Международная защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:28, статья

Описание

В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

Абрамов МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА.docx

— 27.24 Кб (Скачать документ)

Третий, последний  по счету, периодический доклад о  реализации Российской Федерацией Конвенции  о правах ребенка в 1998 — 2002 гг. был  представлен в Комитет ООН  по правам ребенка в 2003 г.

Комитет предлагает государству-участнику представить  его следующий периодический  доклад до даты, установленной в  соответствии с Конвенцией для представления  пятого периодического доклада, т.е. до 14 сентября 2012 г. Этот доклад будет представлять собой объединенные четвертый и  пятый периодические доклады.

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в  том числе, является Европейский  Суд по правам человека, решения  которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения  в Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан  с момента присоединения к  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Эта Конвенция  позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих  законных представителей.

Кроме того, Европейский  Суд по правам человека, действующий  на основании Конвенции 1950 г., имеет  право интерпретировать ее в свете  отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.

Российская Федерация  ратифицировала Конвенцию 1950 г. 30 марта 1998 г., и она вступила в силу для  России 5 мая того же года. К Конвенции  принято 11 протоколов, в том числе  Протокол N 6 «Относительно отмены смертной казни» и Протокол N 11 «О реорганизации  контрольного механизма, созданного в  соответствии с Конвенцией». Протокол N 11 упразднил двухзвенную систему  защиты прав человека, состоящую из Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда. В настоящее  время Европейский Суд по правам человека — это единый орган, действующий  на постоянной основе. Также Протоколом отменено право политического органа — Комитета министров — принимать  решения по существу. Комитет министров  осуществляет контроль за исполнением судебных решений.

Окончательно  Протокол N 11 вступил в силу 1 ноября 1998 г. Российская Федерация также  его ратифицировала. Это означает, что Россия признала обязательность юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Теперь каждый человек, который  считает, что его права нарушены и исчерпаны все средства внутригосударственной  защиты, может в соответствии с  ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации обратиться за защитой в Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд  по правам человека состоит из числа  членов, равного числу государств — членов Совета Европы, поскольку  в состав Суда от каждого государства  может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской  Ассамблеей сроком на девять лет.

Право на индивидуальное обращение в Европейский Суд  по правам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам  без гражданства, в отношении  которых органы государства или  государственные учреждения допустили действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. При этом не имеет значения длительность пребывания потерпевшего в государстве, нарушившем его права. Главное и необходимое условие обращения — реальный факт нарушения государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Обращение в  Суд признается личным делом человека и не требует какого-либо предварительного уведомления государственных органов  и тем более получения их согласия на такое обращение.

Судопроизводство  в Европейском Суде отличается от рассмотрения дел национальными  судами и состоит из нескольких стадий:

признание приемлемости жалобы;

урегулирование  ее на уровне государства-заявителя;

непосредственное  рассмотрение;

исполнение решения, принятого Судом.

Для признания  жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий: во-первых, предметом  жалобы, что вытекает из ст. 34 Конвенции, могут быть только права, гарантируемые  ею или ее Протоколами; во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные требования; в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев  после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным  органом; в-четвертых, жаловаться можно  только на те нарушения Конвенции, которые  имели место после даты ратификации  Конвенции; в-пятых, для того чтобы  жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все  внутригосударственные средства правовой защиты.

Однако здесь  не вполне ясным остается вопрос об исчерпании этих национальных средств  защиты. Думается, что в тех случаях, когда имеются основания для  обращения в Конституционный  Суд, этот путь обжалования также  должен быть исчерпан. Но в целом же следует согласиться с С.А. Глотовым и В.Д. Мазаевым, которые в этой связи пишут: «Очевидно, что последней „исчерпывающей инстанцией“ в нашей стране выступает Верховный Суд — „высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики“ (ст. 126 Конституции РФ)».

Европейский Суд  не принимает: анонимные жалобы; жалобы, являющиеся по существу теми же, которые  уже были рассмотрены Судом ранее, и не содержащие новой, относящейся  к делу информации; жалобы, составляющие предмет другой процедуры международного разбирательства и урегулирования.

В Европейской  конвенции о защите прав и основных свобод статей, напрямую затрагивающих  права детей, не так много. Тем  не менее к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда прямо говорят о том, что заявителем может выступить любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.

Количество жалоб, подаваемых российскими гражданами в Европейский Суд, неуклонно  растет. Так, в 2004 г. российские жалобы составили 17, 81% от общего числа обращений  в Европейский Суд. Всего их было подано 7855, что является наибольшим количеством жалоб, направленных против какого-либо отдельного государства. За Россией следует Польша с 5796 жалобами, затем Румыния (3988), Турция (3930) и Франция (3025). На 1 января 2005 г. в Суде на всех стадиях рассмотрения находилось 78000 жалоб. 14% из них или 10920 поступило  из России.

По состоянию  на май 2004 г. Судом было рассмотрено 9 дел против Российской Федерации. Ни одно из них не касалось прав ребенка, однако, по всей видимости, это лишь вопрос времени.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские  органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие: а) ювенальная юстиция и арест (ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека); б) образование (ст. 2 протокола N 1 к Конвенции); в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. 9, 10, 11 Европейской  конвенции, ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка); г) жестокое обращение и безнадзорность (ст. 3 и 8 Европейской конвенции); д) дети-иммигранты и беженцы (ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).

Европейский Суд  по правам человека не является инстанцией по отношению к судебной системе  государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной  власти или национальным судом, не имеет  права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место  нарушение Конвенции. Тем не менее Суд вправе присудить «справедливую компенсацию» потерпевшей стороне.

Согласно п. 2 ст. 46 Конвенции окончательное постановление  Суда направляется Комитету министров  Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. В силу данного положения решение Суда влечет за собой определенные обязательства  для государства-ответчика.

Государства-участники  должны соответствующим образом  трансформировать свои правовые системы  с целью обеспечить существование  возможностей пересмотра и возобновления  производства по делу в связи с  решением Европейского Суда по правам человека. Лица, чьи права были нарушены, и эти нарушения установлены  Европейским Судом, должны иметь  право обратиться с необходимым  ходатайством в компетентный суд  или иной внутринациональный орган. Представляется, что российская система  надзорных инстанций (судебных и  прокурорских) может предоставить человеку такую возможность.

Следует отметить, что выплата денежной компенсации  заявителю Европейского Суда является зачастую самым явным, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Констатация  нарушения Конвенции предполагает возникновение обязательства государства-ответчика  принять меры для того, чтобы положить конец нарушению и устранить  его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения. Таким  образом, на практике речь может идти о совершенно конкретных мерах индивидуального  характера в отношении ребенка, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации. Более того, помимо выплаты  компенсации и принятия мер индивидуального  характера решение Суда влечет за собой обязательство принять  действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в  данном решении.

Следует отметить, что, кроме Европейского Суда по правам человека, действует еще Суд Европейского Союза (Люксембург), который принимает  только иски граждан государств —  членов Союза и также может  рассматривать дела в отношении  детей.

Также на региональном уровне (только регион — территория республик бывшего Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. Дело в том, что  в 1995 г. была подписана Конвенция  СНГ о правах и свободах человека (Российской Федерацией ратифицирована), которая нацелена на соблюдение международных  стандартов в области прав человека всеми государствами — участниками  СНГ. В развитие положений Конвенции 24 мая 1999 г. был принят Федеральный  закон РФ, направленный на защиту соотечественников  за рубежом. Кроме того, 30 ноября 2000 г. Советом глав правительств СНГ  было принято решение о защите детства в государствах — участниках СНГ. Контроль за соблюдением прав человека в СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, Положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.

Таким образом, защита прав ребенка на международном  уровне может осуществляться в различных  формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области  заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых  решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни  и реальных прав конкретных лиц. Тем  не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.


Информация о работе Международная защита прав ребенка