Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

 

6. Источники государственного (конституционного) права Российской  Федерации как отрасли права: виды, содержание.

Государственное право основано на материальных и юридических источниках.

Материальные источники  – это фактические условия жизни государства и общества, свойственные им политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного права Российской Федерации.

Юридические источники  – это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права.

Государственно-правовые акты издаются законодательными (представительные) органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления

Нормативно-правовые акты, содержащиеся в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации:

1. Конституции Российской Федерации, является Основным законом государства и одновременно основным источником государственного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.

2.К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы общефедерального значения относятся федеральные законы Российской Федерации. Конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.  Федеральные конституционные законы: 1) принимаются по вопросам, которые указаны в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 114 и другие статьи Конституции Российской Федерации); 2) отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия (п. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации); 3) невозможностью использования по отношению к ним вето Президента Российской Федерации; 4) особой юридической силой, которая проявляется, в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Федеральные законы будут источниками государственного права только в том случае, когда они содержат нормы государственного права. К числу таких законов относятся: Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», «О политических партиях», все федеральные законы о выборах и др.

3. отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам. Указы, чтобы быть источником государственного права, также должны содержать нормы государственного права.

4. отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания. Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 года), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 года).

5. акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации.

6. Отдельные постановления Правительства Российской Федерации и некоторых федеральных органов исполнительной власти. К их числу следует отнести: Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года, которым было утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание и др.

Следующую группу источников государственного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации; законы, принимаемые этими органами по вопросам государственно-правового характера – о выборах представительных органов, о статусе депутатов представительных органов, и др. 

2. акты референдумов. 4. Декларации, которые являются актами, носящими учредительный характер. В таких документах формулируются, как правило, отдельные принципы конституционного строя, имеющие существенное значение для дальнейшего развития государственно-правовых институтов. Первыми такими документами были – Декларация прав народов России, принятая 15 ноября 1917 года, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским Съездом 25 января 1918 года. Для современной России характерным является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 31 марта 1992 года.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, источником государственного права могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в том случае, если международным договором Р Ф установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В настоящее время такими международно-правовыми актами являются: Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Организацией объединенных наций; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года и некоторые другие. Главное в данном случае в том, что международно-правовые акты могут быть источниками государственного права Российской Федерации, только в том случае, если они ратифицированы компетентными государственными органами Российской Федерации.

 

7. Основные этапы конституционной  истории. Предмет конституционного регулирования. Понятие и сущность конституции.

В государственно-правовой литературе термин «конституция» употребляется  в социальном и правовом значении. В первом случае термин «конституция» употребляется для обозначения фактических основ существующего строя, системы социально–политических общественных отношений, реально сложившихся в той или иной стране. Иногда в этом случае говорят о фактической конституции, то есть о том, что реально существует в государстве. С другой стороны, конституция понимается как юридический акт – «писаная» конституция, «закон законов», – это так называемая юридическая конституция. Сам термин «конституция», который исходит от латинского «constitutio», что означает – устанавливаю, учреждаю, появился в Древнем Риме. Императорскими конституциями назывались соответствующие эдикты и декреты. Принято считать, что первые зачатки писаных конституций, появились в Англии во время английской революции. Первой конституцией большого буржуазного государства является Конституция США, которая была принята 17 сентября 1787 года. После ратификации Конвентами 11 штатов Конституция США вступила в силу 4 марта 1789 года. Принятие Конституции США способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма. После принятия Конституций в Польше (3 мая 1791 года) и Франции (3 сентября 1791 года), начинается поступательное движение конституционного режима по всему земному шару. В 1818 году принимается новая Конституция в Польше, в 1831 году – в Бельгии. Несколько позже были приняты конституции в Германии, Швейцарии, Италии, Голландии, Дании. В XIX веке конституционный строй был введен также и в целом ряде латиноамериканских стран – Венесуэле, Мексике, Чили, Аргентине, Бразилии, Уругвае и др. Что касается Царской России, то она в это время, хотя и не имела конституции, но проблемы конституционного развития Российского государства не могли не волновать передовые умы XIX века. В этом плане весьма характерными являются разработки М.М. Сперанского в отношении образа правления в России. В 1809 году по поручению Александра I Сперанский подготовил план государственных преобразований. В 1810 году в России был учрежден Государственный Совет. Конституция Российской империи – её официальное наименование «Основные Государственные законы» – была принята 23 апреля 1906 года. Она представляла собой своеобразную смесь законов абсолютной монархии с созданием в России первого представительного органа – Государственной Думы. Принятию, по сути дела, нового варианта «Основных Государственных законов» Российской империи, подготовленных еще М.М. Сперанским в 1810 году, предшествовало издание императором Манифеста об Усовершенствовании Государственного порядка 17 октября 1905.

Предмет конституционного регулирования – это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса. объектом конституции является политическая организация общества и устройство государства. Конституция, должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране на момент её принятия. Будучи сжатым, основной закон должен, содержать необходимый минимум норм для того, чтобы выполнить своё социально-политическое назначение – быть именно основным законом государства. конституция должна содержать три основных блока проблем:  − систему высших органов государства; − их компетенцию и характер взаимоотношений; − основы правового положения личности. в настоящее время под конституцией (в качестве обобщенного ее определения) понимают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, регулируют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного или конституционного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме того, конституции стали характеризоваться как законы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Сущность конституции проявляется в том, как, когда и для чего возникает та или иная конституция, какие социальные преобразования вызвали её к жизни.

 

8. Классификация конституции.

Форма конституции - способ организации и выражения конституционных норм. определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов.

Структура конституции: конституция, как правило, включает преамбулу (вводную её часть), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения. Нередко включается приложение. В целом ряде государств конституционные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в конституцию, размещаются вслед за основным текстом и имеют самостоятельное значение.

В современном правоведении проводится классификация конституций:

1. По порядку установления различают:

а) октроированные, т.е. дарованные монархом

б) Неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти, Учредительным  собранием или референдумом

2. По форме:

а) писаные, когда существует основной з-н гос-ва

б) неписаные, когда роль основного  з-на гос-ва выполняют несколько  актов, закрепляющих организацию верховной  гос. власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия).

3. По порядку изменения и дополнения  различают:

а) гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные)

б) жесткие, если в более сложном  порядке

4. По форме закрепления политической  власти различают:

а) монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция)

б) республиканские (Италия, США, Франция, Россия)

5. По формам закрепляемого гос.  устройства:

а) федеральные (США, Индия, Россия)

б) унитарные (Италия, Китай, Испания, Франция)

6. По характеру отражения действительности 

а) фиктивными, б) фиктивными.  Расхождение между фиктивной и нефиктивной конституцией это обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия конституции

 

9. Порядок пересмотра  Конституции Российской Федерации  и принятия

конституционных поправок. Толкование Конституции.

Порядок пересмотра Конституции устанавливается статьями 134, 135 Конституции РФ, федеральными конституционными законами "О Конституционном Собрании" (до сих пор не принят), "О референдуме РФ". Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 будет поддержано тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (под общим числом следует понимать число, установленное статьёй 95 Конституции РФ), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.  До настоящего времени Федеральный конституционный закон "О Конституционном Собрании" не принят, поэтому статус, порядок формирования и деятельности этого государственного органа остаются неясными. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов либо выносится на всенародное голосование. Решение о вынесении проекта Конституции РФ на всенародное голосование принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания и направляется Президенту РФ. Президент РФ направляет соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ, последний проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в случае признания соблюдения таких требований Президент РФ обязан назначить референдум РФ. Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"