Гражданско-правовая защита деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:58, реферат

Описание

В настоящее время, по-моему, это один из самых существенных и актуальных вопросов Российской Федерации. Если мы стремимся догнать западные развитые страны, то в первую очередь мы должны обеспечить надежную и эффективную правовую базу, по возможности устранить противоречия в ней и гарантировать ее обеспечение государством. Таким образом, государство, реально обеспечивая права может вернуть доверие и поддержку населения, а это положительно скажется в целом на всем экономическом и социальном развитии страны.

Другими словами, если следовать примеру других государств, то в первую очередь необходимо гарантировать основные жизненно важные права, ведь развитые страны известны именно своей правовой и социальной защитой.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Деловая репутация организации 4
2. Особенности деловой репутации 5
3. Защита деловой репутации 9
4. Организации и СМИ: проблемы защиты деловой репутации 11

Заключение 15
Список используемой литературы 16
Приложение 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат право.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Деловая репутация - это сопровождающееся положительной  оценкой общества отражение деловых  качеств юридического лица в общественном сознании. Деловая репутация юридического лица - организации формируется главным образом благодаря его публичной деятельности.

     Наиболее  часто встречающимся способом нарушения  деловой репутации является распространение  сведений, не соответствующих действительности, через средства массовой информации.

     Деловая репутация – это результат  целенаправленных действий, это совокупность качеств и оценок, с которыми юридическое  лицо ассоциируется в глазах своих  контрагентов, клиентов, потребителей и т.д. Но тогда деловая репутация имеет неюридическое происхождение, она не присваивается правом юридическому лицу в силу его учреждения так, как любому человеку присваиваются в силу рождения определенные и защищаемые законом блага (неприкосновенность частной жизни, право на имя, на личную и семейную тайну и т.п.). Закон лишь охраняет право на деловую репутацию, но не создает ее. Деловая репутация создается собственными усилиями предпринимателя.

     Однако, будучи созданной, деловая репутация  испытывает постоянное воздействие деятельности юридического лица, зависит от нее и поэтому постоянно изменяется, возрастает или уменьшается. Благо, заключающееся в деловой репутации, состоит, прежде всего, в расширении коммерческих возможностей юридического лица.

     Юридическое лицо планирует свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации. Ряд действий, таких, как, например, рекламные кампании, благотворительные акции и другие имеют единственной целью повышение деловой репутации. Но, тем не менее, любые действия юридического лица предполагают достижение положительного для деловой репутации эффекта.

     Сам по себе тот факт, что деловая  репутация является планируемой, рациональной и целесообразной деятельностью, означает способность к объективной внешней  оценке, так как «внешняя оценка как раз и состоит в сопоставлении действий и их результатов, целей и понесенных для этого затрат6». Более того, многие юристы считают, что сами оценки, даваемые контрагентами юридического лица, как и любые оценки, даваемые в процессе предпринимательской деятельности, опираются на рациональные, исчисляемые показатели. А значит, они объективны, и суд «в состоянии объективно оценить совокупность качеств и оценок, которые составляют деловую репутацию7».

     Следовательно, умаление деловой репутации также  объективно и подлежит доказыванию. Но, с другой стороны, многие специалисты в сфере права, утверждают, что деловая репутация субъективна, поскольку мнения о деловой репутации того или иного лица различны. Но объективность по определению – свойства предмета, отраженные вовне, во внешнем окружении; субъективность же составляет внутреннюю сферу субъекта. Эти сопоставления позволяют заключить, что если какие-либо качества отражаются окружающими, вне того предмета, которому они присущи, они объективны.

 

3. Защита деловой репутации

     Содержание  права на защиту деловой репутации, согласно статье 152 Гражданского кодекса  РФ, выражается в трёх правомочиях:

     - право на опровержение распространённых  сведений, которые не соответствуют  действительности и порочат деловую  репутацию,

     - право требовать возмещения убытков,  возникших вследствие такого  распространения, 

     - право требовать компенсации  причинённого морального вреда. 

     Закон “О средствах массовой информации”  устанавливает четвёртое правомочие – право на ответ в том же средстве массовой информации, в котором были распространены порочащие сведения.

     В случае предъявления требования о возмещении убытков необходимо также доказать наличие причинной связи между  распространением информации и убытками.

     Согласно  статье 208 ГК РФ, исковая давность на «требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом8» не распространяется. Однако это не относится к возмещению убытков: требование о возмещении убытков имеет перспективы быть удовлетворённым лишь в случае его предъявления в пределах общего срока исковой давности.

     Защита  гражданских прав –  один из институтов гражданского права, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.

     При обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что  данный спор связан с его предпринимательской  либо иной экономической деятельностью.     

     Не  всегда решения принятые судом выполняются. В ГК РФ предусмотрено наложение  штрафа для нарушителя: «Если решение  суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в  размере и в порядке, предусмотренных  процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие9».

     Деловая репутация юридического лица в разное время может быть как положительной, так и отрицательной. Судебной практикой правовая защита данного блага должна осуществляться только в случае нарушения положительной деловой репутации, так как отрицательная или порочная деловая репутация (хотя она, наверное, таковой уже не является) защите не подлежит. Поэтому юридическому лицу, обратившемуся в суд с иском о защите деловой репутации, необходимо доказать следующие обстоятельства:

         1) сведения должны быть распространены, и они должны не соответствовать  действительности и быть порочными;

         2) сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.

     При отсутствии хотя бы одного из названных  условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.

     Современное законодательство России и других стран не закрепляет в правовых актах перечня порочащих сведений, предоставляя определять их круг суду.

     Под распространением сведений следует  понимать опубликование не соответствующей  действительности информации в печати, трансляцию по радио и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным и другим лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу.

     Сообщение таких сведений только тому лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением. Ответчиками по делам о защите деловой репутации являются граждане и юридические лица, которые распространили порочащие сведения, не соответствующие действительности. Истец же обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика.

     Порочащими  называются также не соответствующие  действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства (порочащие как основной, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию юридического лица.

     Если  действия лица, распространившего не соответствующие действительности, порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства10.

     Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.

     Судебная  защита деловой репутации лица, в  отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства. 

     Производство  по делу о защите деловой репутации  возбуждается на основании поданного  в арбитражный суд искового заявления. Арбитражному суду подведомственны те дела о защите деловой репутации, в которых обе стороны являются либо физическими лицами, либо имеют статус индивидуального предпринимателя. Единственное исключение – ответчиком может быть автор порочащей репутацию статьи в прессе, несмотря на то, что он физическое лицо.

     «Требование о защите деловой репутации является неимущественным требованием и  поэтому оплачивается государственной  пошлиной в размере 10 МРОТ. Однако в  случае, если лицо помимо опровержения требует возмещения причиненных ему распространением не соответствующих действительности сведений убытков, то помимо этого должна взиматься и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера11».

4. Организации и СМИ: проблемы защиты деловой репутации

     В настоящее время с развитием  информационных технологий совершенствование  методов правового регулирования  не поспевает за динамично развивающимися формами общественных отношений. Многочисленные пробелы современного гражданского законодательства неизбежно влекут усиление влияния средств массовой информации на общественное сознание, одновременно с этим уменьшается эффективность средств защиты от произвола информационных властей. В первую очередь от этого страдают коммерческие организации, благосостояние которых целиком зависит от их деловой репутации.

     При этом к СМИ следует приравнивать также интернет-сайты, материалы  которых предназначены для неограниченного  круга лиц.

     Согласно  Закону «О средствах массовой информации»,

     Журналист обязан: «проверять достоверность сообщаемой им информации»; «сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника»; «при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки12»;

     При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство  граждан и организаций.

     Однако, зачастую, СМИ, стремясь достичь максимального  читательского интереса публикуют  информацию, не только не соответствующую действительности, но часто прямо порочащую других лиц, как физических, так и юридических. Это позволяет привлечь больше читателей, а следовательно, получить большую прибыль. Однако предприятия теперь все чаще обращаются в суд с исками о защите деловой репутации. Хотя в то же время заметно участились и случаи намеренного обращения в суд, злоупотребления своим правом на судебную защиту с целью получить максимальную компенсацию от распространителя сведений.

     В СМИ ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций несут редакция, главный редактор, журналист. Они освобождаются от ответственности в нескольких случаях, а именно:

     1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

     2) если они получены от информационных  агентств;

     3) если они содержатся в ответе  на запрос информации либо  в материалах пресс-служб государственных  органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных  объединений;

     4) если они являются дословным  воспроизведением фрагментов выступлений  народных депутатов, делегатов  конференций, пленумов общественных  объединений, официальных выступлений  должностных лиц государственных  органов, организаций и общественных  объединений;

     5) если они содержатся в авторских  произведениях, идущих в эфир  без предварительной записи, либо  в текстах, не подлежащих редактированию;

Информация о работе Гражданско-правовая защита деловой репутации