Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

I. Признание гражданства Российской  Федерации Определяя признаки, на основании которых устанавливается принадлежность лица к государству, государство создает тем самым необходимые условия для четкого отграничения граждан своей страны от иностранцев, а также и от лиц без гражданства. Без этого оно не может решать и другие вопросы, связанные с правовой регламентацией гражданства. Поэтому первое, что должно делать государство, принимая новый закон о гражданстве, решить вопрос о том, кого оно признает своими гражданами. Признание гражданства в новом законе о гражданстве является, фактически, первым основанием приобретения гражданства. К сожалению, в Федеральном законе от 31 мая 2002 года о признании не говорится. Статья 5 этого Федерального закона говорит только о том, кто является гражданином Российской Федерации. В отношениях по признанию гражданства отсутствует специально выраженное волеизъявление лица, направленное на приобретение гражданства. В данном случае нет необходимости ни в подаче ходатайства о приеме в гражданство, ни о вынесении специального решения уполномоченного на то государственного органа. Гражданство лица признается государством в силу наличия юридического факта, обозначенного в законе. Факт признания лица гражданином государства в связи с принятием нового закона о гражданстве не требует подтверждения каким бы то ни было специальным документом. Лицо как было гражданином государства, так им и остается. Статья 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года подтверждает сказанное. В ней говорится, что гражданами Российской Федерации являются:

1, лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; (напоминаю, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года вступил в силу с 1 июля 2002 года); 2, лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом (то есть положения этой части статьи 5 Федерального закона относятся уже к будущему).

II. Приобретение гражданства Российской  Федерации. Состоянию в гражданстве любого государства предшествует его приобретение. Российское гражданство приобретается по основаниям, указанным в статье 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года: 1, по рождению; 2, в результате приема в гражданство Российской Федерации; 3, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;  4, по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наиболее распространенным основанием приобретения гражданства является основание «по рождению». Раскрывая содержание этого основания, Федеральный закон в статье 12 определил, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации; один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является гражданином иностранного государства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации. В ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами, которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. (Настоящее основание дано в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 года). Названные положения Федерального закона о приобретении гражданства Российской Федераций «по рождению» (филиация) свидетельствуют о том, что в Российской Федерации строго соблюдается принцип «права крови», что обеспечивает максимально возможное решение вопроса в пользу ребенка, а принцип «права почвы» (п.4) способствует сокращению и предотвращению случаев безгражданства детей. Дальнейшее подтверждение принципа «права почвы» как основания приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, содержится в п. 2 статьи 12. В ней предусмотрено, что ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

2. Вторым основанием приобретения гражданства Российской Феде рации является приём в гражданство Российской Федерации Федеральный закон от 31 мая 2002 года предусматривает общий и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Общий порядок приобретения гражданства Российский Федерации это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные статьей 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации. Приобретение гражданства в общем порядке осуществляется путем направления заявления о приеме в гражданства на имя Президента Российской Федерации. Участниками данного правоотношения могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В статье 13 Федерального закона установлено, что лицам, ходатайствующим о приеме в гражданство Российской Федерации, должно исполниться 18 лет и они должны быть дееспособны.

Приобретение российского  гражданства в общем порядке предполагает также соблюдение следующих условий: а) требуется пятилетний ценз оседлости, то есть непрерывное проживание в России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство (вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию) и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. При этом срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших на территорию Российской Федерации до 1 июля 2002 года (то есть до дня официального вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 года – И.Б.) и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Проживание в Российской Федерации признается непрерывным, если лицо выезжало за рубеж не более чем на три месяца в течение года;

б) условием принятия иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство является обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) требованием к лицам, желающим получить российское гражданство, является наличие законного источника средств к существованию. Документом, подтверждающим наличие законного источника средств к существованию, могут служить: справка о доходах физического лица; трудовая книжка; пенсионное удостоверение; справка органа социальной

защиты о получении пособия; либо иной документ, подтверждающий по лучение доходов от не запрещенной  законом деятельности. Подробный  перечень необходимых документов содержится в новой редакции п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года;

г) условием приема в российское гражданство является отказ от иностранного гражданства. Исключение допускается в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (например, когда международным договором допускается двойное гражданство лица); действующим Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (например, когда в индивидуальном порядке лицу предоставлено

двойное гражданство); или если отказ  от гражданства невозможен в силу независящих от лица причин;

д) условием представления гражданства Российской Федерации является владение русским языком в устной и письменной форме, достаточным для общения в языковой среде. Определение уровня знания русского языка установлено в том же п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 14 ноября 2002 года. В частности, документом, подтверждающим знание русского языка, может быть: документ о получении образования не ниже общего основного образования; сертификат о прохождении тестирования по русскому языку и др. Мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, от представления такого документа освобождаются.

В части 2 статьи 13 Федерального закона предусматривается возможность сокращения до одного года срока проживания на территории Российской Федерации следующих категорий лиц: наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признание лица беженцем в установленном федеральным законом порядке.

3. Третьим основанием  приобретения гражданства Российской Федерации является восстановление в гражданстве Российской Федерации. В порядке восстановления российское гражданство могут получить лишь те лица, которые когда-либо имели, но по каким-либо причинам утратили его. Для восстановления в гражданстве требуется: достижения совершеннолетия, то есть 18 лет; непрерывное проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство в течение трех лет; а также соблюдение требований, предусмотренных в статье 13 Федерального закона (обязательство соблюдать Конституцию и федеральные законы, наличие законного источника средств к существованию и др.)

4. Иными основаниями приобретения гражданства Российской Федерации, на что указано в статье 11 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года, могут быть:

во-первых, выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федераций. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптация) в порядке и сроки, которые устанавливаются соответствующим международным договором Российской Федерации.

во-вторых, это особый порядок приобретения гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а именно: гражданство недееспособных лиц; гражданство детей при усыновлении (удочерении); гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлена опека и попечительство.

5. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о гражданстве 1991 года с изменениями и дополнениями, перечень оснований для отказа в приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации существенно расширен. Он приведен в соответствие с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 года. В частности, могут быть отклонены заявления, поданные лицами, которые: выступают за насильственное изменение или иными действиями создают угрозу национальной безопасности страны, то есть террористы, экстремисты и им подобные элементы; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранных государств; не имеют законного источника средств к существованию на день подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Как названные, так и некоторые другие основания определены в статье 16 Федерального закона.

 

27. Прекращение гражданства  Российской Федерации: правовое  регулирование, основания и порядок прекращения.

Право на изменение гражданства является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации. Согласно статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданин не может быть лишен права изменять свое гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года предусматривает, что каждое государство-участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства. Статья 18 Федерального закона от 31 мая 2002 года предусматривает, что основаниями для прекращения гражданства Российской Федерации являются: 1, выход из гражданства Российской Федерации; 2, иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Выход из гражданства  Российской Федерации. Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие (отказ) правоспособного и дееспособного лица. Выход из гражданства прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Выход из гражданства может быть разрешен лишь по личному ходатайству гражданина Российской Федерации. Однако выход из гражданства не является волевым действием одностороннего порядка. Другой обязательный элемент отношений, связанных с выходом из гражданства получение на это разрешения государства. Согласно п. «в» части 1 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года, такое разрешение может дать только Президент Российской Федерации.

Порядок выхода из гражданства Российской Федерации установлен в статье 19 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации:  1, выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления каждого лица в общем порядке, за исключением случаев, которые могут послужить основанием для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации;  2, выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением ранее указанных случаев; 3, выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. В данном случае согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации не просто обязательно, но оно должно быть оформлено нотариально. Естественно, что при определенных условиях, и обстоятельствах возникает вопрос о допустимости выхода конкретного лица из гражданства

Российской Федерации и связанного с этим выездом за пределы страны. В этих целях статья 20 Федерального закона о гражданстве предусматривает случаи отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненные перед  Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения.

2. Иные основания выхода  из гражданства Российской Федерации. К числу таких оснований следует отнести: а) выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации. В статье 21 Федерального закона о гражданстве установлено, что при территориальных преобразованиях в соответствии с международным договором Российской Федерации границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора; б) это изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей; усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданином иностранного государства; опека и попечительство детей или недееспособных лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"