Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации(ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Содержание

1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
2) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННГО СУДА РФ …………………4
3) ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………………………………………..…………5
4) СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………….………..7
5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ……………………………………………………………..…..9
6) АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ …………………………………………….....9
7) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА...………………………………………………..10
8) ПЕРЕНОС СУДА ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ………………………………………………….12
9)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………13
10)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

конституционный суд РФ - копия.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

   СОДЕРЖАНИЕ 

   1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

   2) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННГО СУДА РФ …………………4

   3) ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………………………………………..…………5

   4) СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………….………..7

   5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  ……………………………………………………………..…..9

   6) АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ …………………………………………….....9

   7) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА...………………………………………………..10

8) ПЕРЕНОС СУДА ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ………………………………………………….12

   9)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………13

   10)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации(ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

        Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является  главным атрибутом любого демократического  государства. Основное назначение  конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

            Моя работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации  Конституционного суда России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННГО СУДА РФ. 

      Конституционный суд РСФСР впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей. В 1992—1993 годах Конституционный суд активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия Президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

      Самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности. Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это "дело века" получило подробное освещение как в национальных, так и в международных средствах массовой информации.

      21 сентября 1993 года президент Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Конституционный суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему тогда закону) или, по другой версии, по устному запросу членов Верховного Совета РФ, и признал действия президента неконституционными.

      После событий 34 октября 1993 года президент Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного суда, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.

      Вновь Конституционный суд был назначен Советом Федерации РФ в феврале 1995 года в количестве 19 судей), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

      За  это время Конституционный суд  принял более 200 постановлений. Большая  часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР. 
 
 

ПОЛНОМОЧИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 

      Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает  в заседаниях все вопросы, относящиеся  к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным  Конституцией Российской Федерации  и статьей 3 Федерального конституционного закона.

      Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает  послания Конституционного Суда  Российской Федерации;

2) принимает  Регламент Конституционного Суда  Российской Федерации и вносит  в него изменения и дополнения;

3) принимает  решения о представлении судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации к награждению государственной  наградой Российской Федерации,  в том числе присвоению ему  почетного звания Российской  Федерации, а также об обращении  к Президенту Российской Федерации  с ходатайством о даче им  согласия на принятие судьей  Конституционного Суда Российской  Федерации награды или иного  знака отличия иностранного государства;

4) принимает  решения о приостановлении или  прекращении полномочий судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации, а также о наличии  оснований для досрочного прекращения  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации  полномочий Председателя или  заместителей Председателя Конституционного  Суда Российской Федерации;

5) осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  настоящим Федеральным конституционным  законом.

      Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в  порядке, установленном федеральным  законом.

      Конституционный Суд Российской  Федерации по запросам Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  органов законодательной власти  субъектов Российской Федерации  дает толкование Конституции  Российской Федерации. 

      Акты или их отдельные положения,  признанные неконституционными, утрачивают  силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации  не подлежат введению в действие  и применению.

      Конституционный Суд Российской  Федерации по запросу Совета  Федерации дает заключение о  соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

      Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

      Полномочия  Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Закон о Конституционном Суде РФ более ясно и детально урегулировал вопросы, касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет важнейшее значение в деле правовой защиты личности. Значительно упрощена ныне и процедура возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными. Они допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе, применяющем такой Закон.

      Интересно рассмотреть полномочия современного Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный Суд принимает по запросу Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.

      Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся  у него до его преобразования. Из компетенции этого органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений о наличии оснований для их отречения от должности По-новому решен ряд вопросов, связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном Суде. Новое законодательство не предоставляет Конституционному Суду права рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.

      Новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации. В арсенале Конституционного Суда РФ две формы толкования конституционных норм. Одна из них свойственна всем конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны. Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Таким образом, Конституционный Суд имеет две возможности толкования Конституции: прямо предусмотренную Конституцией (ч.5 ст.125), по запросам перечисленных выше субъектов и присущую при решении споров о конституционности нормативных актов, споров о компетенции и иных вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Конституционного Суда РФ.

Информация о работе Конституционный суд РФ