Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

Результаты международного поиска представляются в отчете о международном поиске, который передается заявителю к четвертому или пятому месяц после подачи заявки. Ссылки на соответствующий предшествующий уровень техники в отчете о международном поиске позволяют заявителю оценить свои шансы на получение патента в указанных в международной заявке странах. Отчет о поиске помогает заявителю в последующем рассмотрении заявки в указанных ведомствах. Высокое качество международного поиска гарантирует заявителю, что любой выданный патент является «сильным патентом», который вряд ли будет с успехом оспорен, и закладывает разумную основу для инвестирования или лицензионной деятельности. Также отчет позволяет решить, является ли целесообразным в свете развития техники, подтверждаемого приведенными в отчете о поиске документами, продолжать попытки получения охраны своего изобретения в указанных государствах или продолжить их только после того, как будут изменены формулы в его международной заявке для лучшего отличия изобретения от уровня техники.

Вследствие завершившегося 15 декабря 1993 г. уругвайского раунда переговоров о многосторонней торговле, проводившегося в рамках Генерального соглашения о торговле и тарифах, в Марракеше 15 апреля 1994 г. было принято Соглашение, учреждающее Всемирную Торговую Организацию (Соглашение ВТО). Данные переговоры впервые включали в рамках ГАТТ обсуждение аспектов прав интеллектуальной собственности, влияющих на международную торговлю. Результатом таких переговоров явилось Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение TRIPS, ТРИПС). В свою очередь, Соглашение ВТО, включающее Соглашение ТРИПС (обязательное для всех стран-членов ВТО), вступило в силу с 1 января 1995 г. Первое из вышеназванных соглашений учредило новую международную организацию – Всемирную Торговую Организацию.

Особенностью ТРИПС является то, что никто из стран-членов ВТО не обязан применять положения Соглашения ТРИПС до истечения общего периода в 1 год, следующий за датой вступления в силу Соглашения о ВТО. Однако для некоторых стран, в т.ч. и для Казахстана, предусматриваются и дополнительные переходные периоды. Дата, на которую соответствующий переходный период истекает для стран-членов, считается датой применения Соглашения в отношении этой страны.

Следует отметить, что развивающиеся страны, являющиеся членами ВТО, а также страны, находящиеся в процессе трансформации в направлении к рыночной экономике со свободным предпринимательством и которые осуществляют структурные реформы своих систем интеллектуальной собственности, оказываются перед лицом особых проблем при подготовке и осуществлении законов и правил по интеллектуальной собственности.

Таким образом, Соглашение ВТО создает трехъярусную организационную структуру для ВТО. Высшим ярусом является Конференция министров, собирающаяся обычно раз в два года. Она имеет право принимать решения по всем вопросам Соглашения ВТО. Второй ярус – Генеральный Совет, состоящий из представителей всех стран-членов, собирающийся по мере необходимости для выполнения своих обязанностей. Генеральный Совет служит также в качестве органа по урегулированию споров и органа по рассмотрению торговой политики. Вместе с тем Соглашение ВТО также учреждает Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Совет ТРИПС), наблюдающий под руководством Генерального Совета за функционированием Соглашения ТРИПС. Членство в Совете ТРИПС может быть обретено любым из стран-членов.

Соглашение ТРИПС требует проведения консультаций для выработки договоренностей о сотрудничестве и взаимной поддержке в отношениях между ВТО и ВОИС Преамбула Соглашения содержит следующее положение: «желая установить отношения о взаимной поддержке между ВТО и ВОИС так же, как и с другими соответствующими международными организациями…». Далее Соглашение ТРИПС устанавливает, что Совет ТРИПС при выполнении своих функций может обращаться за консультацией и запрашивать информацию из любого источника, который он считает нужным, и что, консультируясь с ВОИС, Совет должен стремиться к тому, чтобы в течение одного года со времени своего первого заседания установить соответствующие договоренности о сотрудничестве с органами ВОИС.

Основным принципом, касающимся природы и объема обязательств в соответствии с Соглашением ТРИПС, является то, что страны-члены должны осуществлять положения Соглашения и применять режим, предусмотренный в Соглашении, к гражданам других стран-членов. «Гражданином» признаются физические и юридические лица, которые подлежали бы охране, если бы все страны-члены ВТО были также связаны положениями Парижской, Бернской и Римской конвенций. Страны-члены свободны в определении пригодного способа применения положений Соглашения ТРИПС в рамках их собственных юридических систем и практики и могут применять более обширную охрану, чем требуется, при условии, что такая дополнительная охрана не противоречит другим положениям Соглашения.

Соглашением ТРИПС устанавливается, что для целей Соглашения термин «интеллектуальная собственность» относится ко всем категориям интеллектуальной собственности, являющимся предметом разделов 1–7 части Соглашения ТРИПС, а именно: к авторским и смежным правам, товарным знакам, географическим указаниям, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем и закрытой информации.

Одной из особенностей данного Соглашения является то, что оно построено на вековых принципах, закрепленных в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Фактически почти все материально-правовые положения этих двух конвенций включены путем отсылки непосредственно в Соглашение ТРИПС. Кроме того, ТРИПС предусматривает принцип национального режима, требующий от членов Соглашения предоставления гражданам других стран-членов режима, предусмотренного Соглашением, причем применительно к соответствующим правам последний определяется в категориях применимых положений Парижской, Бернской и Римской конвенций, а изъятия, предусматриваемые соответствующими конвенциями, соблюдаются в контексте Соглашения ТРИПС. В том, что касается промышленной собственности и авторского прав, данный принцип применяется ко всем правам. В том, что касается прав, относящихся к исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям, данное обязательство применяется только в отношении прав, предусмотренных Соглашением (ст. З). Из этого принципа также исключаются процедуры, предусматриваемые в многосторонних соглашениях, заключаемых в рамках ВОИС относительно приобретения и поддержания в силе прав интеллектуальной собственности.

Соглашение ТРИПС содержит принцип наибольшего благоприятствования, до этого традиционно не предусматривающийся в контексте прав на интеллектуальную собственность, по крайней мере, на многостороннем уровне. Этот принцип устанавливает, что любое преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, предоставляемые членом Соглашения гражданам любой иной страны, предоставляются незамедлительно и безусловно гражданам всех остальных стран-членов с соблюдением некоторых конкретных изъятий. Также, как и в случае с национальным режимом, исключаются процедуры, предусматриваемые в многосторонних соглашениях, заключаемых в рамках ВОИС, и относящиеся к приобретению или поддержанию в силе прав интеллектуальной собственности.

В Соглашении ТРИПС содержится требование по поводу того, чтобы были предусмотрены правоприменительные процедуры, позволяющие проводить эффективные действия против любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности, на которые распространяется настоящее Соглашение, включая срочные предотвращения нарушений, а также средства защиты, сдерживающие дальнейшие нарушения. Эти процедуры должны применяться, таким образом, во избежание создания барьеров законной торговле и обеспечение защиты от злоупотреблений ими. Процедуры, обеспечивающие защиту прав, должны быть беспристрастными и справедливыми, они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими или приводить к необоснованному увеличению сроков или неоправданным задержкам. Решения по существу дела должны составляться предпочтительно в письменной форме, предоставляться, по крайней мере, сторонам судебного разбирательства без неоправданной задержки и основываться только на доказательствах, по которым сторонам дается право высказаться. Стороны в разбирательстве должны иметь возможность пересмотра окончательных административных решений и по меньшей мере правовых аспектов первоначальных судебных решений по существу дела, за исключением пересмотра оправдательных приговоров по уголовным делам. Вместе с тем на странах-членах не лежит никаких обязательств по созданию судебной системы, обеспечивающей принудительное осуществление прав интеллектуальной собственности, которая отличалась бы от системы по применению закона в целом, а также в отношении распределения средств между принудительным осуществлением прав интеллектуальной собственности и общим исполнением дела.

С позиции гражданско-правовой и административной процедуры Соглашение ТРИПС устанавливает принципы, касающиеся таких процедур, которые должны соблюдаться в отношении защиты прав интеллектуальной собственности, включая положения о беспристрастных и справедливых процедурах (ст. 42), доказательствах (ст. 43), судебных запретах (ст. 44), возмещении убытков (ст. 45), иных средствах, таких, как: полномочие издания распоряжений о том, чтобы товары или материалы и орудия, использованные при их создании, по которым установлено нарушение прав, были выведены из торговли (ст. 46); право на информацию, например, правомочие издавать распоряжения, предписывающие нарушителю информировать правообладателя о личности третьих лиц, участвовавших в производстве и распределении контрафактных товаров и услуг, и о каналах их распределения (ст. 47); возмещение ущерба ответчику и применение вышеназванных принципов к административным процедурам (ст. 49).

Соглашение ТРИПС содержит также принципы, касающиеся временных мер для предотвращения возникновения нарушения любого права интеллектуальной собственности, в частности, предотвращения поступления в торговые каналы, находящиеся под их юрисдикцией, товаров, включая импортируемые товары непосредственно после таможенных процедур их осмотра, и сохранения соответствующих доказательств в отношении предполагаемых нарушений, а также принятия временных мер без заслушивания другой стороны, в том случае, если существует вероятность того, что задержка причинит непоправимый вред правообладателю, или же существует риск того, что улики будут уничтожены (ст. 50).

Что касается особых требований в отношении пограничных мер, то в этом плане Соглашением предусматривается существование определенных процедур, касающихся применения права в отношении пограничных мер, позволяющих правообладателю, который имеет веские основания подозревать, что может осуществляться ввоз товаров с поддельными товарными знаками или товаров, созданных с нарушением авторских прав, подать письменное заявление о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров. Соглашением ТРИПС установлены также принципы в отношении приостановления выпуска товаров таможенными органами, ходатайств о таких процедурах, залога или равноценной гарантии, уведомления о приостановлении, его продолжительности, возмещения ущерба импортеру и владельцу товаров, права на инспектирование и информацию, действий по должности, средств защиты, ввоза незначительного количества товаров.

В отношении уголовных процедур Соглашение ТРИПС требует, чтобы страны-члены предусматривали уголовные процедуры и наказания, которые бы применялись, по крайней мере, в случаях умышленной подделки товарных знаков или нарушения авторского права, совершенных в коммерческих масштабах, и чтобы они предоставляли такие правовые средства, как тюремное заключение, денежные штрафы, наложение ареста, конфискацию и уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и орудий производства, использовавшихся при совершении вышеупомянутых правонарушений.

По вопросу о приобретении и поддержании в силе прав интеллектуальной собственности и относящихся к ним процедур Соглашение ТРИПС содержит общие принципы, касающиеся их процедур приобретения. Члены Соглашения могут потребовать в качестве условия для приобретения и поддержания в силе прав промышленной собственности, охватываемых Соглашением (исключая защиту закрытой информации), соблюдения разумных процедур и формальностей, соответствующих Соглашению (ст. 62.1) Любые процедуры выдачи или регистрации должны позволять выдачу или регистрацию права в течение разумного периода времени с тем, чтобы избежать необоснованного сокращения срока охраны. Процедуры, касающиеся приобретения, поддержания в силе, административного аннулирования, и двусторонние процедуры должны регулироваться принципами, применяемыми к защите прав, и большинство окончательных административных решений подлежат пересмотру в судебном или квазисудебном порядке (ст. 62.5). Соглашение также устанавливает, что ст. 4 Парижской конвенции, касающаяся права приоритета, должна применяться mutatis mutandis к знакам обслуживания.

Касаясь вопроса о предотвращении и урегулировании споров, Соглашение ТРИПС требует, чтобы законы и правила, окончательные судебные решения, административные правила общего применения и двусторонние соглашения, относящиеся к предмету Соглашения, опубликовывались странами-членами Соглашения или делались другими общедоступными способами (ст. 63.1). От стран-членов также требуется уведомлять о таких законах и правилах Совет ТРИПС, который, в свою очередь, должен предпринимать усилия с целью сведения до минимума бремени, возлагаемого на членов Соглашения, путем проведения переговоров с ВОИС о возможном учреждении совместного Реестра, содержащего эти законы и правила (ст. 63.2).

Одним из важнейших элементов Соглашения ТРИПС является система урегулирования споров, учрежденная в соответствии с Соглашением ВТО. Само Соглашение ТРИПС привлекает положения ст. ст. ХХП-ХХIII ГАТТ 1994 г. (Соглашение ВТО), как они разработаны в Договоренности ВТО о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (включенное в качестве Приложения к Соглашению ВТО), которое применяется к консультациям и урегулированию споров по Соглашению ТРИПС (ст. 64.1).

Одновременно состоялось обсуждение инициативы Республики Беларусь, выдвинутой от имени пяти стран СНГ, членов региональной группы ВОИС (Беларусь, Россия, Казахстан, Молдова и Украина) об оказании консультативной помощи странам-членам СНГ по присоединению к Соглашению ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS). В настоящее время Постпредством Беларуси ведется работа по организации под эгидой ВОИС совещания экспертов, целью которого является разработка конкретных и адаптированных рекомендации, механизмов, моделей, призванных содействовать успешному присоединению стран СНГ к Соглашению TRIPS и обеспечению прав интеллектуальной собственности. В этой связи представителем Беларуси было предложено членам группы СНГ в ВОИС в максимально короткие сроки подготовить предложения по проекту повестки дня совещания, а также перечень подлежащих обсуждению тем и вопросов, имеющих принципиальное и первоочередное значение для стран, заинтересованных в процессе присоединения к Соглашению TRIPS. Постпредство в оперативном порядке информировало Центр о перспективах сотрудничества с ВОИС в этом направлении.

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права