Сравнительно-правовая проблематика защиты прав человека в РФ и ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе, я предлагаю рассмотреть внутригосударственные механизмы защиты прав человека в Российской Федерации, а также в сравнительно-правовом аспекте проанализировать европейский опыт в данной сфере на примере такого правового государства как Федеративная Республика Германия.
Цель моего исследования в рамках данной курсовой работы состоит в изучении механизмов защиты прав человека в отдельных государствах и на международном уровне, а также проблематика реализации мер по защите этих прав.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….……..…3
1 Основные (естественные) права человека. Закрепление их на международном законодательном уровне, а также в рамках законодательства России и Германии………………………..……………5
2. Механизмы защиты прав человека……………………….…………………………………….….11
2.1 Понятие механизма защиты прав человека………………………………...………………….11
2.2 Механизмы защиты прав человека в России и Германии………………………………...…..15
2.3.Международно-правовые механизмы защиты прав человека………………………………..19
Заключение………………………………………………………………….…………………………..22
Список литературы……………………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Конечно, на уровне национального  права, государство также принимает  меры по обеспечению прав человека. Среди важных в этой сфере законодательных актов стоит отметить Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В данном законе подробно рассмотрена компетенция Уполномоченного по правам человека, что также можно отнести к одному из важнейших механизмов защиты прав человека.

Сравнительный анализ стандартов прав и свобод человека, закрепленных в  Европейской Конвенции и национальном законодательстве, показывает, что  Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. Положения различных законов по существу являются юридическим выражением того факта, что Россия, и об этом говорится в преамбуле Конституции, является "частью мирового сообщества" и ее национальная правовая система тесно взаимодействует с международным правом. В большинстве законодательных актов восприняты рекомендации Совета Европы. Некоторые национальные акты разработаны с учетом международных договоров. Перечень прав и свобод в международных документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством. Кроме того, в законодательном порядке признано право граждан на индивидуальное обращение и обязательная юрисдикция Европейского Суда.

Исключения составляют право  на достойный жизненный уровень, которое не закреплено в российском законодательстве, однако в противовес этому предусмотрен более широкий перечень прав для беженцев и вынужденных переселенцев.

Камнем преткновения остается лишь обязательство по отмене смертной казни. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни. По истечении 6 лет после принятия обязательства в резолюции от 15.02 02 г, адресованной Государственной думой Президенту РФ по поводу обязательства отменить смертную казнь, ратификация Протокола N 6 объявлена преждевременной.

По аналогии выше рассмотренного, мы обращаемся к законодательству Германии.

Первый раздел Основного закона Германии закрепляет основные права. Посмотрев  этот раздел в части прав человека мы не найдем ничего нового, все соответствует международным стандартам. Это обусловлено тем, что Германия ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, а также подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека.

Я уже не раз говорила в данной работе о том, что права человека уже давно перестали быть внутригосударственным институтом, они приобрели международно-правовой статус. Поэтому говоря об их закреплении, большее внимание уделяется международно-правовым актам. Нужно отметить, что на внутригосударственном уровне также принимаются акты в сфере прав человека, во многом копирующие положения общепризнанных международных стандартов.

Чтобы изучить и понять институт прав человека. в первую очередь, нужно  обратиться к таким актам, как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция по защите прав человека.

Что касается Всеобщей декларации прав человека, то это первый в своем  роде документ подобного содержания. Выше было уже сказано немного  об этом документе, но что важно и что хотелось бы отметить еще раз, Всеобщая декларация прав человека, декларативно закрепив основные права человека, не предусматривает механизма защиты и гарантий этих прав. В этом плане, появившаяся немного позже Европейская конвенция по защите прав человека превзошла свою предшественницу и предусмотрела механизмы защиты закрепленных прав. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека.

Ценность и значение Европейской  Конвенции состоит в механизме  рассмотрения индивидуальных жалоб. Конституция  РФ в ст. 46 закрепила право каждого  обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии со ст. 34 Конвенции  Европейский Суд может рассматривать  жалобы любого физического лица, любой  неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой. В Европейский Суд может подать жалобу "косвенная" или "потенциальная" жертва.

Европейский Суд рассматривает  жалобы на нарушение лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются.  Например, Европейская Конвенция не гарантирует право на труд, социальное обеспечение, на определенный уровень жизни, защиту заработной платы, на жилище, о нарушении которых поступают жалобы от российских граждан.

Подводя итог первой главы, сформулируем понятие естественных (неотчуждаемых) прав. Под естественными, неотчуждаемыми правами человека принято понимать правомочия человека, направленные на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях.4  Их особенность состоит в том, что эти права принадлежат каждому человеку от рождения, не вытекая из статуса гражданства, и именно поэтому защищаются как со стороны конкретного государства, так и на международном уровне.

В данной главе освещается нормативно-правовое закрепление прав человека, среди  наиболее важных актов отмечаются: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Европейская конвенция по защите прав человека 1950 года. И так как далее буду сравниваться конкретные механизмы защиты этих прав в России и Германии, я уделила внимание таким основополагающим внутригосударственным актам, как Конституция Российской Федерации и Основной закон Федеративной Республики Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизмы защиты  прав человека.

1) понятие механизма  защиты прав человека

Такое понятие, как “механизм”, зачастую поясняет многие процессы, в том числе процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. его непосредственное действие. Данный вывод вытекает из лексического значения данного слова. Под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности или последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.5

Вопрос о механизмах защиты прав человека является дискуссионным и  большинство ученых, исследуя данную тему, уделяют внимание лишь раскрытию структуры такого механизма, то есть внутреннее устройство системы. В таком случае непосредственный анализ процесса такой деятельности не осуществляется, и само действие таким образом лишь подразумевается.

Применительно к Российской Федерации, можно отметить точку зрения О.А. Снежко, который считает, что конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определенную систему органов, средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина.6 По мнению данного автора, механизм защиты прав человека состоит из двух элементов: системы государственных органов, с помощью которых каждый может защитить свои права и свободы, и средств защиты (судебных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и других).

Как я уже отметила, данный вопрос является дискуссионным, и, отражая  плюрализм мнений, хотелось бы упомянуть  и точку зрения Б.Л. Железнова. Он в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:

1) соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического  и других отраслей права. При  этом нормы других отраслей  права, во-первых, вытекают из  норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей;

2) регулируемые нормами права  общественные отношения в сфере  государственной защиты прав  и свобод. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они складываются между индивидом, общественными объединениями, национальными и прочими социальными структурами, с одной стороны, и государством – с другой;

3) гарантии прав человека и гражданина.7

В это же время, А.С. Мордовец предлагает различать механизм обеспечения прав и свобод человека в широком и узком смыслах. В широком смысле данный механизм представляется в виде четырех основных блоков. Первый блок основной, в центре которого стоит человек как высшая ценность в демократическом государстве. Второй блок – это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок – социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок – процедурно-контрольный, то есть упорядочивает организационно и процессуально отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности. В узком смысле под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии.8

Если взять за основу то, что механизм защиты прав человека рассматривается в широком и узком понимании, то можно выделить составные элементы таких категорий.

В широком смысле такой механизм состоит из следующих элементов:

- правовых норм, установивших права  и свободы человека и гражданина;

- юридических фактов, являющихся  основанием возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами  в большинстве своем должны  стать неправомерные действия  – деликты, а именно нарушения  установленных прав и свобод;

- правовых отношений – “выступающих  как средство перевода общих  моделей поведения, заложенных  в нормах права, в конкретизированные  и индивидуализированные акты  поведения членов общества (субъектов  права)”.9

- деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти в пределах установленных полномочий, неправительственных организаций и так далее.

- социальной, в том числе юридической  ответственности, к которой привлекаются  лица, нарушившие права и свободы  человека и гражданина.

В узком же смысле механизм защиты прав человека представляет собой совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека.

Теперь нужно разобраться, что  же собой представляет  категория  гарантий прав и свобод. Это понятие достаточно сложное и состоит оно как из субъектов правозащитной деятельности, так и форм и методов защиты. Под формами в данном контексте понимаются –некие условия для защиты нарушенных прав, предоставленные законом, а методы – это средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, т.е. метод защиты нарушенного права. Делаем вывод, что субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают основное положение, а методы защиты – второстепенное.

Непосредственно само действие механизма защиты прав и свобод выглядит следующим образом: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или иное установленное средство или способ защиты (метод защиты).

Следующая классификация механизмов защиты прав и свобод человека, по критерию отграничения на основе  их территориального применения,  представляется мне наиболее наглядной в рамках моего исследования.

Предлагаю выделить четыре уровня защиты прав и свобод человек, соответственно и четыре вида гарантий таких прав:

- международные гарантии;

- внутригосударственные гарантии;

- региональные гарантии прав  и свобод человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав  и свобод на территории отдельно  взятого региона. В Российской  Федерации, являющейся федеративным  государством, данную гарантию можно применять на уровне субъекта Российской Федерации; В Федеративной Республике Германии, которая также является федеративным государством, на уровне федеральных земель.

- местные гарантии, применяемые на уровне муниципальных образований.

Региональные и местные гарантии наиболее приближены к человеку, и подразумевается, что человек должен, прежде всего, обращаться к ним в случае нарушения их прав и свобод. Но практика говорит об обратном, люди не стремятся избирать эти виды гарантий. Среди проблем реализации данного механизма защиты прав можно назвать: недостаток информации, незнание своих возможностей и очень часто отрицательное отношение к региональным и местным властям.

Поэтому наибольшую популярность среди  методов восстановления нарушенных прав получают национальные и, в последнее время все чаще, международные гарантии защиты нарушенных прав и свобод.

Информация о работе Сравнительно-правовая проблематика защиты прав человека в РФ и ФРГ