Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации(ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Содержание

1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
2) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННГО СУДА РФ …………………4
3) ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………………………………………..…………5
4) СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………….………..7
5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ……………………………………………………………..…..9
6) АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ …………………………………………….....9
7) РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА...………………………………………………..10
8) ПЕРЕНОС СУДА ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ………………………………………………….12
9)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………13
10)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

конституционный суд РФ - копия.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

      Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном  Суде РФ образуется Научно-консультативный  совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его  персональный состав и положение  о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных  проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.

      Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного Суда РФ", в котором публикуются  решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении  решений по конкретным делам, и иные материалы. 

РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.  

Решение Конституционного Суда Российской Федерации  окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в  заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном  статьей 47  Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его  опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия

      Решения, принимаемые Конституционным Судом  РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний.  Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.

      В случаях, когда может потребоваться  проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ.

       

      Закон о Конституционном Суде установил  жесткие требования к форме и  содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. Итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

            В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79 Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

      Высокие требования предъявляются и к  итоговому решению, называемому  заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный  Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной  Думы, и к нему должны прилагаться  протокол (стенограмма) обсуждения данного  вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и  заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный  Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления  по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение  обвинительного процесса. 

      Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране: Комитета Конституционного надзора СССР, Конституционного Суда России образца 1991 г. - свидетельствует о том, что многие их решения так и остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.  
 

ПЕРЕНОС СУДА ИЗ МОСКВЫ В  ПЕТЕРБУРГ

      С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в  октябре 2005 г. Председатель Совета Федерации  Сергей Миронов. 24 декабря 2005 года идею об этом поддержал Владимир Путин.

5 августа 2006 года Председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал распоряжение № 1077-р. В соответствии с ним проведены проектно-изыскательские работы для строительства социально-бытового комплекса в посёлке Комарово для летнего отдыха судей, поликлиники, жилого здания и гаража, а также выкуп зданий на Крестовском острове и компенсация затрат на отселение из объектов, на месте которых будет построен коттеджный посёлок.

20 декабря 2006 года Госдума приняла закон  «о переезде» в окончательном,  третьем, чтении. Однако Комитет  по конституционному законодательству  Совета Федерации рекомендовал  «верхней палате» отклонить данный  закон, поскольку принятый Госдумой  вариант запрещал Конституционному  суду проводить выездные заседания  в иных, помимо Санкт-Петербурга, регионах России. В итоге закон  был отклонён Советом Федерации на заседании 27 декабря 2006 г.

18 января 2007 года  состоялось заседание согласительной  комиссии, состоящей из представителей  Госдумы и Совфеда, посвящённое новой редакции закона. Комиссия выработала редакцию, которой предоставила право Суду проводить свои заседания и вне Санкт-Петербурга], и закон в предложенной редакции был принят Госдумой 19 января 2007 года, одобрен Советом Федерации 24 января 2007 года.

5 февраля 2007 года Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ об изменении места постоянного пребывания Конституционного суда с Москвы на Санкт-Петербург.

23 декабря 2007 года был издан Указ Президента  РФ «О месте постоянного пребывания  Конституционного Суда Российской  Федерации», которым устанавливалось,  что переезд Суда должен быть  осуществлён в сроки с 1 февраля  по 20 мая 2008 г.

В данный момент суд расположился в зданииСената и Синода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации я пришла к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает  необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны   обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия.

      Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает желания действовать вопреки этому решению. Под «таким» общественным сознанием я имею в виду повышение уровня правовой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с изм. от 30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ  "О Конституционном Суде Российской Федерации"(с изменениями от, 2 июня 2009 г.)
  3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации""

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.
  2. Якубовский Д. О.  Конституционный Суд Российской Федерации : Государственно-правовые аспекты. - М.: ХГЦ "Велес", 2004.

Информация о работе Конституционный суд РФ