Правовое регулирование смежных прав в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:30, сочинение

Описание

Под смежными правами принято понимать права, относящиеся к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329—1332 ГК РФ), а также права публикатора на произведения науки, литературы, искусства (ст. 1337—1344 ГК РФ).

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование смежных прав в РФ.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  И ЗАРУБЕЖНОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимина Анастасия  Андреевна

 

Правовое регулирование смежных  прав в РФ

 

 

Эссе по международному частному праву  студента

4-го курса очной формы обучения 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

_______________________

(ученая степень,  ученое звание)

_______________________

 

                                  


 

 

 

 

 

 

 

Москва  2011

Правовое  регулирование смежных прав в  РФ. Международные договоры в сфере  смежных прав

 

 

Под смежными правами  принято понимать права, относящиеся  к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329—1332 ГК РФ), а также права публикатора на произведения науки, литературы, искусства (ст. 1337—1344 ГК РФ).

Выделение из авторского права смежных прав произошло уже в XX столетии. Смежными с правами авторов художественных произведений называются права артистов-исполнителей этих произведений. Появление новых видов фиксации концертов исполнителей — фильмов, теле- и радиопрограмм — привело к тому, что исполнители, не контролируя распространение произведений, не получают авторское вознаграждение.

Кроме того, несли убытки и производители  фонограмм, и вещательные организации, передачи которых нелегально переписывались и распространялись. Необходимость защиты смежных прав изначально приобрела международный характер и могла быть обеспечена лишь в рамках многосторонней конвенции.

Первой в этой области была Конвенция  об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных  организаций (Римская конвенция) (1961 г.). Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской или Всемирной Конвенции по авторскому праву. Россия в ней участвует. Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана:

1) артистам-исполнителям, являющимся  ее гражданами, в отношении исполнений  на ее территории, их передачи  в эфир либо первой записи;

2) производителям фонограмм, которые  являются ее гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на ее территории;

3) вещательным организациям, штаб-квартиры  которых расположены на ее  территории, в отношении передач  в эфир, осуществляемых с помощью  передатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).

Конвенция содержит минимальный уровень  охраны смежных прав. Минимальный  срок охраны смежных прав составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длительные сроки  охраны, не обязаны распространять их целиком на субъекты тех стран, где этот срок меньше.

В ст. 11 предусмотрено правило, по которому все выпущенные или предназначенные  для продажи экземпляры фонограмм  либо их упаковка должны иметь символ «Р» с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так, чтобы можно было легко его различить.

Конвенция обоснованно подвергается критике со стороны союзов радиовещания за закрытость для государств-неучастников Бернской и Всемирной конвенции. Кроме того, она не охраняет права  артистов цирка, варьете и эстрады.

В 1971 г. по инициативе Международной  федерации грамзаписи была разработана  Женевская Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от незаконного  воспроизводства их фонограмм. Ее участниками  являются более 55 государств, в том  числе и Россия (с 13 марта 1995 г.). Женевская конвенция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отношении правовой охраны фонограмм, в частности, путем предоставления им особого режима охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного  производства, ввоза и распространения  копий фонограмм (ст. 2). В отличие  от предыдущих договоров здесь договаривающиеся стороны отказались от предоставления иностранцам национального режима, заменив его на общее благоприятствование. Критерием выбора применимого права является коллизионная привязка о личном законе: к законодательству государства гражданства изготовителя фонограмм. Сроки охраны предусмотрены в пределах не менее 20 лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.

Обладатели авторских и смежных  прав в случае нарушения своих  прав вправе требовать: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу их нарушения; компенсации морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении; возмещения убытков; выплаты компенсации.

 

 

Авторские права на музыку и фильмы: неужели скачивание из сети интернет невозможно?

 

 

Около года назад MASMI Russia выложила в Сеть результаты обширного опроса российских пользователей Интернета о том, какое место в их компьютерной жизни занимает музыка, а также, сколько из них готовы платить за продукцию, защищенную копирайтом.

Выяснилось, что музыку с компьютера слушают 95,8% опрошенных пользователей, при этом для 62,9% это постоянное занятие, а совсем не интересуются музыкой  с компьютера только 3,7% респондентов. Интересно также отметить, что 88,6% опрошенных сообщили, что они слушают музыку за компьютером без скачивания.

Любопытные данные получены и на вопрос о том, сколько пользователей  в России готовы платить за аудиоресурсы Интернета. Выяснилось, что 17% опрошенных хотя бы один раз покупали право на прослушивание аудиофайлов он-лайн, 7,7% - делали это неоднократно, а постоянно приобретают платную музыку только 1,7% всех ответивших на вопросы.

Однако эксперты полагают, что эти  данные не совсем корректны, ведь практически все пользователи Рунета знают: за скачивание музыки и фильмов они могут быть наказаны как нарушители авторских прав. В ГК РФ предусмотрены штрафные санкции за нелегальное скачивание авторского контента от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Но в практике российского судопроизводства случаев, когда частных пользователей штрафовали бы за скачивание аудиовизуального контента не было. Все известные судебные эпизоды преследования за нарушение авторских прав, как правило, касаются тех случаев, когда музыку либо фильмы скачивали из Интернета для последующего распространения, в том числе и для продажи. Вот здесь закон суров.

Что же нужно знать  обычному пользователю Рунета, чтобы  не опасаться штрафов и иных преследований  правоохранительных органов за любовь к музыке и фильмам?

Только одно: слушать  музыку и смотреть фильмы он-лайн, а  также скачивать их на свой компьютер  для личного пользования МОЖНО, а вот умышленно закачивать в  Интернет какие-либо произведения, защищенные авторским правом, в том числе  и на файлообменниках НЕЛЬЗЯ. Потому что такое закачивание с точки зрения закона может быть квалифицировано, как НЕЗАКОННОЕ использование произведений, защищенных авторским правом. Опытные юристы утверждают, что в таком случае доказать «необходимость» подобных действий будет весьма не просто.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ  И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

Сегодняшняя ситуация с  соблюдением законодательства в  сфере интеллектуальной собственности, безусловно, далека от идеальной. Однако борьба с пиратством и незаконным контентом в Интернете продолжается и будет продолжаться, т.к. уже никто не станет отрицать тот факт, что с развитием информационных технологий и Интернета проблема защиты авторских и смежных прав становится все более ощутимо актуальной и давно перешла на высший уровень. Прошедший в Каннах саммит стран «Группы двадцати» привлек внимание посланием Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором содержится новая концепция охраны авторского права в Интернете.

На сегодняшний момент ГК РФ предусматривает наказание за воспроизведение музыки в любом публичном месте с целью получения прибыли. На практике уже были оштрафованы сети известных кафе и ресторанов, магазины электронной техники за подобное правонарушение, что вызвало немалые споры и бурное обсуждение в Интернете. Несколько лет назад известный музыкант Сергей Шнуров отсудил 100 тыс. рублей за незаконное использование его музыки в качестве рингтонов на мобильный телефон. В Нижнем Новгороде владельца маленькой парикмахерской оштрафовали на 80 тысяч за включенное радио. Пиратом предприниматель стал по неведению, но от ответственности это не освобождает.

Абсурд данной ситуации состоит в том, что зачастую в  ресторанах и кафе играют не только русские, но и зарубежные исполнители и собирать деньги со всех за проигрывание данной музыки не представляется возможным, т.к. нет четко отлаженных механизмов дальнейшего использования собранных средств. Деньги, которые отсудили РОУПИ (Российское Общество по Управлению Правами Исполнителей) за подобные правонарушения в течение 3-х лет остаются в самом управлении, а затем либо распределяются между членами РОУПИ, либо идут на благотворительность. Как распределить деньги, разберутся позже, главное – со всех собрать. На очереди аттракционы, катки, магазины и транспорт. Зачастую сами авторы не подозревают о возможности претендовать на премию в таких спорах, так многие из них даже не против того, чтобы плоды их творческой деятельности звучали в общественном месте.

Но даже на публичном  использовании музыки в коммерческих целях можно сэкономить. К примеру, превратить обычное кафе в ретро. Закон об авторском праве не защищает записи старше 50 лет. Поэтому винтажные мелодии можно крутить хоть круглые сутки, закон при этом не нарушая.

Согласно российскому  законодательству не требуется какой-либо регистрации авторских прав. Разумеется, отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины (как в патентном праве). В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может на практике затруднять их защиту и давать новые возможности нечестного, но законного и легального заработка. Так, например, народные песни или песни без авторства на практике никак не защищены законом. Любой человек может стать автором народной песни, а в последствие получать прибыль от их исполнения, к примеру, на новогодних вечерах, концертах, в ресторанах или на радио и телевидении. Ведь исполнение будет считаться публичным, да и прибыль организаторы получают, а это уже основание для возникновения спора в области авторских и смежных прав.

Спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Защита своих прав – это, прежде всего, обязанность  самого автора. Необходимо самому заранее подстраховаться от возможного возникновения в будущем проблем защиты и оспаривания авторства. Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве в качестве доказательства того, что в определенную дату произведение было уже им создано.

В общем, картина с  защитой авторских и смежных прав в нашей стране обстоит удручающе в связи с огромным количеством пробелов в российском законодательстве и отсутствием четко отлаженного механизма регулирования исполнения прав как в сети Интернет, так и в реальной жизни.

В заключение, хотелось бы отметить, что в защите интеллектуальной собственности все же существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что в январе 2010 года была принята четвёртая часть Гражданского кодекса, полностью посвящённая интеллектуальной собственности, что, несомненно говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

 Важное значение  имеет то, что в целом законодательство  РФ представляет авторам и  иным правообладателям достаточно  мощный набор правовых средств  для реализации прав в современных  условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.


Информация о работе Правовое регулирование смежных прав в РФ