12) осуществляет регистрацию контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования;

13) осуществляет  разъяснительную работу и информирование налогоплательщиков  о порядке применения налогового законодательства.

Система налоговых органов построена в соответствии  с административным   и национально-территориальным делением,  принятым    в Российской   Федерации. Основным элементом в этой системе  являются инспекции ФНС РФ  по  районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах.  Второе  звено включает  в  себя  управления ФНС РФ  по субъектам РФ, и межрегиональные  инспекции   ФНС  РФ.

Статья 30 Налогового кодекса  РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения12.

Правовой статус Федеральной налоговой службы  определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации,  Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года «О налоговых органах РФ».

Для реализации задач, возложенных  на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:

а)  учет налогоплательщиков;

б)  контроль за  соблюдением  налогового законодательства;

в)  исчисление окладных налогов;

г)  приостановление операций по счетам в банках и наложение  ареста на имущество  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов;

       д) применение мер, направленных на пресечение и устранение  выявленных нарушений налогового законодательства;

ж) осмотр любых  помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода  либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения; 

з)  контроль за соответствием  крупных расходов физических лиц  их доходам;

и) проведение налоговых  проверок, инвентаризации имущества  налогоплательщиков; 

 к) полномочия налоговых  органов в сфере валютного  контроля;

л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;

м) издание инструктивных  и методических указаний по применению законодательства о налогах;

н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов  и переводчиков;

о) создание налоговых постов;

В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса  РФ определены виды исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды;

           -  о взыскании налоговых санкций  с лиц, совершивших налоговые  правонарушения;

           - о признании недействительной  государственной регистрации юридического  лица или государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

           -    о ликвидации организации  любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

           -    о признании сделок  недействительной и о взыскании  в доход государства приобретенного  по таким сделкам имущества  в случаях, предусмотренных гражданским  законодательством Российской Федерации;

           - о взыскании в доход государства  имущества, неосновательно приобретенного  не по сделке, а в результате  совершения иных незаконных действий;

           -  о досрочном расторжении  договора о налоговом кредите  и об инвестиционном налоговом  кредите;

           -    о взыскании задолженности  по налогам, сборам, соответствующим  пеням и штрафам  в бюджеты  (внебюджетные фонды), числящейся  более 3 месяцев за организациями,  являющимися в соответствии с  гражданским законодательством  РФ зависимыми обществами (дочерними  предприятиями), с соответствующих  основных  обществ, когда на  счета последних в банках поступает  выручка  за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых обществ13.

         Кроме того, Налоговым кодексом  могут быть установлены иные  случаи для подачи исковых  заявлений налоговыми органами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Наряду с правами, которыми обладали  налоговые органы до вступления в силу Налогового кодекса РФ, кодекс ввел  ряд новых прав, которыми  обладают налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных  на них задач.

К числу таких прав относятся:

1. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренным Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ арест  имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок  и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются  ст.77 НК РФ.

1. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.

2. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

3. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

4. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

5. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите. 

Главной обязанностью налоговых  органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т. е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговым кодексом РФ установлены  следующие обязанности налоговых органов:

- вести разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

- бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах;

- вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков;

- представлять формы установленной  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения;

         - осуществлять возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов в порядке предусмотренном  Налоговым кодексом;

- соблюдать налоговую  тайну;

- направлять налогоплательщику  и иному обязанному лицу копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также требование об уплате  налога и сбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предметом данного исследования было изучение понятие налоговых  правоотношений и систематизация их видов, а также раскрытие структуры  и правового статуса налоговых органов.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Правоотношение – это  юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оный составляет специфику правоотношений.

Таким образом, юридическое  содержание налоговых правоотношений определяется потенциальными возможностями  развития событий и соответствующих  действий уполномоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов.

Институты налогового права – это  взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных  отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права  можно отнести институт налоговой  обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.

Входящие в систему налогового права субинституты в свою очередь  являются составными частями(элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков, являющийся субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков.

Система налоговых органов построена в соответствии  с административным   и национально-территориальным делением,  принятым    в Российской   Федерации. Основным элементом в этой системе  являются инспекции ФНС РФ  по  районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах.  Второе  звено включает  в  себя  управления ФНС РФ  по субъектам РФ, и межрегиональные  инспекции   ФНС  РФ.

Правовой статус Федеральной налоговой службы определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации,  Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года «О налоговых органах РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12.12.1993. // Российская газета. -1993.-25дек.- № 237.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 31.07. 1998 № 146 – ФЗ (посл. Ред. от 26.11.2008 № 224-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998. № 31. Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (посл. ред. от 30.12.2008 № 323-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340. 
  4. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2006.
  5. Налоговое право /под ред. А.В. Брызгалина: Учебник для вузов. Екатеринбург; 2006.
  6. Налоговое право /Под ред. С.Г. Пепеляева: Учебник для вузов. М., 2006.
  7. Петрова Г.В. Налоговые споры. Практика рассмотрения. М., 2005.
  8. Финансовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичева- 4 –е изд., перераб. и доп. –Москва: Норма, 2008.
  9. Карасева М.В. Понятие и структура налоговых правоотношений. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. Ю.А.Крохина– М.: НОРМА, 2008. -656с.
  10. Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. –М.: Юрлитинформ, 2008.- 424с.
  11. Грачева Е.Ю. Налоговое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2008. -526с.
  12. Матузов Н.И. Правовые отношения. // Теория государства и права. Курс лекций./Под ред. Н.И. Матузова , А.В. Малько.– М., 2005. -734с.
  13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) / Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. – М., 2007. -720 с.
  14. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. -2001.- №7.

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в РФ