Сравнительно-правовая проблематика защиты прав человека в РФ и ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе, я предлагаю рассмотреть внутригосударственные механизмы защиты прав человека в Российской Федерации, а также в сравнительно-правовом аспекте проанализировать европейский опыт в данной сфере на примере такого правового государства как Федеративная Республика Германия.
Цель моего исследования в рамках данной курсовой работы состоит в изучении механизмов защиты прав человека в отдельных государствах и на международном уровне, а также проблематика реализации мер по защите этих прав.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….……..…3
1 Основные (естественные) права человека. Закрепление их на международном законодательном уровне, а также в рамках законодательства России и Германии………………………..……………5
2. Механизмы защиты прав человека……………………….…………………………………….….11
2.1 Понятие механизма защиты прав человека………………………………...………………….11
2.2 Механизмы защиты прав человека в России и Германии………………………………...…..15
2.3.Международно-правовые механизмы защиты прав человека………………………………..19
Заключение………………………………………………………………….…………………………..22
Список литературы……………………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с выбранной мною классификацией каждому виду гарантий соответствует механизм защиты прав и свобод, а именно: международный, национальный, региональный и местный.

Международный механизм защиты прав человека действует как на уровне мирового сообщества, так и на ином многостороннем уровне (СНГ, Европейского союза, Африканского союза и т.д.). Национальный механизм защиты включает в себя защиту прав и свобод в пределах определенного государства. Региональным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина должен стать уровень субъекта федерации (будь то субъект Российской Федерации, или федеральная земля Германии). Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина может осуществляться на муниципальном уровне.

Исследуя данные механизмы можно  заметить между ними некую взаимосвязь. Так например, местный механизм защиты прав и свобод должен соответствовать  региональному стандарту, тот в свою очередь национальному. Ну а национальный механизм защиты прав и свобод человека должен соответствовать признанным в государстве международным стандартам в данной области.  Такими международными стандартами в первую очередь являются: Всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Соответствие национального механизма  защиты прав и свобод человека и  гражданина международному стандарту  прав человека вытекает из тех обязательств, которые взяли на себя государства, а именно в моей курсовой работе мы рассматриваем Российскую Федерацию и Федеративную Республику Германию, закрепив принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права. Это подтверждает  пункт 4 статьи 15  Конституции Российской Федерации и статья 25 Основного Закона Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Механизмы защиты прав человека в России и Германии.

В первой главе, рассматривая в общетеоретическом аспекте категорию - основные права человека - я говорила о том, что для реализации законодательно закрепленных и гарантированных механизмов защиты прав человека, необходимо наличие активного гражданского общества в государстве. Возвращаясь к этим словам, необходимо отметить, что как раз в Германии такое активное гражданское общество присутствует. Это проявляется в существовании целого ряда организаций по защите прав человека. В их числе и такие организации как союзы мигрантов или людей с ограниченными возможностями, которые все чаще выступают как организации по защите прав человека. Они принимают участие и в международном мониторинге, и во внутригосударственной дискуссии по правам человека и их защите. Участие на международном уровне проявляется в активном участии гражданского общества Германии в составлении параллельных отчетов в рамках контрольных механизмов и процедур ООН в области прав человека. В рамках этой деятельности они позволяют экспертным комитетам по защите прав человека критически рассматривать предоставляемые правительством отчеты, обнаруживать противоречия и составлять рекомендации по отдельным пунктам, вызывающим какие-то проблемы, с целью полного осуществления прав человека. И уже впоследствии, ответственность за исполнение этих рекомендаций лежит на государстве. Но в современном мире зачастую какие-то политические интересы стоят в государстве приоритетнее, и несмотря на закрепление прав человека, реализация не происходит в полной мере. Именно это и послужило причиной тому, что на Всемирной конференции по правам человека в Вене, в 1993 году, всем государствам было выдвинуто требование по созданию независимых национальных институтов по защите прав человека.

В 2001 году в Германии был основан Германский институт прав человека. Во многом тому, что это случилось, послужило именно активно участие гражданского общества, так как решающим моментом стало участие в этом вопросе Форума по правам человека, сети германских неправительственных организаций. Работа данного института заключается в том, что он осуществляет образовательные программы, собирают информацию и документацию, занимается всяческими исследованиями в области прав человека. Он также высказывает свою позицию во время судебных процессов, осуществляет сотрудничество со смежными международными институтами и содействует защите и поддержке прав человека. Время от времени институт проводит встречи представителей со стороны государства и общества, где они обсуждают реализацию рекомендаций международных органов, ведь изначально целью создание этого института было наблюдение за исполнением таких рекомендаций. Такие методы работы, а именно взаимодействие государства и общества, способствует ориентации германской политики на права  человека.

Механизм защиты прав человека в  Германии не ограничивается деятельностью  всяческих общественных организаций. И даже правильнее сказать, что они вторичны по своей значимости, в то время как Основной законно Германии в статье 19 части 4 говорит: Если права какого-либо лица нарушены государственной властью, оно может обращаться в суд.10 Данная норма гарантирует право на судебную защиту. Когда я раскрывала понятие категории основных прав человека, я говорила о том, что они являются способом защиты человека от произвола государства, мои слова подтверждаются и данной нормой.

Также в статье 93 Основного закона, раскрывая вопросы компетенции Конституционного Суда Германии, говорится о том, что любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав, может подать конституционную жалобу в Федеральный Конституционный Суд Германии.

Помимо внутригосударственных  способов защиты прав человека, граждане Германии также имеют право обратиться в международные инстанции, а  именно в комитет ООН по правам человека или в Европейский Суд по правам человека.

Рассмотрев механизмы защиты прав человека в Германии, я перехожу к изучению данного вопроса на примере России.

Начну с того, что Конституция  РФ закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом, и  гарантировала своим гражданам  государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке.

Таким образом, за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов в Российской Федерации можно обратиться в следующие инстанции:

1) в суды общей юрисдикции  с жалобой на любые решения  и действия органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений, а также должностных лиц или государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан.

2) статья 125 Конституции РФ гарантирует право на обращение в Конституционный суд с просьбой признания закона неконституционным, если гражданин счел, что его права и свободы были нарушены посредством применения данного закона.

3) Также у гражданина есть  конституционное право на обращение  в какие-либо другие государственные  органы, которые компетентны в  решении поставленных гражданином-заявителем  вопросов. Такому конституционному праву граждан соответствует конституционная обязанность государственных органов в установленные сроки рассмотреть обращение и, приняв какое-либо решение, известить об этом заявителя.

4) Для защиты прав человека  существует институт омбудсмена, другими словами институт Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. Одной из главных его задач несомненно является рассмотрение жалоб и обращений граждан на предмет нарушения их прав и свобод. Эти нарушения могут быть вызваны неправомерными решениями или действиями государственных органов, должностных лиц и так далее.

Объективно говоря, в Российской Федерации, в отличие от ФРГ, не существует до конца оформленного, активного  гражданского общества. Однако можно  сказать, что идет  его активное построение. Так, например, для защиты своих прав граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

После того, как все внутригосударственные  средства защиты прав человека будут  исчерпаны, гражданин имеет право  обратиться в международные органы по защите прав и свобод. Среди таких органов в соответствии с международными договорами Российской Федерации: Комитет ООН по правам человека, заседающий в городе Женева, и Европейский суд по правам человека, который находится в городе Страсбург.

С присоединением России к Европейской  конвенции о защите прав человека и признанием юрисдикции Европейского суда российские граждане получили право направить петицию о защите нарушенных прав, которые были предусмотрены данной конвенцией, в Комиссию по правам человека через Генерального секретаря Совета Европы. Но необходимо учитывать, что такая петиция может быть подана только в случае исчерпания всех правовых средств защиты в своем государстве, гражданином которого является человек.

Я описала в общих чертах механизмы  защиты прав человека и в России, и в Германии, и теперь попытаюсь  объяснить в каком аспекте  сравнение опыта данных стран возможно. В первой главе я раскрыла понятие основных прав человека и сделала акцент на том, что в современном мире, это скорее международно-правовая категория, чем внутригосударственная. Так как и Россия и Германия присоединены к основополагающим актам в сфере защиты прав, это Всеобщая декларация ООН и  Европейская конвенция о защите прав человека, их национальное законодательство соответствует этим актам. Таким образом, вопрос о закреплении этих прав я не вызывает трудностей в понимании, потому что высшие акты в государстве, Конституция РФ, Основной закон ФРГ, гарантируют те самые основные, неотчуждаемые права, поэтому сравнивать в нормативно-правовом аспекте не представляет смысла. Вопрос в ином. Закрепить, или простым языком говоря, «пообещать» предоставления, гарантии, защиты этих прав, это только  половина процесса по защите прав человека. Поэтому в данной работе я пыталась сравнить существующие механизмы защиты прав в Российской Федерации с опытом европейских стран, на примере Федеративной республики Германии.

С теоретической точки зрения мое  исследование зашло в тупик, по одной  лишь причине, что внешне нам нечему учиться у Европы. В России достаточно инстанций, куда можно обратиться в  случае нарушения прав человека. Но в реальности все немного по-другому. Российские граждане не чувствуют себя защищенными, не верят в правосудие и зачастую не видят смысла обращаться в органы по защите прав человека. На мой взгляд, проблема глубока, начиная с осуществляемой в государстве политики, и заканчивая менталитетом российских граждан. Что касается решения этой проблемы, я для себя сделала вывод, что необходимо построить активное гражданское общество. Возможно, государству стоит больше прислушиваться к общественным организациям по защите прав человека, потому что эти организации состоят из тех самых людей, права которых нарушаются.

Но пока факт остается фактом, российские внутригосударственные  механизмы  по защите прав человека работают не так  эффективно как хотелось бы. По количеству жалоб, поступающих в Европейский Суд по правам человека, Российская Федерация долгое время держит лидерские позиции. Это лишний раз подтверждает малоэффективность внутригосударственных механизмов, потому как российские граждане все чаще ищут справедливость за пределами России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3.Международно-правовые  механизмы защиты прав человека.

В моей работе часто упоминаются органы на международно-правовой арене, в которые могут обратиться как граждане РФ, так и граждане ФРГ, поэтому я считаю уместным, немного о них рассказать.

Комитет по правам человека ООН-организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Комитет по правам человека был образован в рамках обозначенного выше пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Он состоит из 18 человек, каждый из которых избирается сроком на 4 года тайным голосованием из списка лиц, который ведет Генеральный секретарь ООН.

Одной из функций комитета является оценка докладов об исполнении Пакта, представляемые странами-участницами, также он составляет комментарии к Пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта странами, ратифицировавшими Первый факультативный протокол к Пакту, соображения. Члены комитета имеют право высказывать особые мнения, прилагаемые к соображениям. Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека. В 1977—2004 годах Комитет получил 1295 жалоб из более чем 70 государств-участников Факультативного протокола. В 349 случаях Комитет констатировал нарушения прав человека.

Правовая природа таких соображений  очень интересна, их значение Я. Мёллер и А. де Заяс оценивают так: «несмотря на тот факт, что формально соображения Комитета не являются юридически обязывающими, набирает силу мнение, что государства-участники обязаны обеспечить жертву нарушения, констатированного Комитетом, эффективным средством правовой защиты в соответствии с ч. 3(а) статьи 2 Пакта»11.

Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами. Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования.

В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством — участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:

Информация о работе Сравнительно-правовая проблематика защиты прав человека в РФ и ФРГ