Международно-правовая защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:56, дипломная работа

Описание

Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;
- рассмотреть основные международно-правовые механизмы защиты прав детей на примере деятельности международных организаций в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;

Содержание

Введение...................................................................................................................
3
1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….

7

1.1.
История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка …………………………………………………….

7

1.2.
Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………

12
2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..
20

2.1.
Деятельность международных организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….

20

2.2.
Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей..
26
3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..

32

3.1.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка……………………………………………………………………

32

3.2.
Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………

41
Заключение..............................................................................................................
62
Список литературы...............................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Международно-правовая защита прав ребенка 2.doc

— 411.00 Кб (Скачать документ)

Международно-правовым актом, принятым на уровне международной организации, значение которого также невозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязывает государства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет государствам возможность самим определить, после консультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать под такой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должны распространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призыв лиц, не достигших 18 лет.13 

Отдельную категорию  в классификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к  разряду актов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение для института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого» права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной  и обсуждаемой является Резолюция  ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося участия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений, предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах.14

В отношении защиты прав ребенка особого внимания заслуживают  также акты, принимаемые Комитетом  ООН по правам ребенка. В особенности  следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые  содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретным правам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005) «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме замечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады государств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей в стране.15

«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав».16

Подводя итог, следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

  1. Принцип уважения прав человека в международном праве.
  2. Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.
  3. Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.
  4. Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.
  5. Акты рекомендательного характера.
  6. Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно из предложенной классификации можно сделать  вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

 

2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей

2.1. Деятельность международных организаций

в области защиты прав детей

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях. С целью защиты прав детей созданы различные международные организации, осуществляющие деятельность в области защиты прав детей.

В данном разделе дипломной  работы рассмотрим одну из международно-правовых организаций в области защиты прав ребенка, на примере деятельности ООН.

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребенка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учрежденных на основе целого ряда международных соглашений. Полномочия его органов определяются Уставом ООН, решениями ООН и ее специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Комитет по правам ребенка - это конвенционный орган, созданный по воле государств и действующий на основе включенных в Конвенцию о правах ребенка процессуальных норм.

Применение термина  «конвенционный орган» объясняется  тем, что этот контрольный орган  создан, в отличие от постоянно  действующих органов международных организаций, например комиссий ООН, самими участниками международного договора. Комитет по правам ребенка был создан в соответствии со ст.43 Конвенции о правах ребенка, где говорится, что в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка.

В соответствии с этим также следует обратить внимание на специальные сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по положению детей: Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей17, Венскую декларацию и программу действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году18, Декларацию Тысячелетия ООН19, Доклад Генерального секретаря ООН, представленный специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей20, Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», принятую Генеральной Ассамблеей ООН на специальной сессии по положению детей в сентябре 2002 года21, которые являются важным фактором для осуществления положений Конвенции о правах ребенка и других международно-правовых положений защиты прав детей.

Проблема защиты прав и интересов детей привлекает все большее внимание мирового сообщества, о чем свидетельствуют созыв специальных сессий Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, проведение международных конференций, всемирных кампаний. Однако до сих пор даже на международном уровне эти права и интересы не получили должной и надежной защиты. В этой связи привлекают к себе внимание те международные организации, которые призваны охранять и защищать интересы детей.

Одной из таких организаций  и является Детский фонд ООН, активно  сотрудничающий в исследуемой области не только с межправительственными и неправительственными международными организациями, но и с правительствами целого ряда стран в целях защиты прав и интересов ребенка.

31 декабря 2011 года форма  сотрудничества Детского фонда ООН в Российской Федерации в качестве представительства завершена, между тем Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о создании национального комитета Детского фонда ООН в России.

Также следует уделить особое внимание значению деятельности Детского фонда ООН по защите прав ребенка (ЮНИСЕФ). Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность. В планах, предпринимаемых ООН в отношении деятельности ЮНИСЕФ, нашел закрепление ряд принципов международной охраны прав детей.

Так первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.22

ЮНИСЕФ выработал единые правила для реализации Конвенции по правам ребенка:

а) Конвенция о правах ребенка, которую ратифицировали почти  все страны, является легитимной основой и должна определять рамки сотрудничества ЮНИСЕФ с правительствами, неправительственными организациями и другими потенциальными партнерами;

 б) основное внимание  следует уделять оказанию помощи  странам в деле развития гражданского общества с целью придания устойчивого характера деятельности в интересах детей и содействия созданию обществ, в которых потребности и права детей рассматриваются как приоритетные;

в) ЮНИСЕФ следует сосредоточить  свои усилия на реформе законодательства и использовать процесс сбора и анализа данных о положении детей как наиболее важный инструмент взаимодействия с правительствами стран пребывания для установления объективных критериев оценки действия законодательства, затрагивающего права и интересы женщин, детей и молодежи, и реально предпринимаемых мер с целью изменения подходов в той мере, в какой это будет признано необходимым во имя того, чтобы интересы и проблемы этих групп занимали приоритетное место а социальной политике государства и всего общества;

г) ЮНИСЕФ надлежит играть роль своего рода «катализатора», добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направляемых на обеспечение такого положения, чтобы права детей находились в центре внимания и занимали ведущее место в программах стран, продолжающих процесс преобразований с целью построения правовых демократических государств.

Таким образом, задача ЮНИСЕФ заключается в следующем: ЮНИСЕФ уполномочен выполнять особую миссию по оказанию помощи правительствам в выполнении обязательств по реализации положений Конвенции и в обеспечении осуществления необходимых действий с той целью, чтобы основополагающим принципам Конвенции - обеспечению наилучших интересов ребенка, отсутствию дискриминации, выживанию и развитию - уделялось такое внимание, какое необходимо для защиты интересов детей. С учетом этого можно сделать вывод, что деятельность ЮНИСЕФ направлена на то, чтобы все законы и правила соответствовали положениям Конвенции о правах ребенка и другим соответствующим международным документам.

Первостепенное внимание в рамках ЮНИСЕФ уделяется следующему:

1) анализу и документированию  положений в сфере с обеспечения  прав и интересов детей;

2) разработке правовых  и институциональных норм и  механизмов их осуществления;

3) определению и распространению  эффективных экономических методов  и технологий защиты прав и  интересов детей.

ЮНИСЕФ с самого начала становления наделен определенной компетенцией и учрежден для выполнения таких целей, как создание детям нормальных условий жизни и охрана их здоровья во всем мире, особенно детей из стран, подвергшихся агрессии23 в ходе Второй мировой войны. Основные цели Фонда выражены в его программах, кампаниях, стратегиях и направлены на: иммунизацию детей; обеспечение достаточного потребления ими йодированной соли и витамина А; проведение пероральной регидратационной терапии; обеспечение чистой водой; безопасное материнство и грудное вскармливание до шести месяцев; образование; предупреждение заражением ВИЧ и распространения СПИДа; защиту детей, находящихся в особенно трудных условиях.

Деятельности ЮНИСЕФ основывается на общих принципах реализации прав человека, закрепленных в целом ряде международно-правовых актов и документов, затрагивающих права ребенка, а также на принципах, сформулированных в Конвенции о правах ребенка. Подробно изучены и изложены нормы международного права, содержащие основополагающие принципы реализации прав детей, которыми руководствуется исследуемая организация.

Подробно проанализировав  функции ЮНИСЕФ, изложенные в пункте 22 Приложения I  к резолюции Генеральной Ассамблеи 48/162 от 20 декабря 1993 года24, можно прийти к выводу, что главной ответственностью Детского фонда ООН является определение стратегических направлений его деятельности и обеспечение учета потребностей и приоритетов стран - получателей помощи.

Хотя деятельность Фонда созвучна и адекватна целям и приоритетам международного гуманитарного сотрудничества и развития, на практике ЮНИСЕФ не всегда уделяет должное внимание вопросам насилия в отношении конкретных категорий детей (например, детей-инвалидов; детей, находящихся в интернатных учреждениях), их жизни и смерти25.

Деятельность ЮНИСЕФ в государствах разворачивается  согласно его учредительных документов только при достижении соглашения с субъектом международного права. По согласованию с Правительством Российской Федерации договоренность об открытии представительства Фонда в Российской Федерации была достигнута 15 июня 1993 года в Вене в форме Соглашения между Правительством РФ и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации представительства Организации Объединенных Наций, где среди прочих органов, организаций и программ указан и ЮНИСЕФ. Представительство ЮНИСЕФ в Москве начало свою работу в 1997 году.

Информация о работе Международно-правовая защита прав ребенка