Особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание

Публичные правоотношения возникают между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, с другой. При этом орган государства выступает в качестве носителя государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичных правоотношений властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 1

Процессуальные особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений…………………….…..……… 2 - 5


Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов……………………………………………………...… 6 - 11


Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих………………………………………………………………………………………… 12 - 16


Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России………………………………………... 17 – 20


Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях……………………………………… 21 – 22

Заключение…………………………………………………..…………………..... 23 – 24
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Текст.docx

— 49.29 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции  РФ Конституционный Суд РФ проверяет  конституционность следующих актов:

     а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ;

     б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

     в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

     г)    не вступивших в законную силу международных  договоров РФ.

     Кроме того, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Эти дела также не подведомственны судам общей юрисдикции.

     Возбуждение дела. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК).

     Заявление об оспаривании нормативно-правового  акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать  дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативно-правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределённого круга лиц нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК). Эти требования распространяются в равной мере и на граждан, и на юридических лиц. В заявлениях юридических лиц также должно быть указано, какие права нарушаются оспариваемым нормативно-правовым актом или его частью. К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативно-правового акта с указанием, каким средством массовой информации и когда был опубликован это акт.

     В принятии заявления может быть отказано. В соответствии с принципом  «non bis in idem» судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативно-правового акта по основаниям указанным в заявлении (ч. 8 ст. 251 ГПК).8 Наиболее типичными основаниями для отказа являются неподведомственность и отсутствие права на обращение в суд.

     Подача  заявления об оспаривании нормативно-правового  акта в суд, не приостанавливает его  действие (ч. 7 ст. 251 ГПК).

     Рассмотрение  дела в суде. Согласно ст. 252 ГПК заявление рассматривается в течение месяца со дня подачи его с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативно-правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечёт за собой прекращения производства по делу. Признание требования органом государственной власти, оранном местного самоуправления или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативно-правовой акт, для суда  необязательно.

     Решение суда. Суд, признав, что оспариваемый нормативно-правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

       Установление  судом общей юрисдикции нелигитимности нормативного правового акта в  рамках данного вида судопроизводства должно влечь за собой  признание его  недействующим.

       Конституционный Суд РФ различает  установление недействительности нормативного  правового акта и признание нормативного акта недействующим. Признание нормативного правового акта недействительным возможно лишь по мотиву его неконституционности. Такое признание влечёт за собой с момента вынесения решения суда утрату данным нормативным актом всякой юридической силы и не требует отмены его органом, принявшим данный нормативный акт. Признание нормативного акта недействующим возможно вследствие установления судом факта противоречия оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Это означает, что с момента вступления в силу решения суда этот нормативный акт не подлежит применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению органа, принявшего данный нормативный акт.

       Установив, что оспариваемый нормативный акт  или его часть  противоречит федеральному закону либо другому  нормативно-правовому  акту, имеющему большую  юридическую силу, суд признает данный акт недействующим  полностью или  в части со дня  его принятия или  иного указанного судом времени, которое  указывается в  резолютивной части  решения.

       Решение суда вступает в законную силу по общим правилам и влечёт за собой  утрату силы этого  нормативного правового  акта или его части, а также других нормативных актов, основанных на признанном недействующим правовом акте или воспроизводящих  его содержание. Такое  решение суда или  сообщение о решение  после вступления его в законную силу публикуется  в печатном издании, в котором был  официально опубликован  нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание  прекратило свою деятельность, такое сообщение  публикуется в  другом печатном издании, в котором публикуются  нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.9

       Решение суда о признании  нормативного правового  акта недействующим  не может быть преодолено повторным принятием  такого же акта (ст. 253 ГПК).  Вместе с тем это решение может быть пересмотрено в порядке кассационного производства, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.

     Правила производства по данной категории дел  регулируются гл. 25 ГПК. Принятый в 1993 г. Закон РФ «Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не признан утратившим силу вводным законом к ГПК 2002 г., однако практически все его положения вошли в текст ГПК (гл. 23-25).10

     В соответствии сор ст. 255 ГПК к решениям, действиям или бездействию органов  государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

    • нарушены права и свободы гражданина;
    • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
    • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

     Типичным  примером таких актов являются постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, отказ во въезде или выезде в Российскую Федерацию, решения о регистрации приобретения или прекращения гражданства, о принадлежности к гражданству Российской Федерации, решения должностных лиц вооружённых сил и органов внутренних дел о наложении дисциплинарного взыскания и др.

     От  этих действий необходимо, с одной  стороны, отличать ненормативные акты органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов  и должностных лиц, затрагивающие  права и законные интересы заявителя  в сфере предпринимательской  и иной деятельности. Эти акты подведомственны  арбитражному суду.  С другой стороны, от ненормативных актов публичного порядка (актов органов власти и  должностных лиц) необходимо отличать акты коллегиальных и единоличных органов управления (юридических лиц, выполняющих управленческие функции). Данные акты могут быть оспорены по правилам искового производства в судах общей юрисдикции или арбитражных судах.

     Возбуждение дела.  Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. 24-27 ГПК. Верховному Суду РФ подсудны дела:

  1. об оспаривании ненормативных правовых актов. Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;
  2. об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  3. об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
  4. о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух или более субъектов РФ.

     Верховному  Суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного  округа подсудны дела:

  1. связанные с государственной тайной. В силу этого отказ в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осведомлён о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в суде по месту принятия решения об оставлении просьбы без удовлетворения ( ч. 2 ст. 254 ГПК);
  2. о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ.

     Законом для таких дел установлен срок для обращения в суд. Гражданин  вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда  ему стало известно о нарушении  его прав и свобод. Пропуск трёхмесячного  срока обращения в суд с  заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК).

     Рассмотрение  дела в суде.  Дело рассматривается в суде по общим правилам с соблюдением следующих особенностей.

     Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

     Неявка  в судебное заседание кого-либо из участников, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного  заседания, не является препятствием к  рассмотрению заявления.

     Обязанность по доказыванию обоснованности наложения  административного взыскания должна возлагаться на административный орган, законности иного акта – на орган  либо должностное лицо, от которых  они исходят. Суд, признав заявление  обоснованным, принимает решение  об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению  гражданином его прав и свобод.

Информация о работе Особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений