Субекты конституционных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Конституционное право – это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.

Содержание

1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И НОРМЫ
1.1. Общая характеристика конституционных норм
1.2. Общая характеристика конституционных правоотношений
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Общая характеристика конституционных правоотношений
2.1. Содержание конституционно-правовых отношений
2.3. Эволюция субъектов конституционных правоотношений в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по Кп Рфdoc.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

1.              КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И НОРМЫ

1.1.              Общая характеристика конституционных норм

1.2. Общая характеристика конституционных правоотношений

2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Общая характеристика конституционных правоотношений

2.1. Содержание конституционно-правовых отношений

2.3. Эволюция субъектов конституционных правоотношений в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное право – это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.

В сферу конституционного права попадает только определённая часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объёму эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью гражданского общества, государство постоянно расширяет своё вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказавшихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения всё новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, падение нравов и духовности, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-техническими открытиями., и др.).

Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные  проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществе существуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционное право призвано быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая определённый общественный порядок и условия для их благополучия.

Целью данной работы является изучение субъектов конституционных правоотношений в России и их содержания.

 

 

1.              КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НОРМЫ

 

1.1.              Общая характеристика конституционных норм

 

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права, но не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль, в силу своего назначения и характера, содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путём психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Ряд этих норм представляют собой декларации. Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции Российской федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1, с. 10]. Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом – высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм всё же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а, следовательно, и об ответственности за нарушение предписаний нормы поведения. Конституционно-правовые отношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, всё же определяют взаимоотношения  людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и люди получают судебную защиту со стороны органов  общей и конституционной юстиции.

Конституционные нормы очень разнообразны и различаются:

                  по своему содержанию;

                  по юридической силе;

                  по территории действия;

                  по характеру их регулирующего воздействия на общественные отношения. Различают управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы;

                  по степени определённости содержащегося в них предписания. Выделяют императивные нормы, однозначно устанавливающие вариант поведения субъектов отношения, и диспозитивные, допускающие в определённых рамках возможности выбора вариантов поведения субъекта;

                  по назначению в механизме правового регулирования. Различают материальные и процессуальные нормы; первые определяют содержание действия, вторые – порядок его осуществления [5, с.18-19].

Правильное применение конституционно-правовой нормы требует уяснения её особенностей на основе перечисленных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Общая характеристика конституционно-правовых            отношений

 

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения.

Палитра конституционных правоотношений многообразна. Возможна их характеристика по разным основаниям. Раскроем одно из них:

1)                 по природе конституционно-правовые отношения являются политическими;

2)                 по видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделить четыре группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:

                  связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;

                  связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;

                  по поводу государственного устройства Российской Федерации;

                  связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

3)               по степени обобщения конституционно-правового урегулирования конституционные правоотношения можно разделить на общие и конкретные:

                  общие конституционно-правовые отношения - это так называемые правовые состояния. Эти отношения  существую объективно, вне зависимости от конкретных действий существующих субъектов. Более того, им и не надо совершать никаких действий в подтверждение  правового состояния. Например, типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства. Оно возникает в подавляющем большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь.

                  конкретные конституционные правоотношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретные конституционно-правовые отношения не возникает. Например, в дополнение к названному выше общему правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношения  в сфере гражданства, если гражданин Российской Федерации хочет выйти из гражданства РФ.

4)               по фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические:

                  статические отношения  - это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов и т.д. Например, Российская Федерация – федеративное государство, поэтому в целом федеративные отношения – статические;

                  динамические отношения уже в силу определённого слова возникают в результате действия участников конституционно-правовых отношений. Иначе они возникнуть не могут. Но по совершении конкретных конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось. Динамичность предполагает, что в дальнейшем данное конституционно-правое отношение может возникать неоднократно, но в каждом случае понадобятся действия соответствующих субъектов. Например, участие избирателей в голосовании на выборах – это динамичный процесс, он выражается в том, что человек приходит на избирательный участок, получает бюллетень, его заполняет и опускает в избирательный ящик. На этом всё закончилось, и следующий цикл может возникнуть не просто с проведением очередных выборов, а именно с явкой гражданина на избирательный участок для совершения перечисленных действий [3, с. 33-35].

Итак, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует правовой факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству возникает в связи с таким событием, как рождение человека. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков  избирателей, включение в эти списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования.

 

 

 

 

 

 

 

2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ                                      ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

2.1. Общая характеристика субъектов конституционных

правоотношений

 

Круг субъектов конституционных правоотношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционных правоотношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционных правоотношений являются государство – Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционных правоотношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если говорить обобщённо, то субъектами конституционных правоотношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определённые обязанности и которым предоставляются права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Субъектами любых, в том числе и конституционно-правовых отношений, являются те лица, объединения, органы, территориальные образования, которые могут быть участниками (сторонами) соответствующих общественных отношений, причём такая их возможность закрепляется нормами права.

Спецификой конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причём некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно предъявить в иных правоотношения. Многим субъектам правоотношений не требуется предпринимать конкретных шагов для обозначения своего участия в них, или, как говорят юристы, для выражения своей правосубъектности. Конституционные правоотношения могут быть общими, выглядеть как правовые состояния. И достаточно юридической фиксации в качестве элемента такого состояния, чтобы считаться субъектом соответствующего правоотношения.

 

Информация о работе Субекты конституционных правоотношений