Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

Следующая отрасль права интеллектуальной собственности, «авторское право», предоставляет авторам и иным творцам интеллектуальных произведений (литература, музыка, искусство) определенные права, позволяющие им разрешать или запрещать в течение определенного ограниченного периода времени те или иные виды использования их произведений. В более широком смысле авторское право состоит из положения об охране авторского права и охраны так называемых «смежных прав».

Согласно Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности, заключенной в Стокгольме 14 июля 1967 г., «понятие «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

1.      литературным, художественным и научным произведениям;

2.      выступлениям исполнителей, артистов, звукозаписи (фонограммы), радио- и телевизионным передачам;

3.      изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

4.      научным открытиям;

5.      промышленным образцам;

6.      товарным знакам; фирменным наименованиям; коммерческим обозначениям;

7.      защите против недобросовестной конкуренции, а также всех других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

На примере приведенных выше составляющих права интеллектуальной собственности можно установить, что виды деятельности, указанные в пункте 1) регулируются авторским правом. Права, упомянутые в пункте 2), относятся к категории «смежных прав», то есть прав в областях, смежных с авторским правом. Виды деятельности пп. 3), 5), 6) являются объектами охраны промышленной собственности. К этой категории можно отнести и п. 7), тем более что статья 1 (2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1967 г.) включает такое понятие, как «пресечение недобросовестной конкуренции», гармонирующее с понятием «охрана промышленной собственности», что подтверждается ст. 10 бис(2), в которой говорится, что «актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах».

На наш взгляд, весьма прогрессивное развитие права интеллектуальной собственности в Казахстане подтверждается принятием 1-го июля 1999 г. Особенной части Гражданского кодекса РК. «Согласно ст. 961 ГК РК объектами права интеллектуальной собственности являются: 1) результаты интеллектуальной, творческой деятельности; 2) средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ и услуг. Понятие «права интеллектуальной собственности», закрепленное в Конвенции, учреждающей ВОИС, находит свое логическое развитие в той же статье ГК, где более конкретно освещается плоскость определения результатов интеллектуальной творческой деятельности, наиболее характерных для РК: селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау)».

Но с другой стороны, считающиеся интеллектуальной собственностью идеи, творения человеческого интеллекта, разума, воплощенные в объективную форму, не могут, в отличие от материальных объектов, быть объектом охраны от использования третьими лицами в силу одного того факта, что кто-то владеет ими. Парадокс заключается в том, что после того, как что-то созданное человеческим интеллектом стало достоянием общества, его создатель более не в состоянии осуществлять контроль за его использованием. Данный основополагающий факт, а именно неспособность охранять объект в силу одного владения им, является краеугольным камнем законодательства в области интеллектуальной собственности. «Суть законодательства в области интеллектуальной собственности любого государства заключается в том, что оно стремится оградить интересы творцов произведений и иных создателей интеллектуальных товаров и услуг путем предоставления им определенных, ограниченных во времени прав, позволяющих им контролировать использование их произведений». И здесь нужно еще раз подчеркнуть, что эти права являются не материальным объектом, в котором может быть воплощен результат творческого труда, а относятся к порождению человеческого разума как таковому.

Хотелось бы отметить, что иногда под термином «промышленная собственность» подразумевается «движимая или недвижимая собственность, использующаяся в процессе промышленного производства» (например: заводы, фабрики, оборудование и т.п.). В истинном смысле промышленная собственность является интеллектуальной собственностью и, таким образом, имеет отношение к порождениям человеческого разума. Как правило, такие порождения включают в себя изобретения и промышленные образцы. Данные понятия для облегчения восприятия можно определить следующим образом: изобретения являются новыми решениями технических проблем, а промышленные образцы являются созданием в области эстетики, определяющим внешний вид промышленных изделий. Кроме того, промышленную собственность составляют товарные знаки, знаки обслуживания, торговые названия и обозначения, включая указания происхождения товара и наименование места происхождения, а также борьбу против недобросовестной конкуренции.

Весьма интересным представляется пункт 4) из Конвенции, учреждающей ВОИС, – научные открытия, который не может быть отнесен ни к одной из двух сфер интеллектуальной собственности. Дело в том, что в научном мире существуют мнения о том, что научные открытия вообще не должны были быть упомянуты среди различных форм интеллектуальной собственности, так как ни один национальный закон или международный договор не предоставляет прав собственности на научные открытия. В этом случае уместным было бы подчеркнуть, что научные открытия и изобретения – это не одно и то же. Женевский договор о международной регистрации научных открытий (1978 г.) определяет «научные открытия как «признание явлений, свойств или законов материальной вселенной, не признанных ранее и поддающихся проверке» (ст. 1). Изобретение же является новым решением конкретных технических проблем».  Естественно, такие решения должны основываться на свойствах или законах материальной вселенной (в противном случае их нельзя было бы внедрить с помощью технических средств), однако эти свойства или законы не обязательно должны входить в категорию «непризнанных ранее». Изобретения находят новое техническое применение таких свойств и законов независимо от того, признаны ли они («открыты») одновременно с изобретением или были признаны («открыты») ранее, причем независимо от данного изобретения.

Авторское право имеет отношение к таким художественным произведениям, как поэмы, музыка, романы, кинофильмы, живопись и т.д. В большинстве европейских языков используется не английский термин «copyright» (дословно: право копирования, изготовления копий), а словосочетание «авторское право». Английский термин «copyright» во главу угла ставит основное действие, осуществляющееся в отношении литературных или иных художественных произведений только самим автором или с его разрешения. В данном случае речь идет об изготовлении экземпляров литературного или иного произведения (книг, картин, фотографий, кинофильмов). В термине «авторское право» основной акцент придается личности создателя художественного произведения или его автора, что подтверждается таким фактом, при котором автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, например право воспрепятствовать его искаженному произведению, которым может воспользоваться лишь сам автор, в то время как другие права, такие, как право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например, издателем, получившим на это лицензию от автора.

«Смежные права» означают права, смежные с авторским правом. Обычно считается, что имеются три разновидности смежных прав: права исполнителей на их исполнение: права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их теле- и радиопрограммы.

Хотелось бы отметить, что защита интересов авторов состоит не только в предотвращении неразрешенного использования их произведения. В конечном итоге их произведения предназначены для того, чтобы быть доведенными до широкой аудитории. Различные категории произведения доводятся до всеобщего сведения по-разному. Например, издатель воспроизводит рукопись литературного произведения в окончательном виде, не добавляя ничего к тому, что было создано автором. Интересы книгоиздателей охраняются на основании прав, переуступленных им авторами или приобретенными у них по лицензии. Несколько по-другому обстоит дело с драматургическими или музыкальными произведениями. При сообщении для всеобщего сведения такие произведения должны исполняться или декламироваться исполнителями. В подобных ситуациях надо учитывать необходимость охраны интересов и самих исполнителей в случае использования их индивидуальных интерпретаций таких произведений.

Между тем развитие техники звукозаписи и возможность относительно легкого воспроизведения записей сделали необходимым также обеспечить охрану прав производителей фонограмм. Широкая доступность на рынке все более эффективных записывающих устройств вызвала к жизни, постоянно растушую и уже достигшую международного масштаба проблему пиратства в этой области. Более того, звукозаписи часто используются организациями эфирного вещания, и хотя, с одной стороны, такое использование обеспечивает рекламу для различных видов звукозаписи и их производителей, с другой – они стали неотъемлемой частью ежедневных программ организации эфирного вещания. Как следствие, точно так же, как исполнители стремились оградить собственные интересы, так и производители фонограмм начали борьбу против неразрешенного тиражирования их, за вознаграждение за использование фонограмм в целях эфирного вещания и вообще их неразрешенного воспроизведения. И, наконец, организации эфирного вещания имеют также определенные интересы в отношении собственных программ, стремясь воспрепятствовать их неразрешенной ретрансляции другими организациями эфирного вещания и их неразрешенного воспроизведения.

В общем плане «охране подлежат формы выражения идей автора», а не сами идеи. Примером может стать такая ситуация: если автор публикует в виде журнальной статьи краткое изложение своих идей о том, как построить радиоприемник, это не может помешать третьей стороне, использовать эти идеи для создания такого приемника; однако авторское право защитит автора от воспроизведения экземпляров его статьи без его же разрешения. Что касается самого изобретения, то на него охрана в соответствии с авторским правом не распространяется, но оно может быть защищено на других основаниях, например в контексте промышленной собственности. Основным является то, что идеи как таковые не охраняются авторским правом. Если кто-либо обнародовал свои идеи, например, в ходе публичной лекции, но не имеет соответствующего патента, у него нет каких-либо возможностей для воспрепятствования их использования другими лицами. Однако после того, как идея выражается в материальной форме, возникает авторское право на слова, музыкальные ноты, рисунки и т.п., в форме которых воплощена идея. Однако для того, чтобы подлежать охране в соответствии с авторским правом, произведение должно быть оригинальным.

Вместе с тем окончательная фиксация произведения в материальной форме (письмо, печать, фотография, звуко- и видеозапись, живопись и т.п.) не является обязательной предпосылкой для охраны. Однако некоторые страны, в основном те, в которых принята англо-американская система права, требуют той или иной фиксации произведения до того, как ему будет предоставлена охрана, делая это из соображений использования такой формы в качестве доказательства в случае судебного разбирательства. Охрана авторских прав не зависит от качества или ценности произведения – произведение будет охраняться, независимо от того, считается ли оно хорошим или неважным литературным или музыкальным произведением. Охрана также не зависит от цели создания произведения, так как возможное использование произведения не имеет никакого отношения к его охране.

Следует зафиксировать тот факт, что в случае нарушения авторских прав предусматриваются санкции. Любое неразрешенное использование произведений, охраняемых авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на такое использование требуется по закону, является нарушением авторского права (например: воспроизведение, публичное исполнение, передача в эфир, переработка в иную форму без разрешения автора, плагиат и т.п.). Для компенсации ущерба, нанесенного в результате такого нарушения, законом предусматриваются санкции. В зависимости от серьезности нарушения санкции могут иметь гражданский или уголовный характер. Общепризнанным является тот факт, что комплекс прерогатив, составляющих авторское право, должен быть признанным и охраняемым, по крайней мере, в течение жизни автора. После его смерти произведение продолжает в принципе охраняться в течение определенного времени, равного, как правило, 70 годам. Считается, что такой срок обеспечивает справедливый баланс между поддержанием материальных прав автора и потребностями общества иметь доступ к достижениям культуры непреходящего характера. По истечении срока охраны произведение становится всеобщим достоянием, то есть может быть использовано любым лицом без какого-либо разрешения.

Как ранее отмечалось, изобретение является идеей, делающей возможным практическое решение конкретной проблемы в технической области. Как правило, изобретения охраняются с помощью патентов, которые так и называются – «патенты на изобретение». Не секрет, что все страны, предоставляющие правовую защиту изобретений, а их всего более 140, делают это именно с помощью патентов. Основная цель патентной системы проста и разумна: обеспечить прогресс в области промышленных технологий в общих интересах. Дня поощрения технических усовершенствований и содействия их раскрытию (что экономически выгоднее их тайного использования), любое лицо, разработавшее усовершенствование или иное изделие, или способ его изготовления, или новое вещество, и / или способ его получения, может после раскрытая деталей патентному офису своей или иной страны получить определенный набор исключительных прав на определенный период времени. По истечении этого периода изобретение входит в общегражданский обиход. Предоставление исключительных прав оправдано на том основании, что если бы изобретатель не разработал и не раскрыл данное усовершенствование, то никто не мог бы воспользоваться им как в момент изобретения, так и в любое время после этого, причем способ изготовления изделия мог бы остаться неизвестным. Кроме того, присвоение монопольных прав содействует внедрению изобретения, так как это единственный способ извлечения выгоды заявителем в результате использования изобретения самостоятельно с получением преимуществ над конкурентами или путем разрешения третьим лицам использовать изобретение за лицензионные платежи.

Не все изобретения обладают патентоспособностью, в большинстве случаев закон предусматривает, что «для того, чтобы быть патентоспособным, изобретение должно быть новым, обладать определенным изобретательским уровнем» (то есть не должно быть самоочевидным) и применимым в промышленности. Эти требования являются условиями патентоспособности. Обычно проводятся различия между изобретениями изделий и изобретениями способов. Изобретения нового сплава являются примером изобретения изделия. Изобретения способа получения нового сплава являются изобретением способа. Соответствующие патенты называются соответственно патентами на изделие и патентами на способ. Охрана, предоставляемая патентом на изобретение, означает, что любой желающий использовать изобретение, должен получить разрешение лица, получившего патент, известного как «патентовладелец» или «владелец патента», на такое использование. Использование запатентованного изобретения без такого разрешения является противоправным. Срок охраны лимитирован и в большинстве стран составляет 20 лет после даты подачи заявки на получение патента. Естественно, что предоставление патента предполагает оплату «услуг» государства в виде патентной пошлины.

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права