Валютные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку, возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач, направлено установление определенного валютного режима.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

   Понятие и структура валютных правоотношений 

   Эффективное решение задач в сфере экономики  и политики на этапе перехода к  рынку, возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач, направлено установление определенного валютного режима.

   Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и  за рубежом:

  1. режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
  2. режим валютного государственного регулирования, установленный Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  3. режим свободноконвертируемой валюты.
 

   Избранный тип валютного режима, определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.

   Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютными операциями считает операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. 

   Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на:

   - текущие;

   - валютные операции, связанные с движением капитала.

   Совершение  текущих валютных операций основано на:

  1. переводах в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  2. получении и предоставлении финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  3. переводах в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
  4. переводах неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
 

   Под валютными  операциями, связанными с движением  капитала, понимаются:

   1) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

   2) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

   3) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

   4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

   5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

   6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. 

   В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации  «О банках и банковской деятельности»  для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральном банке РФ специальные лицензии1, которые делятся на следующие виды:

   —  лицензии на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;

    —  лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте. 

   Вновь создаваемым банкам при соблюдении требований к капиталу, технических  и квалификационных требований Банка  России могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц).

   Лицензия, предусматривающая осуществление  операций со средствами в иностранной  валюте, дает право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков.

    Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

    Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение, т. е. в течение последних 6 месяцев выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, а также соответствовать следующим требованиям.

   Генеральная лицензия помимо названных операций дает право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций нерезидентов.

    Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным) и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца до представления документов в Главное управление Центрального банка РФ.

   Таким образом, все валютные операции осуществляются через уполномоченные банки, т. е. банки, имеющие специальную валютную лицензию. 

   Открытие  российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и заграничных дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России. 

   Постановление Совета Министров  «Об усилении валютного  и экспортного. контроля и о развитии валютного рынка» подчеркивает необходимость предоставить банкам право беспрепятственно ввозить и вывозить наличную иностранную валюту, приобретенную или реализуемую в соответствии с законодательством РФ, с зачислением или списанием эквивалента с их валютных счетов. 

   Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг уполномоченными банками регламентирован соответствующим Положением Центрального банка Российской Федерации  и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Так, наличная иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в Российскую Федерацию или вывезены из Российской Федерации только с соблюдением названного Положения, Таможенного кодекса РФ, включая обязательное декларирование таможенными органами РФ. 

   Положение предоставляет банкам разные права  по вывозу валютных ценностей в зависимости  от вида валютной лицензии и характера  вывозимых валютных ценностей. Уполномоченный банк, получивший генеральную лицензию, осуществляет вывоз без ограничения суммы и количества валютных ценностей и без специальных дополнительных разрешений Банка России.

   Уполномоченные  банки и другие кредитные организации, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты.

   Они могут  осуществлять ее продажу и обмен  банкам, имеющим генеральные валютные лицензии, и другим участникам внутреннего  валютного рынка Российской Федерации. Фондовые ценности в иностранной валюте указанные банки и кредитные организации вправе вывозить из РФ самостоятельно, однако они должны предварительно получить специальное разрешение Банка России. 

   Уполномоченные  банки осуществляют вывоз из страны платежных документов и долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит. 
 

   Уполномоченные  банки обязаны застраховать ввозимые и вывозимые валютные ценности от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и  хранилищем (кассой) иностранного банка. 

   Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля и их агентами. К числу  органов валютного контроля закон  относит Центральный банк Российской Федерации, о чьих полномочиях в  данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

   Основными направлениями валютного контроля выступают:

   — определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

    —  проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

   — проверка обоснованности платежей в иностранной  валюте;

    —  проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям  нерезидентов в валюте Российской  Федерации. 

   Функции по валютному и экспортному контролю исполняет Министерство финансов Российской Федерации, которое теперь контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

   К функциям валютного контроля относят:

   - контроль над полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

   - контроль над соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг;

   -  контроль  над эффективностью использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем. 

   Органом валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Росиийской Федерации является Таможенный комитет. А иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль над перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств 

   Агентами  валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством  могут осуществлять функции валютного  контроля, а также подотчетны соответствующим  органам валютного контроля. К  агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций. 

   В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля. 

   Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны  представлять органам и агентам  валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством. 

   В случае нарушения предприятиями, банковскими  и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. 

Информация о работе Валютные правоотношения