Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

 Председатель Совета Федерации, являясь официальным представителем палаты: −  созывает заседания Совета Федерации; −  формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты; −  ведет  заседание  палаты  (то  есть  руководит  прениями,  деятельностью должностных лиц палаты и др. вопросами, возникающими в ходе заседания палаты); −  подписывает постановления Совета Федерации; −  приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного  Суда  Российской  Федерации  и  Генерального  прокурора  Российской Федерации; −  координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации; −  направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской  Федерации  о  поправках  к  Конституции  Российской  Федерации для рассмотрения;  −  направляет  Президенту  Российской  Федерации  для  подписания  и официального  опубликования  одобренные  Советом  Федерации  законы Российской  Федерации  о  поправках  к  Конституции  Российской  Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. На открытом и закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, члены Конституционного Суда Российской  Федерации;  судьи  Верховного  Суда  Российской  Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководители законодательных  (представительных)  органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации.

 

48. Государственная Дума  Федерального Собрания Российской  Федерации: порядок избрания, состав, компетенция, порядок деятельности; внутренние руководящие и вспомогательные органы. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Государственной Думы.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации, представляет интересы населения Российской Федерации.  Согласно  части  3  статьи  95  Конституции  Российской  Федерации, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Действующий порядок выборов  депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации определен Федеральным Законом от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному  избирательному  округу  пропорционально  числу  голосов, поданных  за  федеральный список  кандидатов  в депутаты  Государственной Думы, то есть выборы депутатов Государственной Думы проводятся  только  на  основе  пропорциональной  избирательной системы. Федеральный избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы включает в себя всю территорию Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. При этом  решение  о  назначении  выборов  депутатов  Государственной  Думы должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная  Дума  предыдущего  созыва.  Днем  избрания  Государственной Думы является день голосования, в результате которого Государственная  Дума  была  избрана  в  правомочном  составе. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федерального списка кандидатов. Выдвижение кандидатов в состав федерального  списка  кандидатов  осуществляется  политическими  партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года «О  политических  партиях»,  право  принимать  участие  в  выборах,  в  том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.  Выдвижение списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписной лист. Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации (радио-, телевещание, печатные средства и др.).  Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, и обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о признании выборов несостоявшимися в случае: если ни один федеральный список кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Недействительными выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации могут быть признаны Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случаях: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов  голосования нарушения не  позволяют с достоверностью  определить волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может быть однопартийной: в ее составе должны быть представлены две или более политических партий. Официальное  опубликование  результатов  выборов  депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также данные о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным списком кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует депутатов и выдает им удостоверения об избрании депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В случае необходимости, когда выборы депутатов Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  будут  признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, установленном Федеральным законом от 18 мая 2005 г. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре  месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Требование преодолеть семипроцентный барьер (заградительную планку) в данном случае сохраняется. Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской  Федерации.  В  Конституции  Российской  Федерации  предусмотрена  возможность  роспуска  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Такая возможность обусловлена следующими обстоятельствами: в  части  4  статьи  111  Конституции  Российской  Федерации  предусмотрено, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской  Федерации  после  трехкратного  отклонения  представленных кандидатур (это может быть одна и та же кандидатура, представленная в третий  раз)  Председателя  Правительства  Российской  Федерации.  В  этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства  Российской  Федерации,  распускает  Государственную  Думу  и назначает новые выборы; в  статье  117  Конституции  Российской  Федерации  предусмотрены следующие случаи досрочного прекращения полномочий Государственной Думы: первый  случай:  Президент  Российской  Федерации  может  объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо о роспуске Государственном  Думы  в  случае,  если  Государственная  Дума  в  течение  трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации (часть 3 статья 117 Конституции Российской Федерации); второй случай: Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.  Если  Государственная  Дума  в  доверии  отказывает,  Президент Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначает новые выборы (ч. 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации). Статья  109  Конституции  Российской  Федерации  предусматривает случаи,  при  наличии  которых  Государственная  Дума  не  может  быть распущена: 1) по основаниям, указанным в статье 117, в течение одного г. после ее избрания; 2) с момента выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относится: а)  дача  согласия  Президенту  Российской  Федерации  на  назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации: в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации  о  результатах  его  деятельности,  в  том  числе  по  вопросам,  поставленным Государственной Думой1: г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" Депутаты в ГосДуму назначаются сроком на 5 лет. Предметная группа полномочий Государственной Думы выражена в части  1  статьи  105 Конституции  Российской  Федерации:  «Федеральные законы принимаются Государственной Думой, в пределах, установленных статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который принят Государственной Думой 22 января 1998 года с последующими изменениями. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Внутренние  руководящие и вспомогательные органы  Государственной Думы. К числу таких органов относятся: 1)  Председатель  Государственной Думы  Федерального  Собрания Российской  Федерации,  первые  заместители Председателя  Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы; 2) Совет Государственной Думы;  3) депутатские объединения, то есть депутатские фракции; 4) комитеты и комиссии Государственной Думы; 5) вспомогательный аппарат Государственной Думы. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной  Думы.  Названные  должностные  лица  Государственной  Думы избираются Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Общий порядок работы Государственной Думы. В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает  старейший  по  возрасту  депутат  Государственной  Думы.  В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Заседания  Государственной  Думы  проводятся  открыто,  гласно  и освещаются  средствами  массовой  информации.  Государственная  Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Заседание  Государственной  Думы  является  правомочным,  если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях.

 

49. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации: понятие и стадии законодательного процесса; содержание стадий законодательного процесса; полномочия палат в законодательном процессе; роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. Законодательный  процесс  в  Государственной  Думе  Федерального Собрания Российской Федерации. В ч. 1 статьи 105 Конституции Российской  Федерации  установлено:  «1.  Федеральные  законы  принимаются Государственной Думой». Стадиями  законодательного процесса  в  Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской Федерации являются: а) законодательная инициатива; б)  рассмотрение  законопроекта  в  комитетах  Государственной Думы; в) принятие федерального закона. Законодательная  инициатива.  Это  официальное  внесение  в Государственную Думу уполномоченными на то субъектами законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что Государственная Дума обязана принять к своему  рассмотрению  предложение по  изданию закона. В статье  104  Конституции Российской  Федерации установлено,  что право законодательной инициативы в Государственной Думе принадлежит: − Президенту Российской Федерации; − Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; −  членам Совета Федерации; −  депутатам Государственной Думы; −  Правительству Российской Федерации; Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам своей компетенции.

 Обсуждение законопроектов. В  Конституции Российской Федерации  об этой стадии законодательного  процесса ничего не сказано.  Соответствующая  процедура   нашла  свое  отражение  в   главе  13  Регламента Государственной  Думы.  Рассмотрение  законопроектов  Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может: −  принять  законопроект  и  продолжить  работу  над  ним  с  учетом предложений и замечаний; −  принять  закон;  за  исключением  законопроектов  по  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; −  отклонить законопроект. В ходе первого чтения могут вноситься поправки, которые затем изучает и обобщает ответственный комитет.  В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель  ответственного  комитета  Государственной  Думы,  который  сообщает об итогах рассмотрения проекта закона в комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Государственная Дума рассматривает  все  поправки,  рекомендуемые  ответственным  комитетом  к  отклонению, а затем и поправки, по которым ответственный комитет решения не принял. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки. При завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется в Совет Государственной Думы, который назначает день проведения третьего чтения, в целях его принятия в качестве закона. При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение его в целом или по отдельным частям для нового обсуждения. Только в исключительных случаях, по требованию депутатских объединений,  представляющих  большинство  депутатов  Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения. Во всех остальных случаях законопроект ставится на голосование для принятия его в качестве закона. Принятие закона. Статья 105 Конституции Российской Федерации  устанавливает,  что  федеральные  законы  принимаются  Государственной  Думой.  Для  этого  необходимо,  чтобы  закон  был  принят  большинством от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме  трех  основных  стадий  законодательного  процесса,  Государственная  Дума  может  возвратиться  к  повторному  обсуждению  уже принятого федерального закона в двух случаях: во-первых, при повторном рассмотрении федеральных законов, отклоненных Советом Федерации и, во-вторых, для рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.  Если  при  повторном  рассмотрении  федерального  закона,  отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложенный вариант согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции и будет считаться принятым, если за него проголосовало  не  менее  двух  третей  от  общего  числа  депутатов  Государственной Думы. За принятие поправок, сделанных Президентом Российской Федерации,  должно  высказаться  большинство  от  общего  числа  депутатов  Государственной Думы; за одобрение федерального закона в прежней редакции – высказаться также не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это уже второй этап законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации. Функции  Совета  Федерации в законодательном процессе  состоят, главным образом,  в последующем рассмотрении  федеральных законов, уже принятых Государственной Думой, и их одобрении или неодобрении. Федеральный закон считается одобренным: во-первых, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации; во-вторых, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен, но не отклонен Советом Федерации. Одобрение федерального закона Советом Федерации может быть осуществлено как в активной форме, то есть  путем  голосования  членов  Совета  Федерации,  так  и  в  пассивной форме. В последнем случае (без рассмотрения Советом Федерации) федеральный закон считается одобренным по истечении четырнадцатидневного срока,  установленного  ч. 4  статьи  105  Конституции Российской  Федерации. Это означает, что Совет Федерации сам решает, какие из принятых Государственной Думой федеральных законов подлежат  его рассмотрению, а какие – нет, за исключением федеральных законов по вопросам, перечисленным  в  статье  106  Конституции  Российской  Федерации. В статье 106 Конституции Российской Федерации определен круг вопросов,  которые  подлежат  обязательному  рассмотрению  их  Советом Федерации.  Иначе  говоря,  Совет  Федерации  не  вправе  уклоняться  от рассмотрения федеральных законов, принятых Государственной Думой по следующим вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;  а также от рассмотрения вопросов:  ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Третий этап законодательного процесса. В соответствии с части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования независимо от того, одобрен этот  федеральный  закон  Советом  Федерации  путем  голосования  или  без рассмотрения  Советом  Федерации. Президент Российской  Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации), он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации). В ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что  закон  подлежит обязательному официальному  опубликованию.  Неопубликованный закон не применяется. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания». В статье 2 названного Федерального закона сказано, что датой принятия федерального  закона  считается день  принятия  его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные  конституционные  законы,  федеральные  законы,  акты палат  Федерального  Собрания  вступают  в  силу  одновременно  на  всей территории  Российской  Федерации  по  истечении  десяти  дней  после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

 

50. Порядок опубликования  и вступление в силу федеральных  конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания: правовое регулирование, содержание, особенности. Законодательный  процесс  в  Государственной  Думе  Федерального Собрания Российской Федерации. В ч. 1 статьи 105 Конституции Российской  Федерации  установлено:  «1.  Федеральные  законы  принимаются Государственной Думой». Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания Российской Федерации также определяется федеральным законом от 14 июня 1994 года, в части 2 статьи 3 которого установлено, что акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия; вступают в силу они с момента их принятия. Постановления Государственной Думы принимаются по вопросам ее внутренней организации и, кроме того, по следующим вопросам:  − об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона; −  о даче Президенту Российской Федерации согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о выражении недоверия Правительству Российской Федерации; о выражении доверии Правительству Российской Федерации; −  о  назначении  на  должность  и  об  освобождении  от  должности Председателя Государственного банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; −  об объявлении амнистии; −  о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;  −  по другим вопросам своей компетенции (статья 93 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). Постановления  Совета  Федерации  и  Государственной  Думы  принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией  Российской  Федерации  или  Регламентами  палат,  и  подписываются председателями соответствующей палаты. В части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации сказано, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон:во-первых, федеральный закон принимается палатами федерального Собрания  Российской  Федерации  в  порядке,  установленном  статьей  105 Конституции Российской Федерации; во-вторых, федеральный закон содержит нормативные предписания, то есть всегда является нормативным правовым актом; в-третьих, федеральный закон имеет прямое действие и обязателен к исполнению  на  всей  территории  Российской  Федерации  всеми  государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; в-четвертых, федеральному закону не должны противоречить акты, принимаемые  Президентом  Российской  Федерации,  федеральными  органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; в-пятых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации в-шестых, федеральные законы не могут быть приняты, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,  нарушению  государственной  целостности  Российской  Федерации  и единства системы государственной власти в Российской Федерации; в-седьмых,  федеральные  законы  не  могут  противоречить  федеральным конституционным законам.

 К индивидуальным особенностям  федеральных конституционных законов  относятся: во-первых,  федеральные   конституционные  законы  принимаются  по вопросам, предусмотренным в Конституции Российской Федерации. Таких конституционных предписании – 15. В их числе: статья 56 – принятие федерального  конституционного  закона  о  чрезвычайном  положении  (уже  принят);  часть  1  статьи  70  –  о государственных символах  (уже приняты);  не принят еще федеральный конституционный закон о статусе Конституционного Собрания (часть 2 статьи 135 Конституции Российской Федерации); во-вторых, в Конституции Российской Федерации установлен особый порядок принятия федеральных конституционных законов. В части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральный  конституционный  закон  считается  принятым,  если  он  одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; в-третьих, принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати  дней  подлежит  (!)  подписанию  Президентом  Российской Федерации и обнародованию. Из сказанного следует, что на федеральный конституционный закон вето Президента Российской Федерации не распространяется. в-четвертых,  в  части  3  статьи  76  Конституции  Российской  Федерации установлено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным  конституционным  законам.  Этим  подтверждается  верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем нормативным правовым актам в государстве, то есть в иерархии нормативных правовых актов федеральные конституционные законы занимают следующее после Конституции Российской Федерации место; в-пятых,  федеральные  конституционные  законы  не  только  не  могут перераспределять,  то  есть  видоизменять,  передавать,  исключать,  установленные  Конституцией  Российской  Федерации  предметы  ведения  Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но и вносить какие бы то ни было изменения  в  другие  статьи  Конституции  Российской  Федерации.  А  это  свидетельствует о том, что и для федерального конституционного закона характерной является особенность его юридической природы, проявляющаяся в том, что: во-первых, федеральный конституционный закон принимается во исполнение  Конституции  Российской  Федерации;  во-вторых,  не  должен изменять ее положений; в-третьих, не может стать ее основной частью. Федеральные  конституционные  законы  предназначены  для  обеспечения  стабильности  Конституции  Российской  Федерации  как  Основного закона государства.

 

51. Статус депутата представительного органа в Российской Федерации: понятие правового статуса, правовое регулирование.

 

52. Депутатская неприкосновенность  и депутатская не ответственность:  правовое  регулирование, содержание; толкование вопроса о депутатской неприкосновенности Конституционным Судом Российской Федерации. Правовое  положение члена Совета  Федерации и депутата  Государственной Думы определяется статьями 97 и 98 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета  Федерации  и  депутата  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации»  (в  редакции  Федерального  закона  от  5 июля 1999 года с последующими изменениями, включая изменения, внесенные Федеральным законом от 14 февраля 2009 года), а также Регламентами  Совета  Федерации и Государственной Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации. Формы деятельности  членов  Совета  Федерации и депутатов Государственной власти  в палатах Федерального  Собрания.  Такими формами являются: −  участие в заседании соответствующей палаты и в совместных заседаниях палат; −  участие  в  работе  комитетов  и  комиссий  палат;  в  работе  согласительной комиссии, членом которой избран депутат Государственной Думы или член Совета Федерации. В  Регламентах  палат  Федерального  Собрания  установлено,  что  участие в работе палаты, комитетах и комиссиях соответствующих палат является  обязанностью  депутата  Государственной  Думы и  члена  Совета Федерации. Другими формами деятельности членов Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются: −  участие в выполнении поручений соответствующей палаты; −  участие в парламентских слушаниях; −  внесение законопроектов в Государственную Думу, то есть реализация права законодательной инициативы; −  внесение  парламентского  запроса,  а  также  депутатского  запроса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы; −  обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному прекращению обнаруженных нарушений прав и свобод гражданина и человека.   Депутатская неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Таким образом, Д. н. - это не освобождение депутата от юридической ответственности вообще, как порой неверно пишут средства массовой информации, а особый порядок применения некоторых мер этой ответственности, который должен оградить депутата от необоснованного преследования и, прежде всего, мести тех органов и должностных лиц, незаконные и неблаговидные действия которых явились объектом критики со стороны депутата. В последнее время понятие "депутатская неприкосновенность" стало трактоваться в расширительном плане. Например, депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д. н. распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, на принадлежащие ему документы (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.). Некоторые депутаты стали еще шире трактовать Д. н. - как имеющую абсолютный характер, т. е. без прямой связи с депутатской деятельностью. Поэтому Конституционный Суд в постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о толковании указанного Закона записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ указанные положения Закона в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности. Таким образом, именно в этом плане и должна рассматриваться Д. н. как гарантия статуса депутата. (С. А.) Первая группа гарантий – внутрипарламентские гарантии, к которым относятся: право законодательной инициативы  в Государственной Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации;  право  решающего  голоса  по всем вопросам, рассматриваемым палатами, членом которой он является; право депутата Государственной Думы присутствовать на заседаниях Совета Федерации, а члена Совета Федерации – присутствовать на заседаниях Государственной Думы; право участвовать в работе комитетов и комиссий  палаты,  а  также  в  работе  согласительных  и  других  специальных  комиссий, образуемых палатами. Вторая группа гарантий – организационные гарантии. Эти гарантии обеспечивают членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы возможность для выполнения долга члена законодательного (представительного) органа государственной власти. – по вопросам своей деятельности пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных  на  территории  Российской  Федерации  органов  государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, общественных  объединений. К числу организационных гарантий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы следует отнести их право иметь помощников. Третья группа гарантий – гарантии трудовых прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы: срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий или непрерывный трудовой стаж или срок службы. Четвертая группа гарантий – материальные гарантии: членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Пятая группа гарантий – гарантии личной неприкосновенности и неответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, то есть депутатский иммунитет.  Неприкосновенность и неответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы закреплены в статье 98 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 19, 20 и 21 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Второй  составляющей  депутатского  иммунитета  является  неответственность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В пункте 6 статьи 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы установлено, что член Совета Федерации,  депутат  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  не  может  быть  привлечен  к  уголовной  или  административной ответственности (в любом случае) за высказывание мнений или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате и другие действия, соответствующие статусу члена парламента, в том числе и по истечении срока его полномочий. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Российской Федерации о проверке конституционности указанных положений названного Федерального закона. Признать статью 19 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" соответствующей Конституции Российской Федерации, но не допускающей расширительного толкования и отказа от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, однако необходимых в интересах правосудия при выполнении требований статей 17 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации. Признать положения части первой статьи 18 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на его допрос в отношении действий по осуществлению депутатской деятельности, а также положение части второй статьи 20 названного Закона о внесении Генеральным прокурором Российской Федерации представления в соответствующую палату Федерального Собрания для получения такого согласия соответствующими Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"