Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть государственную политику в сфере занятости и трудовых отношений.
Задачей является выявление нежелательных побочных последствий той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Население и занятость………………………………………………3
Структура народонаселения и занятость………………………………….3
Влияние политики занятости на демографические показатели………….7
Глава 2. Занятость и безработица…………………………………………...12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России……………………..12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости………….14
Глава 3. Виды и формы безработицы………………………………………..18
3.1. Фрикционная безработица………………………………………………....19
3.2. Структурная безработица………………………………………………….21
3.3. Циклическая безработица………………………………………………….22
3.4. Сезонная безработица………………………………………………………23
3.5. Частичная безработица……………………………………………………..24
Глава 4. Методы борьбы с безработицей…………………………………….27
4.1. Методы социальной защиты безработных………………………………..27
4.2. Предпосылки создания службы занятости населения и ее функции……29
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………....………………40

Работа состоит из  1 файл

занятость и безработица.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

   Особенности расчета показателей численности безработных По методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1993г.) По Федеральному закону о занятости населения в редакции от 20 апреля 1996г.

   Лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

• не имели работу (доходного  занятия);

• занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела.

   Трудоспособные   граждане, которые:

• не имеют работу и  заработка;

• ищут работу;

• были готовы приступить к работе;

• готовы приступить к  работе;

• зарегистрированы в  органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

• Обучались по направлению  службы занятости;

• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней.

   В составе безработных выделяются лица: не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными. Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие “безработный” шире, чем Федеральный закон.

 

 

 

 

Глава 4. Методы борьбы с безработицей

 

4.1. Методы социальной защиты безработных.

 

  Арсенал средств социальной защиты должен быть достаточно широким и разнообразным с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности обращающихся за помощью лиц с учётом реализации в их статусе. Эти средства, в частности, включают:

  1. материальную помощь безработным их семьям;
  2. информационную помощь в поиске работы;
  3. адекватное содействие трудоустройству посредством льгот и создания благоприятных условий деятельности предприятий, трудоустраивающих безработных и трудоспособных членов семей;
  4. профессиональную переподготовку, дополнительную подготовку, повышение квалификации;
  5. содействие безработным в организации малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности;
  6. организация общественных работ, особенно тех из них, которые способны дать трудовой старт молодёжи, а также обеспечить занятость лицам пенсионного возраста, потерявшим работу;
  7. организация координационной сети по использованию случайной занятости по заявкам предприятий и индивидуальных граждан.

 

Материальная помощь безработным и их семьям.

 

   Совершенно ясно, что выплата пособий далеко не решает всех проблем, обусловленных безработицей. Во-первых, увеличивается разрыв между пособиями и реальными доходами работающих.

   Во-вторых, возникают  трудности с индексацией пособий  по безработице. Если пособия  не будут индексироваться, инфляция вскоре лишит пособия всякого смысла; если же индексация будет распространена на пособия, то это может стереть всякую разницу между заработками рабочих и помощью безработным.

 

Льготы и содействие предприятиям, трудоустраивающим безработных  и членов их семей.

 

   Предусмотренные  законодательством меры в этом  отношении представляются недостаточными (западное законодательство обеспечивает  большую заинтересованность предпринимателей  в создании дополнительных рабочих  мест, в частности для лиц молодых  возрастов).

 

Содействие безработным  в организации малого предпринимательства  и индивидуальной трудовой деятельности.

 

   В настоящее  время в качестве материальной  базы молодого предпринимательства  в сфере материального производства  и услуг рассматриваются приватизированные государственные предприятия и их основные фонды. Следует иметь в виду, однако, что, во-первых, предназначаемое для приватизации государственное имущество само по себе уже сейчас недостаточно для производства нужных населению товаров и услуг; во-вторых, по завершении приватизации всё равно всплывает проблема создания стартовых условий для новых контингентов малых предпринимателей. С точки зрения социальной защиты населения, содействие созданию малого предпринимательства имеет наибольший смысл в том случае, если оно будет вовлекать общественно полезную занятость лиц, не имеющих больших накоплений, потенциальных безработных, лиц, потерявших работ.

 

Организация общественных работ.

 

   Внедрение этого  средства социальной защиты безработных  и трудоспособных членов их семей (домохозяек, подростков, лиц старшего возраста, учащихся) практически не идёт в жизнь, несмотря на явно выраженное намерение государства всячески способствовать этому. Причиной, вероятно, является недостаточная разработка самого процесса и механизма реализации этой меры. В то же время ощущается значительная, особенно на микроуровне, общественная потребность в организации таких работ.

   Одной из неотложных  задач является формирование  более сильной, чем сейчас, дифференцированной  политики по отношению к предприятиям различных видов собственности, которые активно способствуют проведению государственной политики занятости – приёму на работу наименее защищённых индивидуумов, созданию новых рабочих мест, поддержки безработных и членов их семей и т.д. Проблема здесь – в нахождении оптимальных (действенных) форм и размеров льгот.

4.2. Предпосылки  создания службы занятости населения  и ее функции

 

   Основная задача  проводимой высшими органами  власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

   В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.

   В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

-  распределение выпускников  средних специальных и высших  учебных заведений;

-  организованный набор  рабочих;

-  сельскохозяйственное  переселение семей;

-  общественные призывы;

-  самостоятельный  прием предприятием работника;

-  деятельность органов  трудоустройства населения.

   Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения. Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

   Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать.

   Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов.

   При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

   Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников.

   При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

   Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

   Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

   И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

   Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

Функции службы занятости многообразны:

 

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

   Для эффективного  осуществления этих задач необходимо  комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

   Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений