Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

В условиях расширения демократии и гласности, становления рыночных отношений и развития предпринимательской деятельности вопрос о гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации приобретает все большую актуальность и остроту. Тенденции развития современного общества показали, что защита личных неимущественных прав является одним из основных условий социального прогресса. Гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их надежной охраны и защиты правовыми средствами стимулирует субъектов гражданско-правовых отношений к более продуктивной и конструктивной деловой активности.

Содержание

Введение 3
Г Л А В А I Правовые категории чести, достоинства и деловой репутации 5
1.1 Основные аспекты и понятия чести, достоинства и деловой репутации 5
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию 11
Г Л А В А II Защиты чести, достоинства и деловой репутации 16
2.1 Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию 16
2.2 Защита чести, достоинства и деловой репутации от посягательств в сети Internet. 26
2.3 Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде 30
Заключение 38
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

29079015 Серпухов Гражданское право Пивоваров Александр Юрьевич.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)


МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Факультет Юриспруденция

Кафедра Правовых дисциплин

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине Гражданское право

 

Студента Пивоварова Александра Юрьевича

 

На тему: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

 

 

Автор работы:

    Пивоваров А.Ю.                                                                                   ___________________

                                          (подпись)

 

Научный руководитель:             

___________________                                                                      ___________________

(ученая степень, звание, ФИО)                                                        (подпись)

 

 

 

Дата сдачи курсовой работы:

«___»__________200__ г.

 

Дата защиты: «___»____________200__ г.

 

Оценка: ____________________

 

 

Москва 2011

 

Содержание

 

Введение

Г Л А В А  I  Правовые категории чести, достоинства и деловой репутации

1.1 Основные аспекты и понятия чести, достоинства и деловой репутации

1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию

Г Л А В А  II  Защиты чести, достоинства и деловой репутации

2.1 Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

2.2 Защита чести, достоинства и деловой репутации от посягательств в сети Internet.

2.3 Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде

Заключение

Список литературы


Введение

 

 

 

 

В условиях расширения демократии и гласности, становления рыночных отношений и развития предпринимательской деятельности вопрос о гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации приобретает все большую актуальность и остроту. Тенденции развития современного общества показали, что защита личных неимущественных прав является одним из основных условий социального прогресса. Гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их надежной охраны и защиты правовыми средствами стимулирует субъектов гражданско-правовых отношений к более продуктивной и конструктивной деловой активности.

Проблема правовой защиты чести и достоинства личности во многом актуальна и тем, что в условиях развития и становления демократии остро ощущается столкновение свободы слова и права на защиту чести, достоинства и репутации, прежде всего граждан. Во многом это связано с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации, в частности, глобальной информационной сети Интернет.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство – гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

Данная работа посвящена многостороннему исследованию гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации. В первой части значительное внимание уделено основанию разграничения понятий чести, достоинства и деловой репутации, а также содержанию права на данные личные неимущественные блага. Во второй части производится обширное описание основных положений о гражданско-правовой процедуре защиты чести, достоинства и деловой репутации. Раскрывая сущностные понятия гражданско-правовой защиты, а также ее видов, данная часть работы выполняет ориентировочную функцию, помогая различить основные направления судебных способов охраны чести, достоинства и деловой репутации.

Третья часть полностью посвящена вопросам компенсации морального вреда, причиненного распространением порочащих сведений о лице.

В работе использовались различные источники как нормативно-правового характера, включая законодательство и зарубежных стран, так и доктринального толка.

 


Г Л А В А  I  Правовые категории чести, достоинства и деловой репутации

 

 

 

1.1 Основные аспекты и понятия чести, достоинства и деловой репутации

 

 

 

Честь, достоинство, деловая репутация - это категории морального или нравственного порядка, что в общественном понимании одно и то же. Мораль является  важнейшим социальным институтом, одной из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в морали - представление о добре и зле, честном и бесчестном, благородном и неблагородном, похвальном и постыдном, долге и совести. Самым полным и глубоким выражением нравственной сущности человека считается совесть, то есть способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над собой. «Закон, живущий в нас, -писал И. Кант, - называется совестью; совесть есть. собственно, соотношение наших поступков с этим законом» Но мораль не может быть сведена к голым принципам. Только поступки как плоды помыслов могут раскрыть истинную сущность человека, его нравственность. могут свидетельствовать о его чести, достоинстве и деловой репутации.

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

Словарь русского языка Ожегова определяет понятие чести как "достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы; хорошая незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение" [29, с.180]. Достоинством же является "совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе" [29, с. 880].

Таким образом, видно, что честь олицетворяет объективную социальную оценку человека, внешнюю направленность общественного суждения о ком-либо. Достоинство, в свою очередь, предполагает наличие самооценки личности, то есть субъективного осознания своих высоких моральных качеств.

Итак, честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других – усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство – это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.

Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.

Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.

Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации