Международно-правовая защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:56, дипломная работа

Описание

Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные международно-правовые механизмы защиты прав детей на примере деятельности международных организаций в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;

Содержание

Введение...................................................................................................................
3
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….

7

1.1.
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка …………………………………………………….

7

1.2.
Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………

12
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..
20

2.1.
Деятельность международных организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….

20

2.2.
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей..
26
3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..

32

3.1.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка……………………………………………………………………

32

3.2.
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………

41
Заключение..............................................................................................................
62
Список литературы...............................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Международно-правовая защита прав ребенка 2.doc

— 411.00 Кб (Скачать документ)

Ознакомление с уставом  школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и  потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Основное общее образование  и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование   обязательности   основного   общего   образования   применительно   к   каждому конкретному  обучающемуся  (школьнику,  гимназисту,  лицеисту  и  т.п.)  трансформирует таким образом, что оно - требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 1 8 лет.

Наряду с предоставлением  конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать Правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых я сказала выше, а

также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах образовательных учреждений. Что же это за меры? Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое взыскание - исключение из образовательного учреждения.

Говоря о возможности  исключения за совершение противоправных действий, закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем уголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная ответственность поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.54 Для нас важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения.

Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и совершенное учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцать лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста.55

В последние годы в  юридической науке стали активно исследоваться проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд работ с подробной информацией о международных стандартах в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, деятельности детских судов. В развитии зарубежных стран, история становления функционирования аналогичных судебных органов в дореволюционной России.

Они явились важной составной  часть уже о правосудии для  несовершеннолетних.

Так, в работах Г. М. Миньковского, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, В. В. Шимановского56 подробно, с использованием данных изучения следственно-судебной практики прокомментировано действующее уголовно процессуальное законодательство, сформулированы предложения по его оптимизации, а также даны практические рекомендации.

Наиболее актуальные с теоретической и практической точек зрения вопросы производства по делам о преступлениях несовершеннолетних стали предметом обсуждения на проведенных в 1982 году в г.Москве и в 1992 году в Омске научно-практических семинарах.57

Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия неправительственных организаций по деятельности в области детства.

Соответственно со стороны  РФ были приняты ряд документов, а также разработана Федеральная  целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».

В содержание программы  также входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего  поколения, на противодействие развитию криминалистических тенденций в  среде несовершеннолетних. Именно через региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и целенаправленности в социальной работе.

Кроме того, права ребенка  закреплены Гражданским Кодексом РФ и Семейным Кодексом РФ. Это права на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав, на семейное благополучие, на свободное развитие личности ребенка, на обеспечение здоровья детей, на образование детей и их культурное развитие.

Также Закон «Об образовании» раскрывает общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования.

В последние годы в  юридической науке стали активно  исследовать проблемы ювенальной юстиции.

 

 

Заключение

 

 

Проведенное нами рассмотрение вопросов международного публичного права, касающихся международно-правовой защиты прав детей, показывает, что вместе с международной защитой прав человека, в ее рамках развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт международно-правовой защиты прав ребенка, являющийся частью отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека. Этот институт, по существу, является логическим выводом из того, что в настоящее время является испытанным процессом разработки международных норм: сначала устанавливаются фундаментальные принципы, затем они вводятся в международные документы, которые охватывают широкую гамму прав, и, наконец, формулируются в юридически обязательные документы, преследующие специфические цели.

 

Исследование международно-правовой защиты прав ребенка при анализе законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы международно-правового регулирования защиты прав детей, а также изучение складывающейся практики дает основания сделать следующие выводы:

Вопрос о необходимости  регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций

Проблема защиты прав детей в международном праве  нашла отражение во многих международных  актах. Среди них особое место  занимают: Женевская декларация прав ребенка 1924 года, принятая Лигой Наций; Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году; Всеобщая Декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Конвенции Международной организации труда;

Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция. В ювенальной юстиции государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

На сегодняшний день основными документами в сфере защиты прав детей в международном праве являются Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Следует учитывать, что Декларация прав ребенка в первую очередь нацелена на обеспечение гарантий обеспечения прав детей на имя и гражданство, образование, социальное обеспечение, а также любовь и понимание в семье. Тогда как Конвенция о правах ребенка закрепляет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, а также оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

В нашей стране защита прав детей гарантируется федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Для целей реализации этого закона установлено следующее понятие – под ребенком понимается лицо, достигшее возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Законом установлены следующие гарантированные права детей – на охрану здоровья в учреждениях здравоохранения, на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, отдых и оздоровление в учреждениях субъектов и муниципалитетов РФ.

Ответственность за реализацию гарантий и защиту прав детей в рамках международных документов несут все государства, их ратифицировавшие, в том числе и Российская Федерация. Для этого наша страна предоставляет в Комитет ООН по защите прав детей доклады о результатах работы в данной области, а сам этот орган рассматривает жалобы на государстве по поводу нарушений и проблем. В частности, Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость реформировать судебное правосудие в отношении несовершеннолетних, корректировать практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, устранить случаи грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее.

В зарубежных странах  все более распространена такая  форма правосудия для несовершеннолетних, как ювенальная юстиция. Согласно ее основополагающим позициям, государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. В нашей стране правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания, тогда как в гражданском законодательстве это не предусмотрено.

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции. Декларация не имеет обязательной силы, а Конвенция имеет обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих  возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей. Это международные, государственные программы защиты детей, закрепление основных прав ребенка в законодательстве государств, например в России -  Гражданским кодексом  РФ и Семейным кодексом РФ

Сравнительное исследование международного права о защите детей  по отдельным аспектам международно-правовой защиты прав ребенка свидетельствует, что требуется прогрессивное развитие отдельных аспектов международно-правовой защиты прав ребенка.

Информация о работе Международно-правовая защита прав ребенка