Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:59, контрольная работа

Описание

Цель работы охарактеризовать сущность и принципы конституционного строя РФ, его ключевых понятий.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие конституционного строя;

- охарактеризовать принципы конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Понятие конституционного строя РФ…………………………………………5

2.Принципы конституционного строя РФ………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………..20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..….……………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Конституционный строй принципыdoc.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Понятие конституционного строя РФ…………………………………………5

2.Принципы конституционного строя РФ………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………..20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..….……………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный  строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное  и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

     Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

     Конституционный строй, таким образом, не сводится к  факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция  соблюдается и если она демократическая.

     В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

     Гражданин не ставится под иго властного  государства, государство же рассматривается  как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

     Объект  работы – конституционный строй РФ.

     Цель  работы охарактеризовать сущность и принципы конституционного строя РФ, его ключевых понятий.

     Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - рассмотреть понятие конституционного строя;

     - охарактеризовать принципы конституционного строя Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ  КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 

     Каждое  государство характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции1.

     Однако  есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

     Дело  в том, что наличие в государстве  конституции совсем не означает, что  такое государство можно считать  конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

     Известно, что всякое государство, включая  и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

     Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

     Ограничение государственной власти правом имеет  одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

     Гражданское общество представляет собой систему  самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

     Постепенно  различия между гражданским обществом  и государством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.

     Понятие «гражданское общество» широко использовалось в русской дореволюционной юридической литературе.

     В нашей стране в годы советской  власти понятие «гражданское общество»  не использовалось. Это было обусловлено  прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе «строительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество2.

     Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократические ценности, принципы и институты.

     С позиций либерального конституционализма XIX в. конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит.

     Ограничение общественного саморегулирования  выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство, и т.д.

     В результате ограничения государственной  власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования гражданского общества, государство активизирует свои правовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование3.

     Таким образом, в демократическом конституционном  государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

     Конституционное государство возникло в Англии в  ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. конституционные учреждения начали распространяться в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права.

     Первая  русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов не только в самой России, но и в ряде других стран. Конституционные учреждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробудилось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.

     Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией  в ходе Февральской революции 1917г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину тоталитаризма.

     В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

     И хотя большинство этих идей не реализовано  на практике, а развитие современной  России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством. 

2. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ 

     Принципу  демократизма следуют многие государства. Демократический политический режим характеризуется выборностью, сменяемостью, отчетностью высших должностных лиц, юридическим равенством граждан, гарантиями прав меньшинства и недопущением произвола большинства. 
Он предусматривает четкое определение границ возможного вмешательства государства в сферу гражданского общества и обеспечивает эффективное функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций. ]

     Таким образом, наиболее существенными признаками демократии являются следующие:

     1) наличие у граждан широкого  круга прав и свобод, которые  гарантированы государством;

     2) отсутствие у органов власти вне правовых дискреционных полномочий;

     3) открытость государственных решений  и доступность общество значимой  информации;

     4) право исполнительных органов  государственной власти издавать  лишь подзаконные акты, но не  законы;

     5) широкое применение в деятельности государства метода политического компромисса.

     Следует принципу демократизма и Россия. в  соответствии с ч. 1 ст. 1 
Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.

     Первый  принцип - это демократичность.

     Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).

     Демократичность государства проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в  том числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ4.

Информация о работе Конституционный строй РФ