Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе изучить участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Задачами исследования является:
1. изучить взаимосвязь суда и прокуратуры.
2. изучить основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной и кассационной инстанции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав…………………………………………………...5
1.2. Формы участия прокурора в гражданском процессе…………….10
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ СУД
2.1. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции………………………………….17
2.2. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной инстанции……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Работа состоит из  1 файл

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав…………………………………………………...5

1.2. Формы участия прокурора в гражданском процессе…………….10

ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ СУД

2.1. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции………………………………….17

2.2. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в надзорной инстанции……………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Органом, который, помимо суда, призван в соответствии с действующим российским законодательством обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга граждан, является прокуратура. Подтверждением этого является тот (весьма противоречивый, с точки зрения многих исследователей1 факт, что Конституция РФ включила нормы, регулирующие деятельность прокуратуры, в главу 7 «Судебная власть»; а также то, что в соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Статья 45 ГПК РФ конкретизирует эту норму применительно к гражданскому судопроизводству, устанавливая, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты интересов государства, неопределенного круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное лицо в силу состояния здоровья, возраста или недееспособности не может возбудить процесс.

Прокурор, например, может  обратиться в суд с заявлением о признании правового акта субъекта РФ недействительным в случае его  противоречия федеральному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или  предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц).

Цель исследования в курсовой работе изучить участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Задачами исследования является:

1. изучить  взаимосвязь  суда  и  прокуратуры.

2. изучить  основания  и  особенности  участия   прокурора  при  рассмотрении   гражданских  дел  в  надзорной  и  кассационной  инстанции.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве с целью защиты прав граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья, недееспособности не могут сами защитить свои права, не только желательно, но и необходимо, так как прокурор в этом качестве представляет не контрольно-надзорный государственный орган, а некую специфическую разновидность истца, «правозаступника», вступающего в судебное разбирательство с целью осуществления права на судебную защиту указанного круга лиц.

2. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве необходимо, когда он обращается с заявлением в защиту государственных и общественных интересов, поскольку тем самым гарантируется реализация права на судебную защиту всех граждан, организаций, юридических лиц, государственных и муниципальных органов.

3. По поводу участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения, мы полагаем, что нормы, устанавливающие возможность и порядок такого участия, носят временный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

 

1.1. Взаимосвязь суда и прокуратуры в системе органов осуществляющих защиту прав

 

Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего  правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам  суды - правоохранительные органы, и  им принадлежит ведущее место  среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

В наши дни суды (общие  и военные), могут проверять законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых  в совершении преступлений, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища и т.д. Уже только в этом четко просматривается признание положения о том, что суды - это вершина пирамиды правоохранительных органов.

При этом суды в своей  деятельности должны быть свободны от какого-либо давления и влияния со стороны силовых ведомств - МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов  и т.д.

Рассмотрим взаимоотношение суда с силовыми ведомствами на примере взаимосвязь суда и прокуратуры.

Центральным звеном всей правоохранительной системы является прокуратура, которой законодательно предписано осуществлять не только надзор за исполнением законов, но и координировать деятельность органов правопорядка. Пассивность прокуратуры в отношении многочисленных фактов правонарушений прямым образом усугубляет неустойчивость общества, а безнаказанность лиц, совершивших противоправные действия, способствует рецидиву подобных деяний. Возьмем, к примеру, только проблему невыплаты заработной платы рабочим и служащим - многочисленные акты предупредительного характера, а также забастовки, голодовки, перекрытие транспортных магистралей и прочее остались без внимания со стороны прокуратуры, тогда как проведенные по инициативе федерального правительства проверки выявили множество злоупотреблений в данной сфере. Причина такого отношения прокуратуры к своим прямым обязанностям кроется ни столько в личных качествах работников данных органов, сколько в отсутствии адекватного механизма ответственности.

Какой правовой порядок  может быть в стране, если органы, призванные осуществлять надзор за соблюдением  законности, сами руководствуются ей весьма относительно? Необязательность выполнения своих функций являются проявлением многоликости действий, свойственной нашей культуре мышления, служит предметом для подражания, проникает в разные сферы общественной жизни - 60-70% исков, поступающих в арбитражный суд, связано с невыполнением обязательств , и потому проблема неплатежей не будет решаться до тех пор, пока сами органы правопорядка не научатся в полной мере руководствоваться законами, и в первую очередь, это касается прокуратуры. Недостаточно составить качественные законы, нужна еще политическая воля государственной власти, чтобы обрести умение воплощать законодательные акты в реальную жизнь, а это значительно сложнее процесса законотворчества. Потребуются десятилетия, чтобы сложилась новая культура мышления, однако компенсировать ее негативные стороны можно продуманной системой ответственности и тщательной селекцией по нравственным качествам при осуществлении кадровой политики в органах правопорядка .

В идеальном варианте случаи правонарушений, оставленные  без реакции со стороны прокуратуры, возврат судом дела на дополнительное расследование, оправдательный приговор, изменение решений и приговоров суда в апелляционной или кассационной инстанции и другие противоречия в действиях правоохранительной системы - все подобные факты должны стать предметом тщательного разбирательства и принятия адекватных мер компетентными структурами власти.

 

 

По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура  Российской Федерации занимает в  системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное место. Это специфический орган государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве. Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Как видно, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.

Важнейшим направлением деятельности прокуратуры является участие прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно разделу IV Закона, посвященному этому вопросу, участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством России и другими федеральными законами. Эта деятельность прокурора выражается в том, что он, осуществляя уголовное преследование, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, в пределах своей компетенции опротестовывает судебные решения. Причем принесение Генеральным прокурором или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Генеральный прокурор Российской Федерации принимает участие  в заседаниях Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. Он вправе обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Генеральный прокурор вправе обращаться в Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Арбитражного Суда с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Генеральный  прокурор, его заместители имеют  право принимать участие в  заседаниях Думы, постоянных комиссий и других органов Думы, Конституционного Суда, Кабинета Министров, коллегий министерств, комитетов и ведомств.

При осуществлении своих  полномочий прокурор рассматривает  заявления и жалобы о нарушении  прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

Все это направлено на то, чтобы между властью и человеком  находилось ПРАВО. Реализация этой идеи должна осуществляться через принятие демократических законов. Важным аспектом этого процесса является вопрос об определении места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти.

Решение этой важной проблемы, в первую очередь, должно основываться на объективной оценке условий жизнедеятельности  и развития общества, потребностей формирования демократического правового социального государства, его исторических, правовых и культурных традициях. Без должного учета этих условий и потребностей место и роль прокуратуры в обществе могут быть искажены во вред социальному развитию, что в приведет к ослаблению роли прокуратуры по выполнению ее социального назначения - осуществлять высший надзор за демократической законностью в государстве.

В процессе построения демократического правового государства подлежат реформированию государственные институты и переосмыслению - устаревшие представления об обеспечении законности и укрепления правопорядка. При этом нужно использовать исторический опыт организации и деятельности прокуратуры в сочетании с новыми условиями развития общественных отношений.

В конечном итоге реформируя органы прокуратуры необходимо создать  баланс власти в государственном  механизме на основе сдержек и  противовесов и контроля, что и  предполагает наличие прокуратуры - государственного органа, способного быстро и реально содействовать всем ветвям власти.

Прокуратура должна способствовать исполнению не только законов, но и  судебных решений, а как государственный  институт высшего надзора за законностью, также выполнять координирующие функции в системе правоохранительных органов. Из этого сделать вывод: в организационном плане прокуратура должна оставаться самостоятельным институтом, специализированной службой законности.

Все учреждения - прокуратура, следствие, адвокатура - существуют лишь для того, чтобы обеспечить полновластие суда, а вовсе не для того, чтобы делить с ним власть.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском судопроизводстве