Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

В рамках организации совещания экспертов (Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Украина) по вопросам оказания консультативной помощи странам-членам СНГ по присоединению к Соглашению ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Генеральным Директором ВОИС было принято решение о проведении данного мероприятия в Женеве.

В этой связи Международное Бюро ВОИС направило приглашение делегации Казахстана на участие в вышеназванном совещании.

Одновременно, по предложению ВОИС, повестка дня была следующей:

1.      Рассмотрение применения положений ст. 67 ТРИПС в отношении стран с переходной экономикой (в рамках данного вопроса планируется рассмотреть возможные механизмы предоставления ведущими государствами-членами ВТО и международными организациями финансовой и технической помощи странам с переходной экономикой в целях помощи в формировании законодательной базы и инфраструктуры в рамках исполнения ТРИПС (подготовка кадров, оборудование границ и т.д.).

2.      Приведение законодательной базы стран-членов СНГ в соответствие с положениями ТРИПС (планируется провести обмен опытом в данной сфере, затронуть процесс подготовки законопроектов, обсудить существующие проблемы, определить круг необходимых изменений, которые должны быть внесены в национальное законодательство заинтересованных стран в рамках процесса присоединения к ВТО и ТРИПС).

3.      Роль таможенных органов (процедур) в системе защиты прав интеллектуальной собственности. Обеспечение таможенных пунктов необходимым оборудованием с целью контроля движения товаров, установка информационных систем.

4.      Рассмотрение существующей в странах СНГ административной и судебной системы в отношении обеспечения зашиты прав интеллектуальной собственности (планируется подготовить примерный перечень вопросов для дальнейшего изучения и выработки соответствующих рекомендаций при содействии международных организаций).

5.      Рассмотрение вопроса распространения национального режима в отношении иностранных заявителей на патентные пошлины и сборы.

В этой связи хотелось бы отметить, что неофициальный формат проведения данной встречи предоставил возможность для изучения на более плодотворной и конструктивной основе взаимных подходов, обмена мнениями и аргументами, поиска приемлемых решений по ключевым вопросам присоединения к Соглашению ТРИПС, обращения к экспертам международных организаций за содействием в последующей разработке конкретных и адаптированных рекомендаций.

По согласованию с ВОИС состав приглашаемых на данное совещание национальных делегаций был составлен по такому формату:

1.      Ответственный представитель Агентства по авторским и смежным правам РК.

2.      Ответственный представитель Патентного ведомства РК.

3.      Ответственный представитель Таможенного комитета РК.

4.      Секретарь межведомственной комиссии по присоединению к ВТО (либо иное должностное лицо, отвечающее за вопросы присоединения к ВТО и вовлеченное в работу по формированию соответствующей переговорной позиции). Одновременно для участия в данном совещании Бюро ВОИС пригласило ведущих специалистов ВОИС, экспертов ВТО, глубоко владеющих тонкостями переговоров по присоединению к ТРИПС, экспертов Всемирной Таможенной Организации.

Результатом интенсивного сотрудничества Постпредства с ВОИС стало включение в Программу и Бюджет ВОИС на ближайшее двухлетие основной программы для Казахстана, имеющей целью обеспечение поддержки, требующейся Казахстану в процессе разработки, модернизации или реформирования его методов управления интеллектуальной собственностью и для содействия эффективному использованию системы интеллектуальной собственности. Данная программа имеет целью содействие охране и использованию права интеллектуальной собственности в соответствующих странах региона. Будет осуществляться содействие дальнейшему присоединению к договорам, административные функции которых выполняет ВОИС, и оказываться поддержка, применительно к Соглашению ТРИПС, при подготовке к вступлению в члены Всемирной Торговой Организации. Эта деятельность будет сочетаться с предоставлением более целенаправленной юридико-технической помощи и сотрудничеством в достижении соответствия Соглашению ТРИПС и его реализации, особенно в плане обеспечения охраны права интеллектуальной собственности и договоров, административные функции которых выполняет ВОИС.

В рамках работы Первой сессии Постоянного Комитета по информационным технологиям ВОИС состоялись переговоры зам. председателя Патентного ведомства РК и представителя Постпредства с руководством финансового департамента ВОИС о дополнительном финансировании казахстанских патентных программ в сумме 120–150 тыс. шв. франков. Казахстанской делегации удалось добиться того, что со стороны ВОИС будет осуществляться содействие дальнейшему присоединению Казахстана к договорам, административные функции которых выполняет ВОИС, и оказываться поддержка применительно к Соглашению TRIPS (о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) при подготовке к вступлению РК в члены Всемирной Торговой Организации.

5–6 октября 1998 г. в Женеве состоялось заседание государств-членов ВОИС, на котором было принято решение о проведении с 16 июня по 6 июля 1999 г. в Женевском Центре международных конференций дипломатической Конференции. В виде цели этой Конференции предполагалось проведение переговоров по принятию нового Акта Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных моделей и образцов и Инструкции к новому Акту. В ходе работы Конференции предполагалось изменить название Гаагского Соглашения о международном депонировании на Гаагское Соглашение о международной регистрации промышленных образцов.

Как известно, Гаагское соглашение включает в себя 21 договор, находящийся в ведении ВОИС (15 – по промышленной собственности и 6 – по авторскому праву). Оно было подписано в 1925 г. и с тех пор несколько раз пересматривалось (последний раз в 1979 г.). Поэтому на заседании стороны, с учетом новых реалий в развитии мировой экономики, пришли к выводу о необходимости принятия нового Акта.

В работе дипломатической Конференции приняли участие делегации государств-членов ВОИС, делегации Африканской организации интеллектуальной собственности, региональной Африканской организации интеллектуальной собственности и Европейского Сообщества, делегации государств-членов ООН, не являющихся членами ВОИС, а также представители межправительственных и неправительственных организаций. В общей сложности в работе сессии приняли участие делегаты из 56 государств-членов ВОИС, 4-х межправительственных организаций и 19 НПО.

В ходе упомянутого заседания ведущими специалистами ВОИС были даны разъяснения по вопросам защиты промышленных моделей и образцов. Согласно их точке зрения, промышленный образец или модель представляют собой эстетический аспект используемого предмета. Элементы этого декоративного аспекта могут быть в трех измерениях (форма объекта) или в двух (линии, рисунки, цвета).

Для защиты в рамках интеллектуальной собственности промышленные модели и образцы должны быть оригинальными, новыми и зарегистрированными при национальном институте интеллектуальной собственности (в основном в том, который выдает патенты на изобретательство). Эта охрана гарантирует, что никакая третья сторона без разрешения владельца охраняемой промышленной модели или образца не может произвести, продать или импортировать в коммерческих целях предметы, составляющие образец, или внедрять модель, являющуюся копией или имитацией охраняемой модели или образца. Эта охрана согласовывается на ограниченный срок (в основном 10–15 лет). Иногда в некоторых странах иные категории промышленных образцов или моделей защищаются также в качестве работ искусства (работы искусства становятся объектами защиты в рамках авторского права).

Выгодной стороной Гаагского Соглашения являются упрощение процедуры и снижение расходов для заявителей, помогающие избежать подачи заявки или просьбы об этом в каждой стране, где требуется получение подобной защиты. Одноразовая регистрация или международная заявка порождает реализацию подобной процедуры в государствах-членах Гаагского Соглашения.

Одной из составляющих цели данной Конференции стало то, что подписание нового Акта Гаагского Соглашения вызвано необходимостью увеличения количества его стран-участниц (на данный момент их всего 25), модернизацией некоторых положений Соглашения, не совпадающих с внутренним законодательством многих государств, и возрастающей тенденцией к либерализации депонирования промышленных образцов. Присоединение к данному документу максимально большего числа стран-участниц позволит в конечном итоге создать действенный международный инструмент в области международной охраны промышленных образцов.

Особенностью Конференции стало также упрощение критериев участия государств в принятии Нового Акта: для того, чтобы стать Договаривающейся стороной (т.е. участником Конференции), государство должно соответствовать только одному требованию – являться членом ВОИС; таким образом, не требуется, чтобы государство являлось участником Парижской конвенции в отношении промышленных образцов. Данный шаг позволяет практически всем странам принять полноценное участие в столь важном мероприятии ВОИС.

Вместе с тем, руководство ВОИС обратилось с просьбой ко всем ее странам-членам в возможно короткие сроки подать письмо от имени правительства страны-члена ВОИС с предоставлением соответствующих полномочий на участие ее представителей в вышеназванной Конференции и права подписания Нового Акта Гаагского Соглашения о международном депонировании промышленных образцов.

С учетом экономической ситуации в Казахстане привлекательной для Республики стороной является и то, что присоединение к данному Акту Гаагского Соглашения не повлечет за собой внесения в ВОИС или его подразделения каких-либо финансовых взносов.

Итогом работы Конференции ВОИС стало подписание Заключительного Акта, выработанного Конференцией, 2 июля с.г. о принятии Женевского Акта Гаагского Соглашения о международной регистрации промышленных образцов и самого Женевского Aктa представителями 43 стран-участниц и одной межправительственной организацией (ЕС). Из стран СНГ упомянутые документы подписали Россия и Молдова.

В целях увеличения количества стран-участниц данного Соглашения, модернизации некоторых его положений и с учетом возрастания тенденции к либерализации депонирования промышленных образцов Конференцией был принят Женевский Акт Гаагского Соглашения о международной регистрации промышленных образцов (именуемого, как ранее упоминалось, «Соглашением о международном депонировании…»), который был открыт для подписания 6 июля 1999 г. В соответствии с положениями данного международно-правового документа любое государство-член Организации может подписать настоящий Акт и стать его участником. Что касается ратификации или присоединения к настоящему Акту, то любое государство может сдать на хранение Генеральному директору ВОИС либо ратификационную грамоту, если оно подписало настоящий Акт, либо акт о присоединении, если оно этот Акт не подписало.

В этой связи Постпредством было обращено внимание МИД на то, что настоящий Акт вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение ратификационных грамот или актов о присоединении шестью государствами, при соблюдении условия о том, что в соответствии с самыми последними ежегодными статистическими данными, собранными Международным Бюро ВОИС, по крайней мере, три из этих государств удовлетворяют хотя бы одному из следующих условий: в соответствующем государстве или в отношении него было подано, по меньшей мере, 3000 заявок на охрану промышленных образцов; в соответствующем государстве или в отношении него жителями каких-либо государств было подано, по меньшей мере, 1 000 заявок на охрану промышленных образцов.

С учетом того, что Казахстан в ходе работы названной Конференции не смог принять участие в подписании данных документов из-за отсутствия соответствующих полномочий от имени Правительства РК, до сведения РГП «Казпатент» была доведена информация о том, что в течение года с момента подписания Казахстан будет иметь возможность присоединиться к Женевскому Акту Гаагского Соглашения при наличии соответствующих полномочий, предоставленных от имени Правительства РК, в лице Премьера-Министра или Министра иностранных дел РК.

Тем не менее, присоединение Казахстана к данному договору в настоящее время имеет ряд противопоказании, а именно:

      В соответствии с национальным законодательством в Казахстане существуют две формы охраны промышленных образцов (предварительный патент и патент) с двумя типами экспертизы (предварительной, т.е. формальной, и экспертизой по существу), что пока не вписывается в рамки международной системы регистрации Гаагского Соглашения в нынешней его форме;

      Ограниченные лимиты времени, установленные для вынесения решений по международным заявкам (12 месяцев) после экспертизы по существу, не приемлемы для ряда стран, в т.ч. и для Казахстана, не располагающих пока собственными информационными фондами по промышленным образцам для осуществления проверки мировой новизны промобразцов и вынужденных пользоваться услугами международных поисковых органов, например, ВНИИПЭ Москвы;

      В связи со слаборазвитым дизайном и малочисленностью заявок на промышленные образцы присоединение к Новому Гаагскому Акту предоставит явные преимущества иностранным заявителям, вследствие чего иностранная монополия дизайна в ряде промышленных отраслей, как например, в легкой промышленности (рисунки тканей, модели одежды, обуви), производстве строительных материалов (обоев, плитки, панелей), игрушек, фармацевтических товаров и других, может создать существенные препятствия для развития этих областей в Казахстане;

      В настоящий момент статистические данные Республики по заявкам на промышленные образцы не соответствуют требованиям ст. 28 п. 2 Нового Акта для присоединения к данному Договору: количество заявок для государства, сдавшего свой Акт о присоединении, должно быть не менее 1000.

Большое внимание Постпредство уделяет вопросам координации деятельности ВОИС со странами СНГ. Так, в ноябре текущего года при содействии Постпредства депутатом Мажилиса Парламента РК, Заместителем Председателя Межпарламентской Ассамблеи СНГ был подписан Договор «О сотрудничестве ВОИС и Межпарламентской Ассамблеи СНГ», который открывает новые возможности и перспективы для расширения контактов между Парламентом РК и Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Были обсуждены вопросы создания Организацией специальной статьи расходов под региональные программы оказания технической помощи ВОИС странам СНГ и рассмотрены перспективы создания единой глобальной информационной сети для обмена информацией пользователями – национальными патентными ведомствами стран-членов ВОИС.

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права