Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

3. О выдвижении кандидата в  окружную избирательную комиссию  представляется письменное уведомление,  в котором должны быть указаны  сведения биографического характера  кандидата (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, сведения о судимостях (если у кандидата имеется неснятая или непогашенная судимость), гражданство, дата выдвижения кандидата. Уведомление о самовыдвижении кандидата подписывается кандидатом лично.

4. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности  кандидата, предусмотренные федеральным  законодательством, настоящим Законом,  после поступления в окружную  избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 3 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированным не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением и заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

 

45. Место и роль Президента  Российской Федерации в системе  разделения властей. Акты Президента Российской Федерации и их юридические свойства.

Президент  Российской  Федерации  в  системе  разделения  властей  Российской  Федерации.  Законодательная,  исполнительная  и  судебная власть  в  Российской  Федерации  реализуется,  как  мы  показали,  соответствующими  органами  государственной  власти:  Федеральным  Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, Правительством  Российской  Федерации  и  судами  Российской  Федерации. Вместе с тем статья 11 Конституции Российской Федерации к числу органов,  осуществляющих  государственную  власть  в  Российской  Федерации, относит и Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации, являясь органом государственной власти Российской Федерации, не входит ни в одну из трех традиционных (по Дж. Локку и Ш.-Л. Монтескье) ветвей власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную, хотя в соответствии с п. 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации – является главой государства. Источник президентской власти в Российской Федерации – многонациональный народ Российской Федерации. Избранный таким образом Президент Российской Федерации как глава государства получает мандат на осуществление государственной власти непосредственно от народа. В этом случае Президент Российской Федерации приобретает качества представителя народа, активного участника осуществления государственной власти от имени народа, что ставит его в положение органа государственной власти, управомоченного осуществлять одну из форм реализации народовластия посредством собственно президентской власти.

 И  эта власть  может   быть  названа  инициативно-распорядительной  президентской  властью  в  Российской  Федерации.  Следовательно,  Президент Российской Федерации – самостоятельный орган государственной власти Российской Федерации, а осуществляемая им государственно-властная деятельность реализуется посредством особой ветви государственной власти – президентской власти с присущими только этой ветви власти правовыми характеристиками.  Инициативно-распорядительный  характер  президентской власти проявляется в ее способностях к самостоятельным активным действиям в процессе реализации задач и функций государства. При этом реализация установленных Конституцией Российской Федерации и определяемых федеральными законами полномочий Президента Российской Федерации как носителя  и  выразителя  президентской  власти  предполагает  возможность проявления инициативы, свободу выбора средств реализации того или иного властного действия применительно к особенностям конкретных органов  государственной  власти  в  системе  разделения  властей  (законодательной, исполнительной, судебной), тех или иных характеристик развития субъектов  Российской  Федерации.  В  то  же  время  целесообразность  как структурный  элемент  в  содержании  инициативно-распорядительной  президентской власти, наряду с возможностью проявления инициативы, свободы выбора средств реализации соответствующих властных полномочий и  в  действиях  в  процессе  реализации  президентской  власти  ограничена рамками Конституции Российской Федерации. Для  решения  общей  для  всего  российского Реализуя свою инициативно-распорядительную деятельность, Президент Российской Федерации, как установлено в ч. I статьи 90 Конституции Российской Федерации, издает указы и распоряжения. Исходным  для  определения  юридической  природы  указа  и  распоряжения  Президента  Российской  Федерации  является  содержащееся  в  ч.  3 статьи 90 Конституции Российской Федерации положение о том, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В то же  время,  указы  и  распоряжения  Президента  Российской  Федерации  не могут быть отменены федеральным законом, а указами или распоряжениями (нормативными актами) Президента Российской Федерации не могут  вноситься  какие  бы  то  ни  было  изменения  или  дополнения  в  федеральный закон. Указы Президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой по отношению к постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. Акты  Правительства Российской Федерации, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации,  могут  быть  отменены  только  Президентом  Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются в порядке единоличного распорядительства не только по строго определенному  кругу  вопросов,  отнесенных  к  его  компетенции,  но  и  могут  издаваться в пределах неурегулированных федеральным законом отдельных областей жизнедеятельности государства и общества, определенных в  статьях  71  и  72  Конституции  Российской  Федерации  и  отнесенных  к сферам общественных отношений. По  юридическим  свойствам  указы  и  распоряжения  Президента Российской  Федерации  подразделяются  на  нормативные  и  индивидуальные. К нормативным относятся указы, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение. В  форме  указов  индивидуального  правоприменительного  характера, то есть указов, не имеющих нормативного характера, принимаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей   органов  государственной по вопросам  гражданства;  о  предоставлении  политического  убежища; награждения  государственными  наградами;  присвоения  специальных званий и классных чинов; и др. Распоряжения  Президента  Российской  Федерации  принимаются  по оперативным, организационным и кадровым вопросам, по вопросам работы  Администрации  Президента  Российской  Федерации.  Распоряжения,  в отличие от указов, не должны содержать, как правило, предписаний нормативного характера. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений,  содержащих  сведения,  составляющие  государственную  тайну,  или сведения  конфиденциального  характера. Публикуются в  течение  десяти  дней  с  момента  их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Такой порядок установлен Указом Президента Российской Федерации от  23  мая  1996  г.  «О  порядке  опубликования  и  вступления  в  силу  актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

 

46. Порядок избрания  и особенности ответственности  Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации  Президент Российской Федерации  избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного  права  при  тайном  голосовании.  Президентом  Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента  Российской  Федерации  более  двух  сроков  подряд. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основании  Федерального  закона  от  10  января  2003  г.  «О  выборах  Президента Российской Федерации». Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о проведении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором  проводилось  голосование  на  предыдущих  выборах  Президента Российской Федерации.  Выборы  Президента  Российской  Федерации  проводятся  по  единому федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Кандидаты  на  должность  Президента  Российской  Федерации  могут быть  выдвинуты  только  политическими  партиями,  имеющими  право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской федерации» политическая партия «вправе вдвинуть только одного кандидата». Партии, не преодолевшие 7-процентный барьер, для регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны собрать в поддержку их кандидата подписи двух миллионов избирателей – граждан Российской Федерации.

 Самовыдвижение  предполагает,  что  каждый  гражданин  Российской  Федерации,  обладающий  пассивным  избирательным  правом,  после официального опубликования о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. Основные расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями по выборам Президента Российской Федерации за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания  соответствующего  избирательного  фонда  и  прекращается  в  ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Избранным  считается  зарегистрированный  кандидат,  который  получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленного образца, обнаруженных в ящиках для голосования.  Повторное голосование проводится в том случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов (то есть, по результатам голосования в первом туре) не был избран на должность Президента Российской  Федерации.  В  этом  случае  Центральная  избирательная  комиссия Российской  Федерации  назначает  повторное  голосование  по  двум  зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По итогам повторного голосования избранным на должность  Президента  Российской  Федерации  считается  тот  зарегистрированный кандидат, который получил при голосовании большее число голосов избирателей. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий главы государства с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации определены, как мы уже говорили, в статьях 92 и 93 Конституции Российской Федерации. К числу таких случаев относятся: 1) отставка Президента Российской Федерации; 2) стойкая неспособность по  состоянию здоровья  осуществлять  принадлежащие ему полномочия; 3) отрешение от должности.

 Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимоотношений с Правительством Российской Федерации основываются на безусловном приоритете президентской власти, они достаточно широки  и  регулируются  статьей  83  Конституции  Российской  Федерации  и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». В данном случае Президент Российской Федерации: с  согласия  Государственной  Думы  назначает  Председателя  Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; принимает  решения  об  отставке  Правительства  Российской  Федерации (п. 2 статьи 117 Конституции Российской Федерации) или об освобождении от должности отдельного министра;  по предложению Председателя Правительства Российской Федерации  утверждает  систему  и  структуру  федеральных  органов  исполнительной власти; в  соответствии  с Конституцией  Российской  Федерации и Федеральным конституционным законом «О  Правительстве Российской  Федерации»  обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других государственных органов исполнительной власти; председательствует на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации; в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны,  безопасности,  внутренних  дел,  иностранных  дел, МЧС,  юстиции,  утверждает  по  представлению  Председателя  Правительства Российской Федерации Положения об этих органах исполнительной власти,  назначает  их  руководителей  и  заместителей  руководителей  этих федеральных органов исполнительной власти; распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти; отменяет постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации,  федеральным  конституционным  законам,  федеральным  законам  и указам Президента Российской Федерации. Президент  Российской  Федерации  представляет  Государственной Думе  кандидатуру  на  должность  Председателя  Центрального  Банка  Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении  от  должности  Председателя  Центрального  Банка  Российской Федерации. осуществляющий  высшее  представительство Российской  Федерации  в  международных  отношениях,  Президент  Российской Федерации в соответствии со статьей 86 Конституции Российской Федерации:  определяет  основные  направления  внешней  политики  государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;  ведет  переговоры  и  подписывает  международные  договоры  Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. В соответствии с п. «в» статьи 89 Конституции Российской Федерации,  Президент  Российской  Федерации  осуществляет  помилование осужденных за уголовные преступления. Во всех случаях Президент может выступать только как представитель государства, к которому, по существу, обращен иск. Он не присутствует лично в суде (такова практика государств мира), его представляют уполномоченные им должностные лица (члены Правительства, руководители Администрации Президента и др.), назначенные им адвокаты, иные лица. Президент, прекративший исполнение своих обязанностей в случаях истечения срока пребывания в должности, отставки или в связи со стойкой неспособностью их осуществлять (но не в результате импичмента), не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут допросу, обыску, личному досмотру, что распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Предусмотрены пожизненное денежное вознаграждение в размере 75% прежнего оклада, государственная охрана, государственная дача, бесплатная правительственная связь, аппарат помощников, медицинское обслуживание его и членов его семьи и т.д.

 

47. Совет Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, порядок деятельности; участие в законодательном процессе; внутренние руководимые и вспомогательные органы.

В части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации установлено, что в Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственно власти. Порядок формирования Совета Федерации в соответствии с части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации  определяется федеральным законом. Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен  Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О  порядке  формирования  Совета  Федерации  Федерального  Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона 14 февраля 2009 года.  Кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации Федерального Собрания выносятся на рассмотрение этого органа его Председателем. Решение об избрании законодательным (представительным)  органом государственной власти  субъекта  Российской  Федерации своего  представителя в Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением данного органа.  Представитель в Совет Федерации от исполнительного органа государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации  оформляется  указом  (постановлением)  высшего  должностного  лица  субъекта  Российской Федерации.  Указ  (постановление) вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного  (представительного)  органа  государственной власти  субъекта Российской  Федерации две трети депутатов не  проголосуют против назначения . действующий порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации означает, что палата  не имеет конституционно установленного срока своей деятельности. Компетенция  Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации.  Текстуально  компетенция  Совета  Федерации  Федерального Собрания закреплена в статье 102 Конституции Российской Федерации.  В  соответствии  с  требованиями  этой  статьи  к  ведению  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации относится: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж)  назначение  на  должность судей Конституционного  Суда  Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Совета Федерации Федерального Собрания относится также назначение выборов Президента Российской Федерации. В п. 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации установлено: «Каждая из палат принимает свои регламенты и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности». Работа Совета  Федерации  урегулирована  Регламентом  Совета  Федерации  Федерального собрания Российской Федерации, который принят Советом Федерации 30 января 2002 г. (в последней редакции от 20 февраля 2008 г.). Органами Совета Федерации являются: Совет палаты;  комитеты Совета Федерации; комиссии Совета Федерации. Должностными лицами Совета Федерации являются: Председатель Совета Федерации; заместитель Председателя Совета Федерации; председатель комитета, комиссии Совета Федерации; первый заместитель председателя  комитета,  комиссии  Совета  Федерации;  заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации; члены комитета, комиссии Совета Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"