Международная защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:28, статья

Описание

В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

Абрамов МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА.docx

— 27.24 Кб (Скачать документ)

Международная защита прав ребенка 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА 

В.И. АБРАМОВ 

Абрамов В.И., кандидат политологических наук, доцент (Пензенский государственный педагогический университет  имени В.Г. Белинского). 

Проблема защиты прав ребенка для России всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние  несколько лет.

В ситуации, когда  сам ребенок или его юридические  представители ничего не могут сделать  для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные  институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Российской Федерации основывается не только на принципах, установленных во внутреннем законодательстве, но и на общепризнанных стандартах, принятых международным сообществом, ибо «институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня».

Современный этап международного сотрудничества в области  прав человека характеризуется целым  рядом успехов и достижений. Так, А.Х. Саидов отмечает, что сложилось  четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение  получила практика привлечения неправительственных  организаций к обсуждению в системе  ООН вопросов, связанных с правами  человека, и т.д.

Одним из самых  важных достижений международной системы  защиты прав человека является не только признание международным сообществом  того факта, что ребенок ввиду  его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после  рождения, но и признание детей  самостоятельными субъектами права.

Наиболее перспективным  в функционировании механизмов обеспечения  защиты прав человека, считает М.В. Шугуров, является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка».

Все международные  органы по правам человека, но и участвующие  в защите прав ребенка, действуют  на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в  пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической  природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и  договорные (конвенционные) контрольные  органы, создание которых предусмотрено  международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные  органы могут быть общей и специальной  компетенции.

Внедоговорные механизмы — это органы ООН. Ее Устав 1945 г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает  создание различных вспомогательных  специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных  органов ООН прямое отношение  к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Генеральная Ассамблея  ООН выполняет ряд функций  в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает  по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении  прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о  правах ребенка. Кроме того, Генеральная  Ассамблея создает различные  вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков  в сфере защиты прав ребенка (в  частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность  Совета Безопасности ООН имеет большое  значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как  он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может  подготавливать для представления  Генеральной Ассамблее проекты  резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН  по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в  настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

Это Комитет  по правам человека, который создан в соответствии с Международным  пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью имплементации  его норм; Комитет по ликвидации расовой дискриминации — Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин — Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток — Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка — Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Исследование  деятельности Комитета ООН по правам человека, созданного с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, дает достаточно полную картину  международного контроля в области  прав человека на универсальном уровне. Комитет, состоящий из 18 экспертов, выступающих в личном качестве, а  не как представители государств, является одним из наиболее авторитетных международных органов в области  прав человека. За свою деятельность начиная с 1977 г. он накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только большой теоретический, но и практический интерес.

Согласно Факультативному  протоколу к Пакту о гражданских  и политических правах, вступившему  в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных  лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. В Пакте содержатся и статьи, закрепляющие права ребенка.

По итогам рассмотрения докладов Комитетами формулируются  замечания.

Определенную  роль в правозащитной деятельности играют и другие договорные органы.

Однако названные  комитеты являются квазисудебными органами, имеющими компетенцию рассматривать жалобы, представленные индивидами, в которых государство — участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Теоретически заявители могут быть любого возраста, и, кроме того, дети могут быть представлены их родителями или иными законными представителями. По настоящий момент эти органы получили совсем небольшое количество сообщений, касающихся прав ребенка.

Причин тому несколько: это в числе прочего  и чрезмерная длительность процедуры  рассмотрения, и необязательность принимаемых  решений. Однако само по себе право  обращения в эти органы является очень неплохим достижением, которое  следует развивать.

Особый интерес  представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган  напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут  осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно — посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или  определенную группу лиц, которые, в  свою очередь, могут включать или  не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит  из десяти экспертов из числа граждан  государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства  — участники Конвенции могут  выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает  прогресс, достигнутый государствами-участниками  в исполнении обязательств, установленных  Конвенцией 1989 г.

Каждые два  года Комитет представляет Генеральной  Ассамблее доклад о своей деятельности.

Государства-участники  должны подавать в Комитет через  Генерального секретаря доклады  о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о  прогрессе, достигнутом в использовании  этих прав; первый доклад должен быть представлен  не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции  соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции, а также содержаться  сведения, достаточные для всестороннего  понимания Комитетом, как Конвенция  выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники  обеспечивают широкую гласность  своих докладов в своих собственных  странах.

В периодических  докладах об осуществлении Конвенции  должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области  прав ребенка и присоединение  к ним, а также изменения в  законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

1) создание механизмов  и структур для координации  и контролирования усилий по  осуществлению Конвенции;

2) разработка  общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий  по осуществлению Конвенции;

3) прогресс, достигнутый  в осуществлении прав ребенка;

4) факторы и  трудности на пути полного  осуществления прав, изложенных  в Конвенции, и меры по их  преодолению;

5) планы, намечаемые  в целях дальнейшего совершенствования  реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний  Комитета по предыдущему докладу. К  докладам должны прилагаться упоминавшиеся  в них тексты основных законов  и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также  соответствующие исследования. Это, на наш взгляд, позволяет Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень  поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровне, согласования усилий по их решению. Следовательно, всеобъемлющий пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и  анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые  этой страной для обеспечения  прав ребенка, а также меры, необходимые  для преодоления трудностей в  отдельных аспектах прав ребенка.

В 1992 г. Россия представила  в этот Комитет свой первый Государственный  периодический доклад.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных  и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в  его работе согласно ст. 45 принимают  участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета: а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции  в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

Информация о работе Международная защита прав ребенка