Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообщением в целом.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Понятие международно-правовой ответственности...........................4
Виды и формы международной ответственности государств...........9
2.1 Виды международной ответственности...........................................9
2.2 Формы международной ответственности.......................................11
Определение объема ответственности...................................................19
Заключение.......................................................................................................23

Список литературы.........................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

международное право.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ  ФСБ РФ


ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

 

 

 

 

По дисциплине : международное право

 

 

Тема:  ««Международно-правовая ответственность, её виды и формы»

 

 

                                    Выполнила:

        студентка  гр.56  Березнева Е.С.       

                                

                                   Проверил:  Шульгина Н.В.

 

 

 

 

 

КАЛИНИНГРАД

2007

 

 

П Л А Н

 

Введение.............................................................................................................3

 

  1. Понятие международно-правовой ответственности...........................4

 

  1. Виды и формы международной ответственности государств...........9

 

2.1 Виды международной  ответственности...........................................9

 

2.2 Формы международной  ответственности.......................................11

 

  1. Определение объема ответственности...................................................19

Заключение.......................................................................................................23

 

Список литературы.........................................................................................24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообщением в целом.

В то же время указанный  принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости  государств, поскольку ни одно государство  не может существовать и развиваться  в изоляции от всего мирового сообщества. Данный принцип позволяет государству осуществлять любые действия, не противоречащие установленным принципам и нормам международного права. В случае же нарушения или невыполнения государством своих обязательств, вытекающих из норм международного права, вполне закономерно встает вопрос о его ответственности перед государством или мировым сообществом в целом.

В настоящее время  в международном праве определен  достаточно широкий круг транснациональных  преступлений, то есть деяний, в той  или иной степени посягающих на международный правопорядок. За совершением преступлений должны следовать ответственность, наказание. Однако в этих вопросах в международном праве еще много неопределенного и спорного.

Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках ООН отсутствует  какой-либо постоянный надгосударственный аппарат, имеющий полномочия принуждать государства или иных субъектов международного права преодолевать определенные неблагоприятные последствия, связанные с совершением деяний, признанных мировым сообществом как преступления. Вместе с тем это не означает, что государство-нарушители остаются безнаказанными. Более того, в последние годы имеются прецеденты, позволяющие говорить о качестве изменений международно-правовой ответственности.

 

 

 

 

    1. Понятие международно-правовой ответственности

 

Международно-правовая ответственность  – один из старейших институтов международного права, сложившихся  на базе обычно-правовых норм. Но тот  институт – классического международного права – отличен от института, оформившегося в современном мире.

В прошлом ответственность  главным образом сводилась к  обязанности государства возместит  ущерб, причиненный личности или  имуществу иностранцев; не знал названий институт таких понятий современной  международно-правовой ответственности, как «агрессия», «права человека», «ответственность за войну» и т.д.; наконец, классическое международное право в основном было обычным правом, теперь же институт ответственности наряду с обычаем включает и статьи в отдельных договорах, а кроме того, предпринимаются попытки кодифицировать общие нормы ответственности в международном праве.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной  правосубъектности, право международных  организаций, право международной безопасности и др.

Комиссия международного права по поручению Генеральной  ассамблеи ООН занимаются кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

Международно-правовая ответственность  представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действия или без действий, если при этом нарушены применение к данному правоотношению международно-правовые нормы.

Одновременно это и  одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещение нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности её субъекта полностью или частично установить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.

Ответственность в международном  праве представляется собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Как заявила в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взято на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи с чем, нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного положения  вытекает следующее:

обязанность нести ответственность  за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права;

в международном праве  нет деления ответственности  на договорную и деликатную.

Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое  его нарушение влечет за собой  право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия - с другой.

Юрист-международник  П.М. Курис полагает, что институт международно-правовой ответственности  обусловлен тем, что он является необходимым  юридическим средством обеспечения  международного права, более того- важнейшим элементом его сущности, один из его устоев, поскольку право вообще немыслимо без ответственности за нарушение его норм. По этому поводу можно привести еще мнение А. Фердросса, который считает, что отрицание принципа ответственности «привело бы к гибели международного права, так как с отказом от ответственности государства за совершенный неправомерные акт отпали бы также обязательства государств соблюдать нормы международного права».

Таким образом, ответственность  в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых  норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектам международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Международно-правовая ответственность  означает обязанность государства  не только ликвидировать вред, причиненный  нарушением, но и право потерпевшей  стороны на удовлетворение своих  нарушенных интересов (восстановление границ, требование публичного извинения и т.д.).

Например, с точки зрения международного права, в балканском конфликте страны НАТО, а также  другие страны мира подверглись агрессии со стороны Югославии, за что последняя  и понесла наказание. Страны НАТО действовали по закону, а Россия – «по понятиям»: «ведь там же наши братья» или «братки».

Прав был Березовский, когда сказал, что в России живут  «по понятием», а не по закону. У  русских есть понятие: «славянские  братья», «агрессия НАТО», «бомбят детские сады и больницы». А как же по закону? По тому самому международному праву, соблюдать нормы которого Россия обязалась?

Юридические последствия  нарушения договорных или обычных  норм международного права могут  затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные и неправительственные организации. Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую  дискриминацию, за нарушение законов  и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а  в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам;

в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю  принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования  вооруженных сил по ст. 41 или 72 устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.)

Вопрос о международно-правовой ответственности государств впервые  возник после первой мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно действенный принцип международного права. Первые попытки его установления связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле к статусу этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительным правилом поведения правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».

В числе первых наиболее значимых международно-правовых норм, положивших начало разработке института международной ответственности, стала Декларация об ответственности гитлеровцев за совершение зверства, принятая на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 года. После этого по итогам Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».

Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного военного трибунала, который в декабре  того же года получил признание в  Организации Объединенных Наций. В  Резолюции по этому поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права, выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.

Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершенного международное преступление, к международно-правовой ответственности. Однако темпы развития этого института оказались не столь высокими, как ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений, удовлетворяющих необходимое большинство стран мира. В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах ответственности государств за агрессию, преступления против мира и человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из основных постоянно действующих органов ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами и других нарушений мира.

Получила международное  признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. Эта ответственность получила отражение в Уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие должностные лица государственных органов.

В связи с распадом Югославии и СССР и самороспуске Организации Варшавского Договора необычайно возросла роль ООН и её Совета Безопасности, который в феврале 1993 года принял решение об учреждении Международного трибунала по расследованию преступлений в бывшей Югославии, а в 1994 году – аналогичного Трибунала по Руаде. Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права.

Таким образом, можно  сделать вывод, что институт ответственности  является общим, «сквозным» институтом международного права, его нормы  признаны обеспечивать охрану правопорядка во всех международных отношениях. 

 

 

  1. Виды и формы международной ответственности государств

Информация о работе Международно-правовая ответственность