Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

 «народ» и «власть». Точное определение понятия «народ» имеет важное значение для определения понятия «народовластие». В данном случае необходимо исходить из того, что народ, в отличие от населения, категория политическая, потому что именно народу принадлежит власть. власть – это функция, определенная форма руководства, предполагающая право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо (людьми) и чем-либо (определенными процессами), подчинять своей воле других.

Содержание государственной власти характеризуется рядом специфических свойств. Определяющее место среди них принадлежит государственному суверенитету, который придает верховный характер государственной власти, делает ее единственным институтом, правомочным действовать от имени народа. Это свойство придает государственной власти политический характер, подтверждающий, что данная власть не только обладает верховенством и независимостью, но и является единственной, которая выступает объединяющим фактором на определенной территории и всегда выступает как форма государственного руководства обществом. Второй формой народовластия в Российской Федерации является «общественная власть» или общественное самоуправление  - выполнение функций государственного или общественного управления по принципу относительной, определенной законом самостоятельности граждан или представляющими их органами на началах самоорганизации и под свою ответственность. Все самоуправление можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какие организации составляют их базу. Если такой базой является территориальная общность людей, то и единица самоуправления квалифицируется в качестве территориальной; в данном случае мы говорим о действующем в Российской Федерации местном самоуправлении.

Непосредственное или прямое народовластие - форма, при которой власть или отдельные ее функции осуществляются народом непосредственно, то есть решение определенных вопросов выносится на непосредственное  рассмотрение граждан. В зависимости от способа осуществления власти народа различают непосредственное (прямое) и представительное народовластие.

Представительная форма – это главная форма народовластия в Российской Федерации. Используя её, народ практически реализует принадлежащий ему суверенитет, практически и фактически выступая единственным источником и носителем государственной власти в стране.

 

18. Референдум: понятие,  виды; правовое регулирование, вопросы  референдума, порядок организации и проведения референдума в Российской Федерации.

Референдум Российской Федерации. Порядок организации и проведения референдума Российской Федерации урегулирован Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации». Отдельные вопросы, относящиеся к порядку организации и проведения референдума Российской Федерации закреплены также в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (глава II). В статье 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» дано следующее определение понятия референдума: «Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения».

Право на участие в референдуме  принадлежит гражданам российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме, признаются участниками референдума. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, поэтому в соответствии со статей 39 Федерального конституционного закона: «Округ референдума включает в себя всю территорию Российской Федерации». В связи с этим, участники референдума, проживающие за пределами Российской Федерации, считаются приписанными к округу референдума.

Вопросы на референдум Российской Федерации  могут выносить:

1) Конституционное Собрание вправе выносить на референдум проект Конституции Российской Федерации, в случае, если Конституционное Собрание приняло решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации; 2) проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение которого на референдум предусмотрено международным договором Российской Федерации; 3) вопросы государственного значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность проведения как обязательного (принятие Конституции Российской Федерации и обязательное вынесение на референдум нормативного акта или вопроса, такой порядок вынесения которого предусмотрен международным договором Российской Федерации), так и факультативного (по вопросам, инициатива вынесения которых на референдум принадлежит гражданам Российской Федерации).

В Федеральном конституционном  законе «О референдуме Российской Федерации» определены также вопросы, которые не могут выноситься на референдум Российской Федерации: 1) об изменении статуса субъекта Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов; и др. (п. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона).

Референдум Российской Федерации назначает Президент  Российской Федерации. Не позднее чем  через 10 дней со дня поступления  документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с вопросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума но предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции Российском Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. 

Подготовку и  проведение референдума осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; специальные комиссии референдума – территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, а также специальные территориальные комиссии в случае их сформирования; участковые комиссии референдума. Голосование по вопросу (вопросам) референдума Российской Федерации проводится в специально оборудованных помещениях. В бюллетенях для голосования воспроизводится текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участников референдума словами – «за» или «против», справа от которых помещаются пустые квадраты.

Итоги голосования  подводятся каждой избирательной комиссией (комиссией референдума), которые, затем, поступают в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в референдуме. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

 

19. Разделение властей: теория  и практика в Российской Федерации;  особенности содержания; система «сдержек» и «противовесов».

Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей. В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». А в части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

 «сдержки и противовесы». Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации. Во-первых, Конституция Российской Федерации предусматривает четкое распределение функций и компетенции между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда при осуществлении власти законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, Конституция Российской Федерации закрепляет характерную самостоятельность каждого вида государственных органов при осуществлении принадлежащих им функций: В-третьих, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них; ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; в-четвертых, споры о компетенции в Российской Федерации должны решаться только в порядке конституционного судопроизводства, то есть Конституционным Судом Российской Федерации. В-пятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, то есть содержит взаимные «противовесы» для других властей. К таким «противовесам» следует отнести: срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней; несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления; право вето на законопроекты (часть 3 статьи 107 и часть 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации); право постановки вопроса о роспуске Государственной Думы (части 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации); контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов; вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (части 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации); независимость судейского корпуса (ст. 120 Конституции Российской Федерации). Названные «сдержки и противовесы» характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации.

 

20. Идеологическое многообразие  в Российской Федерации: понятие  идеологии и идеологического многообразия; формы реализации.

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Идеология – это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями, характерными для современного российского общества.

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность их пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений: 1, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, то есть право на свободу политических мнений; 2, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы; 3, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроект, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, то есть право на свободу политических действий; 4, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательна авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею; 5, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей; 6, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие. Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Это означает: 1) ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами; 2) граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;  3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать. В связи с этим обращаем внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели, и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, то есть внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом?  Конечно, да! Ибо антиидеологическое право тоже самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов соответствующего класса, социальной группы.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"