Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть государственную политику в сфере занятости и трудовых отношений.
Задачей является выявление нежелательных побочных последствий той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Население и занятость………………………………………………3
Структура народонаселения и занятость………………………………….3
Влияние политики занятости на демографические показатели………….7
Глава 2. Занятость и безработица…………………………………………...12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России……………………..12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости………….14
Глава 3. Виды и формы безработицы………………………………………..18
3.1. Фрикционная безработица………………………………………………....19
3.2. Структурная безработица………………………………………………….21
3.3. Циклическая безработица………………………………………………….22
3.4. Сезонная безработица………………………………………………………23
3.5. Частичная безработица……………………………………………………..24
Глава 4. Методы борьбы с безработицей…………………………………….27
4.1. Методы социальной защиты безработных………………………………..27
4.2. Предпосылки создания службы занятости населения и ее функции……29
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………....………………40

Работа состоит из  1 файл

занятость и безработица.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения8.

   В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

   Профориентационные  услуги должны предоставляться  не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим  сменить профессию. Это требует  развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

   В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

   Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

   Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать: - макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала; - государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами; - регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости; - регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

   Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

   Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

    рыночной экономике //Вопросы экономики.-1998.№ 5

2. Бородянский Э., Кузьмин  В Реальный путь противодействия  

   Безработице //Человек и труд.-1998. № 9

3. Бузгалин А.В. Переходная  экономика.- М.: Таурус, 1999

4. Ведяпин В.И.  Общая экономическая теория.-М.:2000

5. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период //

    Российский экономический журнал.-1998. № 4

6. Генкин Б.М. Экономика  и социология труда.- М.:2000.

7. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский

    рынок труда.// Вопросы экономики.-2006. №1,

8. Деловая газета Бурятии  «Бизнес пост». №17 (20) 12 сентября 2007г. 

9. Дикаpева А.А, Миpская М.И. Социология труда.- M.: Высшая школа,

    1999

10. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и Труд. М.: 2000

11. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в

      России.//Вопросы экономики.-1998. № 5

12. Мэнкью Г. Макроэкономика.- М.: МГУ, 2001

13. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица.- М.: 1999

14. Попков Ю.В. Новые лишние.//ЭКО.-1997

15. Прокопов Ю. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в

      переходной  экономике.//Человек и труд.- 1999. № 2,3

16. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики

      на рынке труда в преходной экономике России.- М.: Теис 2001

17. Плинер М.Д. Проблемы труда: занятость и мобильность.- М.: 2001

18. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда.- М.2002.

19. Сабирьянова К.  Макроэкономический анализ динамических изменений

      на российском рынке труда.//Вопросы экономики// 1997. №1

1 Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда/ А.И. Рофе.- М.:2002.-C.67.

2 Плинер М.Д. Проблемы труда: занятость и мобильность. / М.Д. Плинер.- М.: 2001.-С.15.

3 Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица./ А.А. Никифорова.-  М.: 1999.-С.98.

4 Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в преходной экономике России./ Ф.Т. Прокопов.- М.: Теис 2001.-С.112.

5 Мэнкью Г. Макроэкономика. / Г. Мэнкью.- М.: МГУ, 2001.-С.34.

6 Ведяпин В.И.  Общая экономическая теория./ В.И. Ведяпин. М.: 2000.-С. 45. 

7 Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда./ В. Гимпельсон. //Вопросы экономики// №1, 2006.

8 Бузгалин А.В. Переходная экономика/ А.В. Бузгалин.- М.: Таурус, 1999.-С.113.

 


Информация о работе Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений