Теория и опыт государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цели дисциплины ― изучение теории и опыта организации государственной службы Российской Федерации и других стран мира, формирование у студентов умений и навыков творческого использования полученных знаний в процессе профессиональной деятельности, повышение уровня их общей и профессиональной культуры.
Задачами дисциплины являются:

Работа состоит из  1 файл

Рабочая программа.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра   «Государственная  служба»

 

 

 

 

 

 

 

      Рабочая программа по дисциплине

 

 

 

Теория и  опыт государственной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендована Ученым советом  факультета права и политологии

(протокол  № 4 от «24» марта 2010 г.)

 

Одобрена кафедрой «Государственная служба»

(протокол № 8  от 5 февраля  2010 г.)

 

 

 

 

 

 

Москва  2010

 

Организационно-методический раздел

 

Цели  дисциплины ― изучение теории и опыта организации государственной службы Российской Федерации и других стран мира, формирование у студентов умений и навыков творческого использования полученных знаний в процессе профессиональной деятельности, повышение уровня их общей и профессиональной культуры.

Задачами  дисциплины являются:

  • раскрытие содержания, сущности и организации государственной службы;
  • рассмотрение общего и особенного в истории государственной службы России и зарубежных стран, анализ специфики современной государственной службы финансово-экономической профиля;
  • ознакомление с политологическими, правовыми, экономическими, социологическими, культурологическими и другими аспектами реформирования государственной службы в Российской Федерации и за рубежом;
  • усвоение исторических ценностно-нормативных образцов профессиональной культуры госслужащих, сохраняющих свое значение в современных условиях.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Проблемы государственного управления и его современной модернизации, включая повышение эффективности государственной службы, изучаются юридическими, философскими, политическими, социологическими, психологическими, управленческими и другими науками. Каждая из них имеет  при этом свой предметный аспект и предлагает собственную систему принципов, подходов и методов анализа, изучения и разрешения проблем государственного управления. Учебная дисциплина «Теория и опыт государственной службы» опирается на достижения этих наук, в ней предпринята попытка их органичного соединения, своеобразного синтеза, позволяющего студентам лучше понять устройство и предназначение государственной службы Российской Федерации, особенности функционирования органов государственной власти финансово-экономического блока Правительства РФ, замысел, содержание и последовательность реформ, осуществляемых  сегодня в России в сфере государственного управления и государственной службы. Изучение учебной  дисциплины позволяет студентам лучше узнать о государственной службе как возможной будущей профессии, познакомиться с ее особенностями, квалификационными требованиями, правами и обязанностями, условиями поступления, ограничениями и социальными гарантиями.

Дисциплина  «Теория и опыт государственной  службы» является одной из учебных дисциплин по выбору студентов.

Требования  к уровню освоения содержания дисциплины

Студент по окончании  изучения дисциплины должен:

а) знать:

  • содержание, сущность и организацию государственной службы в современных условиях;
  • исторические формы и национальные традиции государственной службы России и других стран мира, ее характерные черты и особенности в различные исторические периоды;
  • цели, содержание и прогнозируемые последствия реформы государственной службы в РФ.

б) уметь:

  • опираться на знание теории и опыта организации государственной службы в своей профессиональной деятельности;
  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам содержания и организации государственной службы, обусловленную интересами общества и государства и функциональными обязанностями.

в) иметь  представление:

  • о социальной природе и механизмах организации и функционирования государственной службы;
  • о классических концепциях бюрократии и современных моделях государственной службы.

г) приобрести навыки:

  • формирования своей позиции, аргументации и ведения дискуссии по проблемам организации и осуществления государственной службы;
  • использования современных информационных технологий поиска и самостоятельного изучения источников, раскрывающих опыт организации и реформирования государственной службы.

Учебно-тематический план

для студентов факультета «Математические методы и анализ рисков», «Менеджмент» и «Юридического» факультета

 

№ п/п

 

Наименование тем

 

Всего (часов)

Аудиторные занятия в т. ч.

Самост. работа студентов

Лекции

Семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Государственная служба как система и профессиональная деятельность

 

7

 

2

 

2

 

3

2.

Государственный служащий: понятие, статус и модель поведения

7

2

2

3

3.

Организация государственной  службы

7

2

2

3

4.

Функционирование государственной службы

8

2

6

5.

Отечественный опыт государственной службы

7

2

2

3

6.

Зарубежный опыт государственной службы

7

2

2

3

7.

Состояние и особенности  государственной службы финансово-экономического профиля

 

7

 

2

 

2

 

3

8.

Реформирование государственной  службы Российской Федерации в постсоветский период

 

7

 

2

 

2

 

3

9.

Формирование российского  законодательства о государственной службе

 

7

 

2

 

2

 

3

ИТОГО:

64

18

16

30


 

 

Программа дисциплины

 

Тема 1. Государственная  служба как система и профессиональная деятельность

 

Государственная служба как институт государственного управления. Сущность государственной службы. Целостность государственной службы, основные компоненты, взаимосвязи между ними. Функции системы государственной службы. Уровни и виды государственной службы.

Характеристика государственной службы как профессиональной деятельности. Нормы, определяющие характер и содержание деятельности государственных служащих. Отличительные черты государственной службы как профессии: системность, социальный характер, организованность, иерархичность, публичность, связь с политикой, особый характер правовой и нравственной регуляции, особый юридический статус и др.

Тема 2. Государственный  служащий: понятие, статус

и модель поведения

 

Понятие государственного служащего. Государственный служащий как субъект деятельности. Классификация государственных служащих. Статус государственного служащего: понятие и виды. Особенности профессионального, должностного и правового статусов. Государственный служащий как член гражданского общества.

Модель поведения государственного служащего. Правила служебного поведения. Кодекс государственной службы. Влияние статуса на служебно-ролевое поведение государственных служащих. Имидж государственного служащего, его профессиональная и деловая репутация. Стимулы и мотивы деятельности государственных служащих.

 

Тема 3. Организация государственной службы

 

Понятие должности. Система должностей государственной службы, распределение  их по категориям и группам. Порядок  учреждения должности. Реестры должностей, служебные регламенты. Государственный орган и аппарат государственного органа.

Комплексный, функциональный и отраслевой подходы в организации органов государственной власти и управления. Общие принципы построения организационных структур органов государственной власти: федерализм, законность, приоритет права и свободы, равный доступ, единство прав и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственного местного самоуправления, открытость государственной службы и ее доступность, профессиональная компетентность, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства.

 

Тема 4. Функционирование государственной службы

 

Функционирование государственной  службы как воспроизводство ее компонентов и взаимосвязей. Оптимизация и стабилизация структуры государственных органов. Разграничение целей, функций полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений. Установление соответствия между характером функций органов государственной службы и особенностями планирования и финансирования их деятельности.

Прохождение государственной службы: условия, этапы. Карьера государственного служащего и ее планирование. Карьерная стратегия и служебная тактика. Специфика прохождения государственной службы в субъектах Российской Федерации. Кадровый резерв.

Технологии обеспечения функционирования государственной службы.

Тема 5. Отечественный  опыт государственной службы

 

 «Государева служба» в Московском  государстве XIV—XVI веков. Государственный аппарат сословно-представительной монархии. Система органов государственной власти в XVI—начале ХХ вв. Становление государственной службы и ее прохождение чиновниками. Работа с персоналом системы государственной службы. Контроль в системе государственной службы. Подготовка служащих для института государственной власти и управления. Ответственность государственных служащих и ее нормативное обеспечение.

Становление советской системы  государственного управления. Формирование советского государственного аппарата. Основные черты госслужбы. Советская государственная служба в послевоенный период (1945—1980-е гг.). Советская номенклатура и ее профессиональные особенности. Кризис советской системы управления. Возрождение российской государственности и ее институтов.

 

 

Тема 6.  Зарубежный опыт государственной службы

 

История и традиции государственной бюрократии во Франции, ФРГ и Великобритании. Понятие и категории государственных служащих. Законодательство о госслужбе и его особенности. Руководство госслужбой. Правовой статус государственного служащего, его права и обязанности. Концепция карьеры, прохождение службы, ее оценка. Виды и механизмы повышения в должности. Социальные перемены последних десятилетий и необходимость новых подходов к организации госслужбы. Программы модернизации государственного управления и административная реальность.

История возникновения государственной  службы в США, специфика ее базовых принципов. Реорганизация системы назначения госслужащих в период президентства Э. Джексона (1829 г.), ее последствия. «Нормализация» американской бюрократии к концу XIX века. Эволюция государственной службы США в ХХ веке. Новые тенденции в американской государственной службе. Механизм защиты от злоупотреблений. Усиление роли этики госслужащих. Современная структура и функции органов управления персоналом.

 

Тема 7. Состояние и особенности государственной службы финансово-экономического профиля

 

Состав, функции и полномочия государственных  органов финансово-экономического блока Правительства РФ. Показатели, характеризующие состояние и особенности государственной службы финансово-экономического профиля. Особенности структурных и функциональных изменений федеральных органов государственной власти в финансово-экономической сфере российского общества. Состояние и особенности правового обеспечения финансово-экономической деятельности федеральных органов исполнительной власти. Кадровый состав государственной гражданской службы финансово-экономического профиля. Проблемы повышения квалификации и  переподготовки государственных служащих финансово-экономического профиля. Управление государственной службой в финансово-экономической сфере и обеспечение ее эффективности.

 

Тема 8.  Реформирование государственной службы Российской Федерации в постсоветский период

 

Этапы реформирования государственной  службы в Российской Федерации (после 1991 г.). Отказ от советской (партийно-номенклатурной) системы государственной службы, создание новых кадровых служб и учебно-научных учреждений (1991—1996 гг.). Разработка Концепции административной реформы, содержание предложений по созданию публичной государственной службы (1997—1998 гг.). Уроки несостоявшейся реформы.

Федеральная программа «Реформирование  и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 гг.)», ее цель, задачи, сроки и основные этапы реализации. Система мероприятий, предусмотренных программой, и контроль за ходом их выполнения. Взаимосвязь реформы государственной службы, административной реформы и бюджетной реформы. Суть трех реформ. Управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат. Планирование деятельности, ресурсов, результатов. Отчетность за деятельность, ресурсы, результаты.

 

 

Тема 9.  Формирование российского законодательства

о государственной службе

 

Политическая потребность законодательного урегулирования государственной службы. Разработка нормативно-правовых актов о государственной службе в начале 1990-х гг.

Общая характеристика системы правового регулирования государственной службы в РФ. Конституционные основы государственной службы. Содержание и особенности федерального законодательства, относящиеся к регулированию общественных отношений в сфере государственной службы. Нормативно-правовая характеристика федеральных законов «О системе государственной службы РФ» (2003 г.), «О государственной гражданской службе РФ» (2004 г.).  Законодательство о государственной службе субъектов Российской Федерации.

Проблемы нормативно-правового обеспечения государственной гражданской службы РФ и пути их решения.

Тематика и планы  семинарских занятий

 

Тема 1. Государственная служба как  система и профессиональная деятельность (семинар)

Доклад: Государственная служба в системе общественных отношений.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность, виды и структура государственной службы.
  2. Нормативно-правовое регулирование государственной службы.
  3. Характеристика государственной службы как профессиональной служебной деятельности.

 

 

 

Тема 2. Государственный служащий: понятие, статус

Информация о работе Теория и опыт государственной службы