Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание

В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и деловой репутации.
Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

Содержание

I. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Введение
Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Глава 2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
§ 2. Проблема возмещения морального вреда
Заключение
II. Задача 1.
III. Задача 2.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КР ГРАжданка.DOC

— 176.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

П Л А Н:

I. Гражданско-правовая  защита чести, достоинства и  деловой репутации

Введение 

Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации 

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию

Глава  2.   Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

§ 2.  Проблема возмещения морального вреда

Заключение  

II. Задача 1.  
III. Задача 2.

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Гражданско-правовая  защита чести, достоинства и  деловой репутации.

Введение.

      В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной  из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

      Ни  одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

      Закрепление прав и свобод человека в Конституции страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.

      Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

      В наши дни реальность прав человека в Беларуси должна рассматриваться как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.

      Данная  работа посвящена одному из многих неимущественных прав - праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из введения, двух глав и заключения.

      В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и  деловой репутации.

      Во  второй главе рассматриваются вопросы  о понятиях гражданско-правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты. 

Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории.

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации 

      Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

      Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

      Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

      Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

      Еще в древней Греции и древнем  Риме понятия чести и достоинства  соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике  многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

      С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую  власть, крупнейшую из сил, проявляемых  в истории отношений людей  и народов в целом.

      Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

      Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому  при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

      При определении понятия чести различают  два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

      Что же касается субъективной, личной стороны  чести, то она заключается в способности  человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

      Личная  сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

      Роль  общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

      Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его  поступках по-своему. Он не может  подчиниться началу свободного выбора.

      Положительная оценка деятельности и поведения  человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

      Честь является категорией исторической, ибо  она возникла с появлением человеческого  общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

      В основе представления о чести  лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный  характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.    

      Вместе  с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

      Достоинство того или иного человека заключается  в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и  составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

      Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

      Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных  качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито  в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив. 

      Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

      В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных  качеств индивида, его моральную  ценность. Оно может рассматриваться  как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.

      Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

      Честь и достоинство, в частности, граждан  не одинаковы, поскольку не одинаковы  их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

      Неразрывно  с честью и достоинством стоит  и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

      Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации