Проблематика международно-правовой ответственности государств и международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание

1. Почему международное право называют «правом без полицейского»? Проблематика международно-правовой ответственности государств и международных организаций (понятие, основания, виды, формы). Возможна ли ответственность индивидов по нормам международного права

Работа состоит из  1 файл

международное право.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Почему международное право называют «правом без полицейского»? Проблематика международно-правовой ответственности государств и международных организаций (понятие, основания, виды, формы). Возможна ли ответственность индивидов по нормам международного права

 

    1. Почему международное право называют «правом без полицейского»

Основанием  для оспаривания эффективности  международного права обычно служит его сравнение с внутренним правом государств: "Нет полицейского, нет права". Однако такой подход не выдерживает критики. Прежде всего эффективность права зависит от уровня раскрываемости правонарушений. Даже в странах с наилучшей организацией полицейской службы раскрываемость правонарушений немногим выше 50%. Следовательно, почти половина правонарушителей избегает ответственности. С другой стороны, практически ни одно нарушение международного права не может быть скрыто и обычно вызывает значительную реакцию, включая реакцию средств массовой информации, общественного мнения.

Причина эффективности  международного права не в механизме  принуждения, а в его социальной необходимости. Без него система  международных отношений не могла  бы функционировать. Колоссальный объем  многообразных межгосударственных связей повседневно регулируется нормами международного права, которые редко нарушаются. Опирающаяся на право политика встречает меньше препятствий, чем противоправная, и потому более эффективна.

 Чаще всего нарушения происходят в сфере "высокой политики", включая проблемы безопасности. Но если сравнить эти нарушения с тем, что происходит внутри государств, то результат окажется не в пользу внутреннего права. Разве редко нарушается конституционное право как исполнительной, так и законодательной властью, не говоря уже о госаппарате? А неконституционные

смены власти?

Международному  праву зачастую бросают упрек  в том, что оно не может решить такие проблемы, как защита окружающей среды, права человека, внутренние вооруженные  конфликты. Но на самом деле решение этих проблем зависит в первую очередь от внутреннего права.

Человека с  детства убеждают в необходимости  соблюдать право, он постоянно наблюдает, как наказываются правонарушители. В отношении международного права  подобное воспитание отсутствует. Не только большинство населения, но и многие государственные деятели имеют весьма отдаленное представление о международном праве. Тем не менее оно действует и совершенствуется. Разве это не свидетельство его жизненной силы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Проблематика  международно-правовой ответственности государств и международных организаций (понятие, основания, виды, формы).  Возможна ли ответственность индивидов по нормам международного права

Международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества.

В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства.

Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности  как "те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций".

Элементами  международно-противоправного деянии, которое порождает ответственность являются:

- субъективный  элемент - наличие вины данного  субъекта как такового (не тех  или иных лиц, а именно государства  в целом);

- объективный  элемент - нарушение субъектом  своих международно-правовых обязательств.

Международные правонарушения подразделяются на международные  деликты и международные преступления.

К числу международных  преступлений относятся особо опасные  деяния, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для международного сообщества, и потому негативно воздействующие на всю систему международных отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления и т.п.

Существует большое  количество многосторонних актов, в  котором предусмотрена ответственность  за международные преступления (Конвенции  о предупреждении геноцида и наказании  за него 1948 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и т.д.). В настоящее время Комиссия международного права разработала проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в который вошли следующие преступления: агрессия; угроза агрессии; колониальное господство и другие формы иностранного господства; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; геноцид; расовая дискриминация; апартеид; систематические и массовые нарушения прав человека; исключительно серьезные военные преступления; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде; международный терроризм; незаконный оборот; незаконный обороти наркотических средств.

Правонарушения, не относящиеся к категории преступлений, являются международными деликтами.

Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в  силу которого нарушитель ответствен только перед потерпевшим. В случае же международного преступления возникают универсальные правоотношения ответственности, в силу которых правонарушитель несет ответственность не только перед потерпевшим, но и перед международным сообществом в целом. Речь идет о нарушении универсальных обязательств. В таком случае каждый субъект международного права вправе требовать от правонарушителя прекращения преступных действий и ликвидации их последствий.

При определении  цели ответственности выделяют в  основном данные:

а) сдерживать потенциального правонарушителя;

б) побудить правонарушителя  выполнить надлежащим образом свои обязанности;

в) предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему  материальный или моральный ущерб;

г) повлиять на будущее  поведение сторон в интересах  добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Ответственность субъектов международного права  связана со строгим соблюдением  международного правопорядка, борьбой  за сохранение и упрочение мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве определенного инструмента правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права.

Признаки, характеризующие  содержание рассматриваемого понятия, сводятся к тому, что международно-правовая ответственность:

1) состоит  в применении к субъекту-правонарушителю санкций международно-правовых норм;

2) наступает за совершение  международного правонарушения;

3) направлена на обеспечение  международного правопорядка;

4) связана с определенными  отрицательными последствиями для  правонарушителя;

5) реализуется в международных  правоохранительных правоотношениях,  возникающих между субъектом-правонарушителем  и потерпевшим субъектом, а  в определенных случаях также  между государством-правонарушителем  и международным сообществом  государств в целом.

Существует  два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Виды ответственности как отражение  специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. К формам материальной ответственности - реституции, субституции и репарации.

Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства.

Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю  взамен) - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или  частичное возмещение материального  ущерба, причиненного войной; выплачивается  государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

Политическая  ответственность выражается в форме  сатисфакций:

Ординарная сатисфакция - это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции - восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы - принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.

Чрезвычайная  сатисфакция представляет собой  различного вида временные ограничения  суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

Также следует  упомянуть такую форму политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

Осуществление группами государств коллективных санкций  без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства  имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.

Ответственность международных организаций основывается на их правосубъектности и непосредственно  из нее вытекает. Она не тождественна ответственности государств и имеет ряд особенностей. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.).

Информация о работе Проблематика международно-правовой ответственности государств и международных организаций