Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть государственную политику в сфере занятости и трудовых отношений.
Задачей является выявление нежелательных побочных последствий той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Население и занятость………………………………………………3
Структура народонаселения и занятость………………………………….3
Влияние политики занятости на демографические показатели………….7
Глава 2. Занятость и безработица…………………………………………...12
2.1. Факторы, способствующие безработице в России……………………..12
2.2. Социальные последствия безработицы и политика занятости………….14
Глава 3. Виды и формы безработицы………………………………………..18
3.1. Фрикционная безработица………………………………………………....19
3.2. Структурная безработица………………………………………………….21
3.3. Циклическая безработица………………………………………………….22
3.4. Сезонная безработица………………………………………………………23
3.5. Частичная безработица……………………………………………………..24
Глава 4. Методы борьбы с безработицей…………………………………….27
4.1. Методы социальной защиты безработных………………………………..27
4.2. Предпосылки создания службы занятости населения и ее функции……29
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………....………………40

Работа состоит из  1 файл

занятость и безработица.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………2

  Глава 1. Население и занятость………………………………………………3

    1. Структура народонаселения и занятость………………………………….3
    2. Влияние политики занятости на демографические показатели………….7

   Глава 2. Занятость  и безработица…………………………………………...12

2.1. Факторы, способствующие безработице  в России……………………..12

2.2. Социальные последствия безработицы  и политика занятости………….14

   Глава 3. Виды и формы  безработицы………………………………………..18

3.1. Фрикционная безработица………………………………………………....19

3.2. Структурная безработица………………………………………………….21

3.3. Циклическая безработица………………………………………………….22

3.4. Сезонная безработица………………………………………………………23

3.5. Частичная безработица……………………………………………………..24

   Глава 4. Методы  борьбы с безработицей…………………………………….27

4.1. Методы социальной  защиты безработных………………………………..27

4.2. Предпосылки создания  службы занятости населения и  ее функции……29

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы………………………....………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

   В своей курсовой работе я хочу отразить проблему занятости и безработицы населения. Я считаю, что эта тема в наше время очень актуальна т.к. безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.

   Цель данной курсовой работы: рассмотреть государственную политику в сфере занятости и трудовых отношений.

   Задачей является  выявление нежелательных побочных последствий той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

   В первой главе говорится об изменении спроса населения на рабочие места и как влияет политика занятости на брачность, рождаемость, смертность и смешанные браки.

   Во второй главе раскрываются факторы, влияющих на безработицу.

   В третьей главе  кратко описываются виды безработицы, их причина возникновения и продолжительность.

   Четвёртая глава содержит правительственный курс социальной защиты по борьбе с безработицей.

Глава 1. Население  и занятость

    1. Структура народонаселения и спрос на рабочие места

 

   Дорыночная (централизованная) система управления экономикой  сводила потребности населения  в занятости в основном к  обеспечению достаточного количества  рабочих мест. Между тем население  предъявляет спрос на вполне  определённые, а не абстрактные  рабочие места: с его позиций занятость может быть удовлетворительной или неудовлетворительной; оно не просто адаптируется к складывающейся структуре занятости, а реагирует на неё тем или иным образом, что, в свою очередь, влияет на конечные результаты труда. Недостаточно учитывалось и обратное – положительное или отрицательное – воздействие политики занятости на показатели демографического развития. В условиях падающей мотивации труда особое значение приобретает оценка политики занятости глазами самого населения, предвидение реакции на те или иные её направления, анализ её демографических последствий.

   Серьёзного пересмотра  в новых условиях требует система  оплаты труда, в первую очередь,  на предприятиях государственного  сектора. Для оценки материального  положения той или иной группы населения важен, очевидно, не размер заработка работающего сам по себе, а совокупный доход семьи. Даже вполне приличный заработок одного работающего во многих случаях недостаточен для существования семьи. Требуется участие вторых членов семьи в общественном производстве, чтобы совокупный доход семьи удовлетворял её минимальные потребности. Те рядовые семьи, в которых мало трудоспособных, тем самым автоматически сдвигаются к порогу бедности, существования на грани прожиточного минимума1.

   В зависимости  от состава, материального положения,  социального статуса той или  иной семьи она как бы сама  будет выделять обществу необходимых  ему работников. Это позволит  определить круг лиц, действительно  нуждающихся в работе, которым  общество в обязательном порядке должно обеспечить рабочее место. Это:

1. Основные кормильцы  семьи (независимо, мужчины или  женщины);

2. Одинокие лица;

3. Все те, кто желает продолжить профессиональную деятельность независимо от уровня семейного дохода;

4. все без исключения трудоспособные лица молодых возрастов (16-30лет), не занятые на учёбе.

   В соответствии  с этим, спрос населения на  рабочие места не будет величиной,  зависящей только от численности  трудоспособных. Он будет меняться  также под воздействием семейной  структуры населения, преобладания в нём тех или иных половозрастных или семейных контингентов. Так, повышение в нём доли средних полных семей может уменьшить эту величину, и, напротив, повышение доли неполных семей, одиноких может увеличить спрос на рабочие места. Особое значение имеет удельный вес молодых семей, как правило, наиболее остро нуждающихся в занятости.

   Серьёзная проблема  политики занятости – дифференциация  последней по половозрастным  группам населения. В силу объективных  физиологических различий, сложившегося разделения труда в семье и обществе мужчины и женщины потенциально предъявляют различный спрос на рабочие места. Следует отметить, что недостаточный учёт этого объективного различая в прошлом привёл к значительным негативным последствиям демографического характера: обусловленном специфической структура занятости нарушениям баланса в половой структуре населения и в связи с этими трудностями  с образованием полноценных семей; работе женщин по ряду профессий, физиологически противопоказанных им (в строительстве, химической и металлургической промышленности, на транспорте). В последние годы в отраслевой структуре занятости происходило во многом спонтанное приспособление населения к разделению рабочих мест на мужские и женские. В частности, имело место перемещение женского труда и сферы торговли, обслуживания, преподавательской и научной деятельности, другие отрасли непроизводственной сферы2.

   Следует отметить, однако, что это приспособление  само порождало много дисбалансов  либо в ту, либо в другую сторону. Некоторые виды деятельности оказались как бы перенасыщенными женским трудом, другие – исключительно мужским, что нередко сказывалось на производстве, на социально психологическом климате коллективов и т.п.

   Сложную проблему  представляет приспособление структуры занятости к возрастному составу населения.

   Учитывая растущее  постарение населения, особенно  в европейской части Российской  Федерации, серьёзной проблемой  стало обеспечение адекватных  условий труда и его стимулирования  для лиц старших возрастов, продолжающееся участие которых в производстве является в определённых случаях крайне желательным по ряду причин – их большого производственного опыта, необходимость поддерживать определённую гтерогенность кадрового состава в коллективе, преемственность между поколениями работников и др.

   Наметились основные  направления решения этой проблемы  – внедрение гибких графиков  работы пенсионеров, перевод на  посильную работу, снятие ограничений  с размеров заработка сверх  пенсий крупной категории работников (на государственных предприятиях); повышение занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста в негосударственных формах хозяйства.

   Спрос населения  на качественную занятость неотделим  от его растущих потребностей  в профессиональном образовании. Хотя по данным официальной статистики положение в этой области в последние годы было благополучным (подавляющую часть работающей молодёжи в возрасте до 30 лет составляют работники с высшим и среднем образованием), нельзя не признать, что потребность населения в формальном профессиональном обучении удовлетворяются не полностью, особенно потребности в высшем образовании; среди той части молодёжи, которая после школы поступает на работу, определённая часть либо поступает на вечернее или заочное обучение, либо готовится к повторным попыткам прохождения в учебное заведение. Переход к другому, практически недоступному для подавляющей части граждан, платному образованию, которое становится всеобщим, ещё более сократит доступ молодёжи к качественному образованию.

  Индивид, получивший недостаточное, плохое, не соответствующее образование, тем самым либо обрекается на некачественную занятость (тяжёлый физический труд, монотонные утомительные работы и т.д.), либо является кандидатом в безработные.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Влияние политики занятости на демографические показатели.

 

   Брачность. Характер занятости воздействует на этот показатель через следующие факторы:

- длительная тенденция перемещения центра тяжести с сельских на урбанистические виды занятости и, соответственно, связанное с этим распространение урбанистического образа жизни существенно меняют такие показатели брачности, как возраст вступления в брак, прочность браков (число разводов), количество случаев вступления в повторные браки, численность одиноких женщин и мужчин;

- при общей тенденции возрастания числа лет обучения и профессиональной подготовки кадров практически во всех отраслях народного хозяйства продолжают сохраняться серьёзные различая в этом показателе по отдельным отраслям. Так, подготовка «среднестатистического работника» в сельском хозяйстве занимает меньше времени, чем в промышленности; в авангардных отраслях промышленности – больше, чем традиционных; всё более продолжительной становится подготовка кадров во многих отраслях непроизводственной сферы и так далее. Как правило, увеличение продолжительности образования профессиональной подготовки также во многом предопределяет более поздний возраст вступления в брак, меньшее количество детей в семье и большой процент (в когорте лиц с высоким профессиональным образованием) холостых мужчин и женщин брачного возраста. Воздействие на демографические показатели увеличения продолжительности обучения и более высокой профессиональной подготовки сочетается с воздействием предыдущего фактора – распространения урбанистического образа жизни, поскольку, как отмечалось, более высокие продолжительность и уровень образования, как правило, связаны с городскими видами занятости;

- в этом же направлении оказывает своё влияние уровень трудового участия женщин в общественном производстве, особенно, если ему предшествует сравнительно длительная образовательная и профессиональная подготовка. При этом падение показателя брачности наиболее заметно в молодых когортах совершеннолетнего населения. Все названные факторы внесли свой значительный вклад в динамику коэффициентов брачности и разводимости.

   Рождаемость. Данный показатель определяется большим количеством факторов, так или иначе связанным с характером занятости родителей. Суммируя, их можно объединить в следующие группы:

- коэффициент брачности, во многом определяемый характером занятости населения, требуемым этой занятостью уровнем образования и т.д. Общая тенденция, как отмечалось,- повышение брачного возраста, особенно в городских поселениях и среди лиц, занятых в городских видах деятельности. Одно из следствий более поздних браков – сокращение числа детей в семье;

 социальные условия жизни, обусловливаемые характером занятости тех или иных групп населения. Решающее значение здесь имеют такие факторы, как уровень доходов работающих в общественном хозяйстве и их семей, условия жизни, определяемые занятостью в сельском хозяйстве, несельскохозяйственных видах занятости в сельской местности, в основных отраслях промышленности и других, не принадлежащих к «основным» (различая в обеспеченности жильём, услугам здравоохранения, в материальном обеспечении работающих и их семей, размерами и формами социального обеспечения в различных отраслях и сферах народного хозяйства; условия рождения и воспитания детей, обусловливаемые уровнем трудового участия женщин в народном хозяйстве и промышленности, различая в занятости надомниц, лиц, работающих неполное рабочее время или по гибкому графику и т.п.);

- имущественное положение и социальный статус молодых семей, в значительной мере, если не полностью, зависящее от характера их занятости в общественном характере;

- характер системы расселения, также во многом определяемый через политику размещения производительных сил привязкой населённых пунктов к тому или иному виду производительной занятости. Как известно, поселения различных категорий и людности (сельские поселения, посёлки городского типа, малые и средние города, крупные и крупнейшие города) существенно отличаются друг от друга преобладанием менее или более доходных видов занятости, выбором мест приложения труда, возможностью получить более высокое профессиональное образование и использовать его, а отсюда – и благосостоянием семей, условиями доступа к основным социальным благам и т.д., со всеми вытекающими отсюда демографическими последствиями.

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений